Инвариант в терминологии
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:43 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Допустим, мы берём омонимическую парадигму со стержневым термином "текст"? Какое значение здесь должно быть инвариантным?
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:47 | Сообщение # 2 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Текст [от лат. textus -ткань, соединение], 1)последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение: 2) Словесное произведение: в художественной литературе – законч. произв. либо его фрагмент, составленный из знаков естеств. яз. (слов) и сложных эстетич. знаков (слагаемых поэтич. яз., сюжета, композиции и т.д.); 3) Авторское соч. без комментариев и приложений к нему. 4) В издании – часть произведения, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т.п. 5) Типографский шрифт, кегль размер к-рого равен 20 пунктам (ок 7,5 мм.). Лексема текст в данном случае включает пять лексико-семантических вариантов. Если абстрагироваться от пятого, ориентированного на толкование специального термина, то 1, 2, 3 и 4 варианты, несмотря на различие в значениях, будут совпадать в главном: в первом значении важно то, что текст трактуется как последовательность знаков: предложений, слов; во втором случае – это художественный текст, также составленный из знаков; в третьем случае – это авторское сочинение, состоящее опять-таки из знаков, т.е., как считают авторы словаря, без комментариев и приложений, что косвенно указывает на отсутствие незнаковых структур, в четвертом лексико-семантическом варианте также все нелингвистические средства выводятся за пределы понимания текста. У О.С.Ахмановой дается сжатая формулировка, которая позволяет получить общее представление о тексте как о произведении речи, зафиксированном на письме:
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:49 | Сообщение # 3 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Текст… 1. То же, что произведение речи. 1. Произведение речи, зафиксированное на письме. Текст диалектный. Текст иноязычный Текст фольклорный. 2. То же, что корпус. [Ахманова 2004: 470]. По существу текст рассматривается не как единица языка, а как единица речи. Между тем предыдущие две формулировки ориентированы на дихотомию язык-речь. В них учитывается и знаковый характер языка, и то, что текст является произведением речевого искусства.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:51 | Сообщение # 4 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Текст (от лат.textus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основным свойством которой является связность и цельность. Т. – это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения. Т. синтезирует языковые и речевые варианты всех уровней, объединяет в себе языковые сущности и речевые свойства. Он одновременно единица языка и произведение речи. [Брусенская 2005: 210-211].
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:53 | Сообщение # 5 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Текст [лат. textum – cвязь, соединение]. 1) Словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание. Смысл текста - конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и иная), выраженная речью и при её участии сформированная в сознании человека. Текст как единое целое индивидуален: его можно прочитать про себя или вслух, но он всегда принадлежит определенному автору. Любой текст обладает синтаксической структурой, использует единицы языка по определенным правилам, которые повторяются в текстах разной тематики, у разных авторов. В основе этих правил лежит синтаксическая единица, объединяющая несколько предложений. Такую единицу называют абзацем, строфой, синтаксическим единством, сверхфразовым единством, синтаксическим контекстом. 2) Продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное. Т. всегда характеризуется отнесенностью к какому-либо стилю: научному, публицистическому и др. 3) Продукт речи, появляющийся в определенной ситуации общения, включающей, в зависимости от ситуации общения, ряд структурно-композиционных частей, которые накладывают отпечаток на отбор языковых средств. 4) Текст нельзя отождествлять с произведением литературы. Текст – это как бы языковая ткань произведения [Жеребило 2005: 279-280]. Е.А. Баженова и М.П. Котюрова пишут, что текст – это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность, целостность, завершенность и др. [СЭСРЯ 2003: 528]. Они же подчеркивают мысль о том, что в разных лингвистических дисциплинах текст рассматривается по-разному: 1) в семиотике – это осмысленная последовательность любых знаков; 2) в языкознании – это последовательность вербальных знаков, представляющая собой снятый момент языкотворческого процесса; 3) в грамматике текста текст представляет собой совокупность различных типов внутритекстовых связей (формально-грамматических, логических, импликативных и др.), а также средств их реализации (повторов, дейктических единиц, служебных слов, интонации, распределения тематических и рематических элементов в предложении и др.); 4) в семантике текст соотносится с денотатом: он является элементом любого акта вербальной коммуникации, объектом, сопряженным с автором и реципиентом; 5) в стилистике текст соотносится с его экстралингвистической основой (сферой общения, жанром и др.) По мнению Е.А.Баженовой и М.П.Котюровой, «при имеющемся многообразии подходов к пониманию феномена Т. одним из его главных, инвариантных свойств признается системность, которая обусловливается наличием структуры, иерархичности, целостности и взаимосвязи со средой» [СЭСРЯ 2003:531]. В свою очередь , структура текста трактуется как «форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и целостность» [СЭСРЯ 2003:531]. «Иерархичность Т. обусловлена иерархией заложенных в нем неравнозначных коммуникативных программ» [СЭСРЯ 2003:531]. «Под средой Т. понимается социально-культурный контекст, в котором функционирует речевое произведение» [СЭСРЯ 2003:531]. В ЛЭС текст в основном характеризуется как объект языкознания
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:55 | Сообщение # 6 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ТЕКСТ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функции. Умение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения материала. Необходимо учитывать определенные особенности в использовании текстов разных стилей в процессе образовательной деятельности
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:57 | Сообщение # 7 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА КУЛЬТУРЫ. Текст погружен в культурное пространство эпохи, культурологический тезаурус адресата, отражает особенности авторской личности, знания автора, его лексикон, образ мира, цели, мотивы. Текст несет печать культуры определенного этапа в жизни общества, культуры народа с его традициями, устоями, менталитетом, культуры неповторимой личности творца. Если культура – это «способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, правила деятельности людей, то связь с текстом очевидна. У текста и культуры существуют единые параметры, которые позволяют рассматривать текст как ее единицу: 1) антропоцентричность (человек – творец культуры и ее главное творение; текст также создается человеком и для человека); 2) диалогический характер (диалог культур, диалогичность текста); 3) деятельностная сущность; 4) знаковость (и текст, и культура – это семиотические системы, способные хранить и передавать социально значимую информацию); 5) символичность (культура – это «символическая вселенная» [Ю.М. Лотман]; текст также имеет символический характер); 6) функциональная общность; 7) нормативность (культура – это совокупность норм; тексту также присущи разные нормы); 8) категориальная общность (целостность, индивидуальное своеобразие). «Культурная память» текста (выражение Ю.М. Лотмана) – понятие реальное, основанное на его диалогической сущности, ассоциативно-образной природе, составляющее важнейшую особенность художественного текста как единицы культуры. Вторая особенность заключается в том, что текст принадлежит к «вторично моделирующим системам». Ему присуща семиотическая неоднородность, наличие многообразных кодов, позволяющих ему быть «информационным генератором» [Лотман Ю.М.].
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 21:58 | Сообщение # 8 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи, принадлежащее определенному литературному направлению, имеющее жанровую специфику, композицию, образную систему, тематику и проблематику. Литературоведа интересует основной пафос текста и его художественное своеобразие. Исследуется внетекстовый фон: мировоззрение писателя, эстетическое кредо, культурно-историческая эпоха, обстоятельства создания текста. В задачи литературоведческого анализа входит изучение художественного содержания произведения.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 22:00 | Сообщение # 9 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ. Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения языку. Диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания. Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 22:01 | Сообщение # 10 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ТЕКСТ КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ. Текст, являясь речевым произведением, служит универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, восприятию и интерпретации текстов) передается информация, выражаются чувства, осуществляются контакты между людьми; описываются реалии окружающего мира, сознания и языка. Тексты выполняют множество функций: информативную, социальную, коммуникативную, эмотивную, эстетическую, контактоустанавливающую, (фатическую), прагматическую, метаязыковую. Текст занимает центральное положение в модели речевого акта. Текст всегда есть продукт первичной коммуникативной деятельности автора (говорящего, пишущего) и объект вторичной коммуникативной деятельности адресата (читателя или слушателя). Чтобы состоялось общение автора и адресата через текст, необходимы знание языка (кода), действительности, т.е. общность концептуальной и языковой картины мира у коммуникантов, а также наличие канала связи. Н.С. Болотнова текст считает формой коммуникации. Единица общения – речевое событие, которое складывается из дискурса и речевой ситуации [Михальская]. Текст как одна из форм коммуникации является связующим звеном в общении.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Среда, 20.07.2011, 22:03 | Сообщение # 11 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ТЕКСТ С ПОЗИЦИЙ ЯЗЫКА/РЕЧИ. Текст имеет речевой статус и характеризуется двойной системностью: языковой и речевой, по мнению М.Н. Кожиной. Организующим началом является авторский замысел, определяющий отбор и организацию языковых средств. Текст – это речевое произведение, за которым стоит языковая система. В основе двойной системности текста лежит ориентация не только на узус, но и на отражение картины мира автора, имеющего свой лексикон, семантикон, прагматикон
|
|
| |
|