Пятница, 10.05.2024, 09:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Художественные произведения » Прозаические произведения

ЧГПИ: 1980 - 2005 гг. Ч.10
[ Скачать с сервера (1.53 Mb) ] 05.11.2010, 14:19
Нет, не покину, музы, алтарь ваш…
“То, что мне было суждено сотворить,
было велико. Я искал для потомков, это
было мастерством моего сердца”
(Инени, 16 в. до н.э.)
В истории древних народов прослеживается то, что сейчас называют
художественно-эстетическим воспитанием. Так, в Египте живописец
священнодействовал, подобно божеству. Считалось, что его картина
дарит бессмертие. У индусов живопись почиталась наравне с ведами.
Согласно воле богов, все виды искусств подчинялись живописи. Даже
цари стремились стать художниками, ибо умение живописать считалось
синонимом мудрости. И это не случайно, так как красота, переданная
художественно,- это и есть знание, взаимосвязанное с высшими формами
творчества.
Без мастерского владения законами ремесла невозможна эмансипация
высшего духа. “Неуч” обречен на уродливый и убогий мир.
Тот, кто понимает, что по произведениям искусства зачастую
можно изучать состояние умов, тот, кто ощущает тайну красоты, тот,
кто понимает, что красота - это высшее из искусств и мудрейшая из
философий, тот никогда не будет страдать синдромом разрушения,
наоборот, душа его стремится к созиданию.
Художественно-эстетическое воспитание - одна из составляющих
гармоничного образования.
В свое время К.А. Тимирязев великолепно выразил идею гармонии:
“Эта первая фаза - фаза творчества – составляет главную особенность
гения - все равно, выразится ли это творчество в научной гипотезе,
философской системе или поэтическом произведении - все равно,
называется ли этот гений Шекспиром, Спинозой или Ньютоном. Но
между тем как мысль поэта проходит только одну стадию, мысль
философа - две, мысль ученого необходимо должна пройти все три.
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя - вот
материалы, из которых слагается великий ученый”.
Профессиональный художник, учитель изобразительного искусства,
студент, обучающийся на художественно-графическом отделении,- это и
есть часть генофонда нации, которая представляет собой очень тонкий
интеллектуальный слой творческих личностей, способных не только
создавать художественные ценности, но и перестраивать духовную
структуру своего народа, воспитывая в нем величие духа.
На художественно-графическое отделение первые студенты были
177
Ч Г П И - 2 5 л е т
приняты в 1990 году – 15 лет назад. Тогда же появилась и кафедра.
Называлась она кафедрой изобразительного искусства и черчения.
Такое прозаичное, на первый взгляд, название, но сколько самых ярких
воспоминаний оно порождает!
Руководил кафедрой кандидат исторических наук, заслуженный
художник РСФСР Акиев Хасолт Алхастович – человек, беззаветно
преданный своему делу, беспредельно влюбленный в искусство.
Когда он говорил или работал, все его существо излучало
внутреннюю гармонию, а голос передавал удивительно бесконечную
гамму красок.
Он был кумиром молодежи. Что они чувствовали - эти
семнадцатилетние юноши и девушки, приезжавшие сюда из различных
уголков республики, чтобы поступить на факультет, воплощающий их
мечту?
Психологически трудно бывает определить внутреннее состояние
юного существа, но одно несомненно: их волновало непостижимое
удивление, внутренняя взволнованность видениями открывающегося
им мира искусства. Здесь они находили глубокий источник, кристально
чистый родник, питавший их.
Вместе с Хасолтом Алхастовичем в год открытия кафедры работали
Радченко Б.С., Пайзулаева Э.Ш., Насуханов Ш.А.
Позже Насуханов Шадид Абубакарович, кандидат наук, работал
заведующим художественно-графического отделения, зав. кафедрой
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В 1987 году он защитил диссертацию по теме “Использование
принципов пространственной организации традиционного сельского
жилища в Туркмении”.
По исследуемой проблеме им было опубликовано более 20-ти
научных статей.
Одно из его исследований было посвящено определению характера
разрушения зданий и сооружений в период военных действий в 1994-
96 годы.
Кроме Пайзулаевой Э.Ш. и Насуханова Ш.А., позже на кафедре
работали выпускники Мутусханов А., Дакаева Л., Муртазалиева З.
Приоритетное направление в работе кафедры изобразительного
искусства – подготовка высококвалифицированных учителей и
специалистов по изобразительному искусству. Так поставлена работа
сейчас. Так было и раньше.
В этом направлении делалось все: велись соответствующие учебные
дисциплины, организовывалась работа кружков.
Экспресс-опрос, проводившийся в студенческих группах в тот
178
1 9 8 0 - 2 0 0 5 гг.
период, показал, что молодые, начинающие художники, мастера,
будущие теоретики искусства любят свою профессию и возлагают
надежды на то, что “красота спасет мир”.
В своих ответах они писали о том, что мир искусства прекрасен,
что грохот войны не должен заглушать пение соловья, что живописное
зрелище встающего солнца или росных сумерек необходимы человеку,
что созерцание чистоты делает нас лучше, что всегда нужно помнить о
своей исконной связи с родной природой и что понимание прекрасного
должно нести в себе отблеск национальной культуры, которая незримо
входит в нашу повседневность.
Во время бесед в аудиториях и художественной мастерской студенты
179
Ч Г П И - 2 5 л е т
страдала, но преподаватели и студенты сделали за 10 лет все возможное,
чтобы создать все условия для развития творческой личности. Наиболее
полно база отделения восстановлена была в последние 5 лет.
О преданности преподавателей и их учеников делу можно сказать
словами легендарного Еврипида:
Нет, не покину, Музы, алтарь ваш...
Истинной жизни нет без искусства.
Среди выпускников бывшего художественно-графического отде-
ления и сегодняшнего факультета искусств членами Союза художников
ЧР стали Алхазов Р.Ю., Закриев М.Х., Джабраилов Д., Давдаев М.В.,
Дакаева Л.С., Сапаров
А.А.
Среди наиболее ярких,
талантливых студентов
были названы - Па-шаев
А., Яндарбиев А., Пискаев
А . , А с т е м и р о в М . ,
Алиханова Р., Зу-байраев
А., Музаев А., Есмирзаев
Л., Байсултанов М. и др.
В 1 9 9 6 г о д у в
пединституте была открыта
новая специа льно сть
– м у з ы к а л ь н о е
образование.
Музыкальное образование не только сейчас, но и в глубокой
180
1 9 8 0 - 2 0 0 5 гг.
говорили о том, что искусство своим изображением прекрасного лечит
душу. Поэтому одна из задач художника и учителя ИЗО, работающего
в школе, - это снятие стресса у детей, увидевших войну в Чечне,
переживших трагическую гибель своих родных и близких
Встречи со студентами все больше убеждали нас в том, что в душе
молодых художников живет страстное желание заметить красоту,
рассеянную всюду, увековечить ее и вновь внести в жизнь своим
скромным трудом.
Невольно вспоминаются слова Н.М. Чернышева: ”Красота редкая,
и это закономерно. Если ее сконцентрировать, то она испепелила бы
смертных, ее увидевших. Не потому ли она рассеяна всюду, и чтобы ее
заметить, надо быть всегда начеку”.
Вот они и пришли сюда, чтобы научиться не только ее видеть, но и
передавать нам, быть всегда начеку, держать руку на интеллектуальном
пульсе планеты.
В период военных действий материальная база отделения по-
181
Ч Г П И - 2 5 л е т
теоретических дисциплин”. Стаж педагогической работы - 30 лет. Умар
Ахматсултанович работал преподавателем, директором музыкального
училища, умеет работать со студенческой молодежью, увлекая ее своим
талантом и знаниями.
Бексултанов У.А.- член Союза композиторов СССР, заслуженный
деятель искусств ЧИАССР, ведущий специалист в области музыкального
образования ЧР. Пользуется заслуженным авторитетом среди
композиторов нашей республики, автор более 30 музыкальных
сочинений, среди них – героическая симфония в 5-ти частях, концерты
для фортепиано и симфонического оркестра, музыки к пьесам “Петимат”
С.Бадуева, “Совдат и Дауд” А.Хамидова, “Вторая война” Х.Ошаева и др.
Факультет интересен не только спецификой изучаемых предметов,
не только своими преподавателями, но и студентами тоже.
Отвечая на вопрос анкеты «Каких наиболее ярких, талантливых
студентов Вы запомнили?», преподаватели назвали Джамалханову
Мадину, Укаева Ису, Хаутиевых Мадину и Марету, Шанцаеву Мадину,
Сааева Ваху.
182
1 9 8 0 - 2 0 0 5 гг.
древности играло особую роль.
Музыка у древних греков была своего рода вторым языком общения.
Спартанцы придавали ей государственно-воспитательное значение.
Известная поэтесса древности Сапфо писала о людях, любящих музыку:
“Богу равными кажутся мне они по счастью”. Гениальный Сократ
упражнялся в музыке. Воин Фемистокл краснел от стыда, когда на пирах
выяснялось, что он не
владеет лирой.
В о с т о к в и д е л
в музыке “небесный
чанг”, очищающий и
возвышающий душу.
Конфуций считал,
ч т о г а р м о н и ч н о й
социальной системы
н е м о ж е т б ы т ь
б е з м е л од и ч н о й и
гармоничной музыки.
В Древнем Риме
м у з ы ка п оч и т а л а с ь
наряду с поэзией и танцами. Учителям пения здесь ставили
памятники. Известные римлянки не только сами занимались
музыкой, но и обучали своих детей петь и играть на кифаре. В 1У веке
н.э. увлечение пением и музыкой здесь даже дошло до музыкального
“экстремизма”: гедонистическая музыка стала настоящим поветрием.
Пение и музыка стали не только неотъемлемой частью культуры
разных цивилизаций, но и глубоко проникли в религиозные системы:
католическая органная музыка, церковный хор у христиан и др.
Молокане считают, что Бог создавал в течение нескольких дней мир
под музыку.
Сегодня музыкальное образование в школе - это неотъемлемая
часть воспитания личности, основанного на представлении о всеобщей,
вселенской гармонии, это часть гуманитарного образования.
Появление такой специальности в ин-ституте вполне законо-мерно.
Среди тех, кто пре-подает музыку, компо-зитор Бексултанов Умар
Ахматсултанович. Ког-да-то давно, в 1957 году, он закончил музыкаль-
но-хореографическое училище в г. Фрунзе, в 1964 году - Ленинград-
скую ордена Ленина государственную консерваторию им. Римского-
Корсакова по специальности “Композитор и преподаватель музыкально-
183
Ч Г П И - 2 5 л е т
Из кафедрального досье
Кафедра музыкального образования
Кафедра музыкального образования малочисленна. Она обес-
печивает учебный
процесс на фа-
культете искусств
и факультете пе-
дагогики и психо-
логии, где учеб-
ные планы пре-
д у с м а т р и в а ю т
п р о х о ж д е н и е
учебной дисцип-
лины по музы-
кальному искус-
ству.На кафедре
под руководством
композитора, заслуженного деятеля искусств ЧИАССР Бексултанова
Умара Ахматсултановича работают: народный артист ЧР Ясаев
Магомед Султанович, заслуженный артист ЧР Сааев Ваха Адамович,
старшие преподаватели Сулейманова Мадина Магомедовна, Кречетова
Галина Андреевна, Аюбова Лилия Мирзоевна, Джамалханова Марина
Асламбековна и Ижаева Лариса Муслимовна.
Члены кафедры окончили различные высшие учебные заведения
– московские, ленинградские, астраханские. Есть среди них и выпуск-
ники музыкального отделения ЧГПИ. Это В.А. Сааев, Л.М. Ижаева,
Л.М. Аюбова и М.А. Джамалханова.
Кафедра располагает музыкальными инструментами, литературой
и наглядными пособиями для подготовки соответствующих
специалистов.
Члены кафедры вместе со студентами ежегодно организовывают
и проводят в институте концерты. Они имеют большой успех, их
участниками бывают такие известные в республике певицы и артисты,
студенты факультета искусств, как: Гадаев Валид, Юнусова Малика,
члены группы «Жовхар» Белаева Аминат, Жонтаева Малика, Гадаева
Зура, Эльмурзаева Мадина и другие.
184
1 9 8 0 - 2 0 0 5 гг.
Давдаев Муса Вахидович, родился 2 сентября 1959 г. в с.Урус-
Мартан Урус-Мартановского района ЧИАССР. В1976 году окончил
СШ №16 г.Грозного. С1978 по 1980 г. служил в рядах ГСВГ в
отдельном танковом батальоне.
После возвращения из армии в 1980 г. поступил и в 1985 году
успешно окончил исторический факультет Чечено-Ингушского
госу-дарственного университета. Так же успешно окончил и
экономический факультет ЧГУ.
В 1996 году поступил в Чеченский государственный педагоги-
ческий институт на художественно-графическое отделение.
Будучи студентом, он принимал активное участие в республиканских
выставках, научно-практических конференциях. В 2000 году его,
студента приняли на работу учебным мастером кафедры ИЗО и
черчения. В 2002 году успешно защитил диплом по специальности
«Учитель ИЗО и черчения». После учебы остался работать
преподавателем в институте. А с 2003 по 2005 работал зам. декана
по учебно-воспитательной работе. Муса Вахаевич ведет курс лекций
по живописи, рисунку и композиции. Им разработаны программы по
преподаваемым дисциплинам. Является автором 4 научных статей,
руководителем дипломных работ. Готовит студентов для участия в
студенческих научно-исследовательских конференциях. Работает
над научно-исследовательской темой «Эстетика в живописи».
Является автором более 100 работ. Принимает активное участие в
республиканских и зональных выставках. Награждался памятными
дипломами. Он является членом Союза художников ЧР, и.о. декана
факультета искусств, ст. преподавателем кафедры ИЗО и черчения,
аспирант.
Перечень выставок
1998 г. Республиканская выставка преподавателей и студентов.
2000 г. Апрель, г. Ставрополь. Выставка, посвященная Дню
защиты Родины.
2001 г. г. Грозный. Центральная городская выставка.
2002 г. г. Назрань. Чеченский культурный фонд «Кхерч».
2002 г. г. Грозный. Выставка в управлении культуры.
2003 г. г. Грозный. Выставка рисунков «Осенняя палитра».
2004 г. г. Краснодар. Зональная выставка «Юг России».
2004 г. г. Махачкала. Выставка молодых художников.
2005 г. г. Грозный Центральная городская библиотека.
185
186
Категория: Прозаические произведения | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: факультет исккусств, музыка, живопись, ЧГПИ
Просмотров: 1268 | Загрузок: 172 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 2
Пасынки России

Сыны, нет, пасынки России,
Рукой безумной брошенные в ад.
Вам через город этот зимний
Заказаны пути назад.

Вы умираете без боли и без страха,
Не видя смысла в смерти той,
Что переносит вас из праха
В небесный рай, а может, в ад земной.

К вам обращаюсь из подвалов зыбких,
Где гибнут люди, не успев понять,
Кого положено послать на дыбу,
Кого, как Господа, распять.

В кровавой пляске смерти жуткой
Мелькает страшный, белый саван.
И гибнут люди, просто люди,
И сатана здесь правит балом.

Сыны, нет, пасынки России,
Рукой безумной брошенные в ад.
Сквозь город этот страшный, зимний,
Я вас зову уйти назад.

Но погибают мальчики без страха,
Не успевая вспомнить даже мать,
И я кричу: мне очень больно
Живущих рядом каждый день терять.

31 декабря 1994 г.


Книга о ЧГПИ издана пять лет назад. Целая вечность ушла, а кажется, что это было вчера. sad smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0