Четверг, 02.05.2024, 12:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Лексикографические издания » Каталог словарных статей

АГЕНС (АГЕНТ, ДЕЙСТВОВАТЕЛЬ, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ДЕЯТЕЛЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ, СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ) - АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
[ Скачать с сервера (22.6 Kb) ] 26.04.2011, 16:12
АГЕНС (АГЕНТ, ДЕЙСТВОВАТЕЛЬ, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ДЕЯТЕЛЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ, СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ). Активный, обычно наделенный волей и сознанием участник ситуации, расходующий собственную энергию в процессе деятельности: студент пишет, он вскопал землю, аспирант прочитал доклад.
АГЕНТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Значение действующего лица, передаваемое, как правило, агентивными суффиксами -чик/-щик, -льщик, -тель, -ант/-ент и т.п.: преподаватель, консультант и др.
АГНОМИНАЦИЯ. Стилистическая фигура, основанная на обыгрывании похожих по звучанию, но различных по значению слов или их форм. Частные проявления А.: антанакласис, парономазия, парехеза, каламбур и др.
АГНОНИМЫ. 1) Часть слов, неизвестных или плохо известных большинству носителей языка в тот или иной период его истории; 2) Часть лексикона отдельного носителя языка, включающая слова, которые он не знает (В.В. Морковкин).
АГРАММАТИЗМ [др.-греч.: αγραμματος – нечленораздельный, неразборчивый]. 1. Расстройство, нарушение речевой деятельности, выражающееся в непонимании значений грамматических конструкций, в неумении правильно оформлять фразу, согласовывать слова в роде, числе и падеже в связи с поражением речевых зон коры головного мозга. 2. Отклонение от грамматических норм в профессиональной и жаргонной речи, в телеграфном стиле, в переписке по Интернет.
АГРАФИЯ. Психофизиологическое расстройство, приводящее к утрате способности писать, соединять буквы, слоги в слова (при сохранении движений кисти) в связи с заболеванием затылочной части коры головного мозга, сопровождаемое расстройством речи.
АДАПТАЦИЯ.1 Социолингв.: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этнической, культурной, языковой – зачастую при смене места проживания. Как следствие – может развиваться индивидуальный или коллективный билингвизм, смена языка, формирование двойного культурно-языкового сознания, усвоение новых навыков речевого поведения.
АДАПТАЦИЯ2 [лат.: adaptatio – приспособление]. Освоение, приспособление иноязычного слова к системе нового для него языка. А. может быть: 1) семантической; 2) графической; 3) фонетической; 4) орфоэпической; 5) орфографической; 6) словообразовательной; 7) грамматической и т.п.
АДВЕРБИАЛИЗАЦИЯ [<лат. adverbium наречие] – один из видов семантико-грамматического словообразования: переход одной части речи в другую, т.е. конверсия. Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова (его парадигмы). В результате подобных изменений слово не только переходит в другую часть речи (в данном случае в наречие ), но меняет свое грамматическое и лексическое значение; Лицо красиво (красиво кр. прилагательное, обозначает признак). - Он говорит красиво. (красиво - наречие, обозначает обстоятельство образа действия).
АДВЕРСАТИВЫ [лат.: adversative]. Слова, выражающие противительные отношения: союзы, наречия: а, но, однако, зато, тем не менее.
АДГЕЗИЯ [лат.: adhaesio – прилипание]. Слияние двух рядом расположенных единиц: звуков, слов (вышеуказанный).
АДДИТИВНАЯ МОДЕЛЬ МОРФОЛОГИИ. Модель, в соответствии с которой слова складываются из морфем приблизительно так же, как строится дом из кубиков: простым соположением стандартных «деталей», с которым не происходит никаких изменений. Она (модель) предполагает изоморфизм формального и семантического членения. Существуют три главных отклонения от принципов аддитивного изоморфизма, отражающих разную степень их удаления от аддитивного эталона: 1) кумуляция; 2) идиоматичность; 3) контекстная вариативность.
АДДИТИВНЫЙ ПРИНЦИП. Равенство целого простой сумме составных частей.
АДЕКВАТИВ [лат.: adaequatus – приравненный]. Конструкция сравнительной степени прилагательного и существительного в Р.п., в котором выражено наличие в большей степени какого-л. качества, свойства, признака: белее снега, дороже жизни, тяжелее платины.
АДЛАТИВ (АЛЛАТИВ) [лат.: adlativus]. Падеж в финно-угорских языках, выражающий цель движения или объект, на который направлено действие.
АДМИРАТИВ. Показатель эпистемической неожиданности. Встречается в балканских языках. В этом же значении предлагают использовать термин миратив.
АДМОНИТИВ. Разновидность прохибитива; выражает предостережение адресату относительно возможных негативных последствий: Лучше бы ты не ходил туда.
АДРЕСАНТ (ОТПРАВИТЕЛЬ РЕЧИ). Участник речевого акта, который создает речевое сообщение и отправляет его адресату (слушающему, пишущему).
АДРЕСАТ.1 1) Тот, для кого говорящий предназначает данный текст. 2) Участник, которому агенс направляет информацию, желая, чтобы он ее воспринял: Сестра написала мне письмо; Покажите гостю достопримечательности республики.
АДРЕСАТ.2 (ПОЛУЧАТЕЛЬ РЕЧИ, РЕЦИПИЕНТ). Участник речевого акта, к кому обращена и на кого ориентирована речь адресанта (говорящего или пишущего).
АДСТРАТ [лат.: ad – около, при; stratum – слой, пласт]. 1. Совокупность черт одного языка, перешедших в другой язык в результате длительного контактирования данных языков на одной или смежных территориях. А. – нейтральный тип взаимодействия, не приводящий к этнической ассимиляции и поглощению одного языка другим. 2. Смешанный тип билингвизма. Понятие А. введено в 1939 г. М.Дж. Бартоли.
АДХОРТАТИВ (КОГОРТАТИВ) [лат.: adhortatio – поощрение, одобрение]. Высказывание, содержащее побуждение к действию, предупреждение об опасности, обещании чего-л.: Будь прекрасной, если можешь (П. Бомарше).
АДЪЕКТИВ [лат. adjicere – прибавлять]. Прилагательное.
АДЪЕКТИВАЦИЯ. Образование прилагательных в результате конверсии (особого вида семантико-грамматического словообразования) на базе форм других частей речи. Основанием конверсии является употребление слова во вторичной функции. Например, дериваты вареный, раненый, балованный, дрессированный, крытый, мятый, ощутимый образованы от омонимичных причастий. В школьных учебниках их называют «отглагольными прилагательными»
АДЪЕКТИВАЦИЯ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПЕРЕХОДНОСТЬ. Переход слов разных частей речи в имена прилагательные.
АДЪЕКТИВНОЕ СКЛОНЕНИЕ. Склонение прилагательных: твердое, мягкое, смешанное, а также существительных, образованных от прилагательных с помощью субстантивации.
АДЪЕКТИВНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Именное словосочетание с именем прилагательным в роли главного компонента: всегда жизнерадостный, необыкновенно уютный, доброжелательный к людям.
АДЪЕКТИВНЫЙ ОБОРОТ. Прилагательное с зависимыми словами, чаще всего выполняющее функцию определения. А.о. обособляется при постпозиции, распространении. В препозиции он обособляется при осложнении обстоятельственными значениями причины, уступки и т.п. А.о. может не обособляться, если определяемое слово не имеет семантической полноты, достаточной для члена предложения: Рудин вернулся домой в состоянии духа смутном и
странном.
АДЪЮНКТИВ [лат.: adiunctus – присоединенный]. 1. Словосочетание, выполняющее ту же функцию, что и наречие ждать несколько лет, получить неожиданным способом. 2. Вид амплификации, нацеленной на широкое распространение какого-л. члена предложения: Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть (А. Пушкин).
АЗБУКА [<кириллич. «аз» + «буки» < др.-греч. ά альфа + β бета]. 1) То же, что алфавит, – набор букв, слоговых знаков и др. графем языка, расположенных в определенном порядке; 2) букварь, учебник для обучения детей чтению и письму; названа по первым буквам кириллицы.
АЗБУКОВНИК. Древнерусский анонимный рукописный справочник, составленный в алфавитном порядке. В азбуковниках, расположенных в конце книг в виде списков и реестров, толковались непонятные слова, объяснялось их происхождение, комментировались имена соб-
ственные.
А́КАНЬЕ. Неразличение гласных а и о в первом предударном слове, произношение их как а или близко к а (в некоторых диалектах это наблюдается и в иных неударных слогах). Ср.: яканье, ёканье.
АККАДСКИЙ [<Аккад]. А. язык (вавилоно-ассирийский, или ассиро-вавилонский) –
древнесемитский язык семитской ветви афразийских языков со словесно-слоговой клино-
писью на глине.
АККОМОДАЦИЯ1 (социолингв.). Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция общения между собеседниками. Чаще А. проявляется в форме конвергенции, при которой участники беседы подстраиваются под акцент, диалектные или другие особенности языка собеседника. Может использоваться форма дивергенции, при которой говорящий делает свой язык более непохожим на язык собеседника с целью подчеркнуть социальную дистанцию или выразить свое неодобрение.
АККОМОДАЦИЯ2 [лат. accomodatio]. Взаимодействие соседних гласных и согласных; приспособление звуков к их окружению; напр. А. звука [у] в русских словах Акулина, суметь и др., в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними, произносятся более высоко: люк [л'ук] (ср. лук).
АККУЗАТИВ [лат. casus accusativus]. Винительный падеж.
АККУЛЬТУРАЦИЯ (КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ). Взаимовлияние национальных культур и языков, заключающееся в приспособлении индивида или культурного сообщества к инокультурному окружению. В результате А. у коллектива или индивида формируется двойное культурно-языковое сознание, развивается билингвизм. Термин А. начал применяться в 20-30-е гг. ХХ в. при исследовании влияния американской «белой» культуры на традиционную культуру индейцев и афро-американцев.
АККУМУЛЯТИВНАЯ (КУМУЛЯТИВНАЯ) ФУНКЦИЯ. Накопление и сохранение информации в словарном составе языка и в текстах.
АКРОЛЕКТ. Вариант языка в посткреольском континууме, возникший в результате смешения креольского языка и языка-лексификатора. А. обладает определенной степенью стандартизации, в отличие от базилекта (языка площади) и мезолекта. А. (язык дворца) употребляется образованными слоями общества, он обладает самым высоким социальным престижем и занимает высшую ступень в иерархии языковых вариантов посткреольского континуума.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Способ исследования, состоящий в том, что множество элементов или объектов разбивается на части (подмножества). Одна часть рассматривается как исходные положения – аксиомы (постулаты), принимаемые без доказательств. Остальные положения (теоремы) доказываются логическим путем. Указанный метод опирается на теорию множеств и теорию функций.
АКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ. Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной идентификации. Выбирая произносительные, грамматические и лексические нормы, ассоциируемые с определенной социальной группой, говорящий идентифицирует себя в качестве члена данной социальной группы.
АКТАНТНАЯ ДЕРИВАЦИЯ. Изменение состава или референциальных характеристик участников ситуации. Если залог изменяет прагматическую интерпретацию ситуации, то при актантной деривации изменяется состав участников ситуации и их семантические роли. Семантические преобразования, составляющие содержание актантной деривации, подразделяются на следующие типы: 1) повышающая деривация – увеличение числа обязательных актантов исходной ситуации; 2) понижающая деривация – уменьшение числа обязательных актантов исходной ситуации; 3) интерпретирующая деривация – изменение референциальных характеристик, или типа актанта, исходной ситуации.
АКТАНТЫ [лат. привожу в действие]. Участники ситуации, без учета которых название ситуации в виде предикатного слова (ситуация сна, ситуация чтения и т.п.) не может быть правильно понято или употреблено. Типичные участники ситуации, или актанты: субъект (тот, кто совершает действие), инструмент (то, с помощью чего совершается действие) и др.
АКТИВ [лат. activus деятельный, действительный] действительный залог в грамматике; напр., в русском языке, действительные причастия, семантическая и формально-грамматическая переходность.
АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ СЛОВООБРАЗОВАНИИ:
1) функциональный динамизм: проникновение в речь и регулярное использование моделей, которые ранее находились на периферии языка: чернуха, развлекуха и т.п.; 2) активизация определенных словообразовательных моделей: отсубстантивные и отадъективные имена действия с суф. -изаци(я): долларизация, монетизация, используемые для наименования процесса превращения, направленного на определенный предмет; высокая продуктивность наименования лица: перестроечник, рекламист;3) рост именной префиксации: активно используются приставки после-, пост-, анти-, раз-, де-, контр-, префиксоиды квази-, лже-, псевдо-, приставки супер-, сверх-: деполитизация, супердешевый, суперпрофессионал и т.п., что связано с передачей социально и культурологически значимой информации; 4) «композитный взрыв»: активное использование сложных слов с элементами интернационального характера: бизнес-, хит-, шоу-, поп-, рок-, видео-: бизнес-центр; 5) новый виток «аббревиатурного взрыва»: Ингнет, ЧР, РИ; 6) расширение круга усечений: маргинал, безнал; 7) участие гибридных слов в языковой игре: трепортаж. Как средство языковой игры используются: 1) контаминация; 2) деаббревиация; 3) ложная мотивация; 4) субституция.
АКТИВНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС УЧАЩИХСЯ. Слова, которые учащиеся постоянно используют в устной и письменной речи.
АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ). Словарный запас носителей языка, включающий общеизвестные слова, активно употребляющиеся в устной и письменной речи. Не включаются в А.с. архаизмы, историзмы, неологизмы.
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – словарный запас, наиболее часто, активно употребляемый в речи, используемый в различных ситуациях.
Категория: Каталог словарных статей | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: каталог словарных статей, активный словарь, агенс
Просмотров: 1516 | Загрузок: 150 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 3
2 Ольга  
АКТИВНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС УЧАЩИХСЯ ПОЗВОЛЯЕТ УСПЕШНО ОСВАИВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ.

Не только лексический запас, но и масса других составляющих.

Семантический аспект в языке и лингвистике - один из основных.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0