Четверг, 02.05.2024, 03:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Лексикографические издания » Каталог словарных статей

АНАЛОГИ СОЮЗОВ - АНТИЯЗЫК
[ Скачать с сервера (24.1 Kb) ] 26.04.2011, 15:31
АНАЛОГИ СОЮЗОВ. Слова с квалифицирующими значениями, выступающие в качестве конкретизаторов при семантически недифференцированных союзах: вдобавок, ведь, вернее, впрочем, далее, затем, значит, именно, иначе, кстати, лишь, наконец, особенно, потом, правда, притом, причем, следовательно, собственно, теперь, только, точно: Было уже темно, и только дом выделялся на фоне кромешной мглы.
АНАЛОГИЯ [др.-греч. αναλογια]. 1) Сходство, подобие; 2) лингв. изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с ней в грамматической системе языка: форма шофера (вм. шофёры) образована по аналогии с формой мастера и ей подобными. В общем языкознании: А. – один из законов функционирования и развития языка, в соответствии с которым образование и изменение языковых единиц и их форм происходит под влиянием, по образцу уже существующих единиц и форм.
АНАНТАПОДОТОН [др.-греч. ανανταποδοτικος – несоотносительный, бессвязный]. Стилистическая фигура речи, состоящая в пропуске, неожиданном обрыве второй части сложного предложения, в результате чего все предложение приобретает иное смысловое завершение: Весьма рад, хотя и... очень сыро! (А. Чехов).
АНАПОДОТОН [др.-греч. αναποδοτον – невозвратный]. Фигура речи, основанная на разрыве структуры предложения вставной конструкцией большой протяженности. А. используется в художественной прозе, увеличивая объем информации в предложении.
АНАРТРИЯ [др.-греч. αναρτρηα]. Форма расстройства речи, выраженная в утрате способности произносить звуки.
АНАСТРОФА. Перестановка слов, звуков, замена прямого порядка обратным. А. упот-
ребляется в устной речи с целью акцентирования внимания на каких-л. аспектах высказывания,
в художественной речи: Знакомьтесь, профессор Ибрагимов. – Знакомьтесь, Ибрагимов,
профессор.
АНАФОР [др.-греч. αναφωρα – вынесение вверх]. Последующая (вторая) единица высказывания, с которой соотносится предыдущая единица: Я возвращаюсь невпопад, Как приблудившаяся птица.
АНАФОРА. Единоначатие, повторение в начале предложений в художественной прозе или в начале стихотворных строк сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений. Этот стилистический прием направлен на усиление выразительности, лучшей передачи эмоций. Анафора употребительна также в публицистической речи: Сражаться – это казалось им главной задачей момента. Сражаться на фронтах, с бандами, с разрухой. (По И. Дубровицкому, В. Орлову). В речи учащихся художественно не мотивированные анафоры превращаются в речевые ошибки, разрушающие богатство речи - одно из ее коммуникативных качеств.
АНАФОРИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Отношения между элементами высказывания: словами, словосочетаниями, при которых в содержании одного из элементов содержится отсылка к другому. А.о. возникают при отсутствии непосредственной синтаксической связи между частями высказывания: Ты улететь пока боишься: Подранено твое крыло. Первая часть называется антецедентом, вторая – анафором. При выражении А.о. могут использоваться отсылочные элементы (скрепы): 1) местоимения; 2) местоименные слова; 3) частицы; 4) другие слова, указывающие на предшествующую или последующую части высказывания или отсылающие к ранее сказанному. Напр.: он, этот, тот, это, такой, иной, другой, там, туда, оттуда, тоже, также, вот, потом, тогда, поэтому, напротив, наоборот: Склонился колос, тяжелея: Он наливается зерном.
АНАХРОНИЗМ. Вид речевой ошибки, основанной на употреблении слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе: Хлестаков получал маленькую зарплату (вм. жалованье). В речи учащихся художественно не мотивированный анахронизм разрушает одно из коммуникативных качеств речи – ее контекстуальную уместность. В художественной речи, наоборот, анахронизм может использоваться как стилистический прием.
АНГЛИЦИЗМЫ. Слова или выражения, заимствованные из английского языка. А. появились в русском языке в основном в XIX-XX вв.; в начале XXI в. К А. относятся термины: 1) кораблестроения; 2) спорта; 3) экономики; 4) названия транспортных средств; 5) наименования предметов быта. В XX-XXI в. были заимствованы наименования, обозначающие: 1) политические процессы, социальное устройство, идеологические реалии; 2) экономические, финансовые, банковские, юридические понятия; 3) наименования, связанные с техникой, автоматизацией, компьютерными технологиями; 4) спортивные термины; 5) наименования, связанные с массовой культурой, искусством, музыкой, шоу-бизнесом; 6) бытовыми и др. сферами.
АНДРОНИМЫ. Личные имена или фамилии женщин, образованные от имен или фамилий их мужей: Иванов – Иванова, Батхиев – Батхиева. А., образованные с помощью суф. -их(а), употребляются в разговорной речи и характеризуются оттенком разговорности: Иваниха, Денисиха, Васильиха и др.
АНЕЗИС [др.-греч. ανεσις – снижение]. Прием ослабления эффекта высказывания за счет употребления в заключительной части менее значимой информации: Он любил родину, свой город и просто покушать.
АНЕМОГРАФИЯ [др.-греч. ανεμος - ветер]. Вид текста, описывающий в образной форме ветер: Только ветер путался в траве, Позабыв о сладком вешнем сне.
АНЕМО́НИМЫ [др.-греч. ανεμος - ветер]. Названия ураганов, циклонов, тайфунов, стихийных бедствий: ураган Глория.
АНЖАМБЕМАН. То же, что синафия.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ [др.-греч. ανημαλ – животное]. Метафоры, основанные на ассоциациях и сравнениях с животным миром: У него осанка оленя.
АНИМИСТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ [лат.: anima – дух, душа], или АНТИПРОЗОПОПЕЯ. Метафоры, характеризующие человека с точки зрения его внешнего облика, психического состояния, умственных способностей, поведения, материального и семейного положения, профессии, национальности, возраста и др. Исходной базой для образования А.м. служат наименования: 1) предметов быта; 2) посуды; 3) транспортных средств; 4) строений; 5) одежды; 6) деревьев; 7) растений; 8) цветов; 9) грибов и др. Напр.: мешок, дуб, тряпка, трепло, язва, лапоть, звезда, туз, шестерка и т.п.
АНКЕТА (ВОПРОСНИК). Список вопросов, используемый в процессе социолингвистических исследований для изучения социально обусловленных особенностей использования языка. А. используется в макросоциолингвистических обследованиях больших совокупностей говорящих. Вопросник включает следующие компоненты: 1) паспортный блок, характеризующий социально значимые признаки информанта; 2) лингвистическая часть, включающая вопросы об исследуемых лингвистических явлениях; 3) тесты, иллюстрирующие уровень владения языком. В анкете используются разные приемы: 1) ответ на прямой вопрос; 2) выбор одного варианта ответа из нескольких возможных; 3) заполнение пропусков в словах, парадигмах. Выделяется два основных типа А.: 1) анкеты, нацеленные на исследование функционирования языка в различных группах, общностях; 2) анкеты, исследующие отношение носителей языка к различным вариативным элементам речи.
АНКЕТИРОВАНИЕ. Один из методов исследования в социологии и социолингвистике, нацеленный на получение обширного материала в виде ответов на вопросы, нацеленные на сбор социолингвистических и др. данных. Используются разные варианты анкет: 1) анкета, имеющая целью установить наличие социально маркированного языкового явления в той или иной языковой среде; 2) установление уровня языковой компетенции; 3) определение уровня билинг-
визма и т.п.
АНКЛАВ. Территория, на которой проживает компактная часть этнической группы в инонациональном окружении.
АНКЛАВНЫЙ СПОСОБ РАССЕЛЕНИЯ. Расселение носителей языка достаточно многочисленными группами, живущими на значительном расстоянии друг от друга и окруженными иноэтническим и иноязычным населением, что способствует развитию дивергентных процессов в языке.
АННОМИНАЦИЯ [лат.: annominatio – подобословие, игра слов]. Фигура речи, содержащая контактный повтор однокоренных слов с целью интонационного выделения: Дед бил-бил, не разбил. А. может возникать из-за неправильного употребления сочетания слов, низкой речевой культуры человека.
АННОТАЦИЯ КАК ЖАНР НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО ПОДСТИЛЯ. Для аннотации как жанра научно-информативного подстиля характерны следующие особенности: I. Ситуация общения: 1) общение с читателями как получателями информации о новинках в области художественной, научной, публицистической и пр. литературы; 2) основная функция общения - информативная; 3) основная задача – описать существенные признаки предмета речи. II. Стилевые черты: 1) точность; 2) обобщенность. III. Языковые средства: 1) выражающие точность речи: однозначные слова; термины; двусоставные предложения с независимым инфинитивом в роли сказуемого; 2) выражающие обобщенность речи: краткие прилагательные для выражения постоянного свойства предметов; глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия.
АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ. Жанр: 1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения; 2) эксплицирующий центральную проблему исследования; 3) репрезентирующий цели и задачи автора; 4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии.
АННОТАЦИЯ СТАТЬИ. Один из видов школьного сочинения. Создается по следующей схеме: 1. Выходные данные статьи; 2. Краткое содержание статьи; 3. Ее целевое назначение; 4. Для какой категории читателей она предназначена.
АНОМАЛИЯ ЯЗЫКОВАЯ. Отклонение от нормы, общего стандарта, закрепленное в нормативных справочниках. Наблюдается в области: 1) формообразования; 2) словообразования; 3) правописания.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033-1109). Один из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры перед разумом. Его знаменитое онтологическое доказательство существования Бога и его реализм связаны с учением Платона о понятии. Тщательно изучал язык античных авторов. Принял участие в лингвистических спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Будучи реалистом, в отличие от П. Абеляра, он считал, что понятия реальны, объективны и предшествуют материальным вещам, т.е. понятия – это идеи, предшествующие вещам, и они есть внутренние слова Бога.
АНТАНАГОГА [др.-греч. ανταναγο взаимно выводить], или ПАРОМОЛОГИЯ [др.-греч. παρομολογια частичное согласие], РЕКОМПЕНСАЦИЯ [лат.: recompensatio возмещение]. Тип высказывания, в котором негативные факты и явления оцениваются положительно: Если к другому уходит невеста, то жениху повезло.
АНТАНАКЛАЗА, или АНТАНАКЛАСИС [др.-греч. αντανακλασις отражение, преломление]. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторе слова в одной и той же грамматической форме, но при этом используются разные смысловые оттенки и лексико-семантические варианты слова: Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (Э. Рязанов).
АНТАПОДОЗИС [др.-греч. ανταποδοσις взаимная отдача]. Развернутая метафора или притча с комментариями отдельных ее частей и положений: Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего (Плутарх).
АНТАПОРИ́Я [др.-греч. αντοπορες отвечать вопросом]. Коммуникативный прием, сос-
тоящий в ответе на вопрос другим вопросом: Разве это правда? – А что вы понимаете под
правдой?
АНТЕЦЕДЕНТ [лат. antecedentis предшествующий, предыдущий]. Предшествующая единица высказывания, с которой соотносится последующая единица, поясняющая относительные местоимения, местоименные наречия, имена существительные, расположенные в первой части: Какой же надо быть роскошной женщиной, Чтобы остаться навсегда в твоей судьбе?
АНТИКЛИМАКС [др.-греч. αντι – против, κλιμακς – лестница, восхождение]. Стилистическая фигура, одна из разновидностей градации, заключающаяся в расположении слов и выражений в порядке ослабления их смыслового и эмоционального содержания: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах (А. Белый).
АНТИМЕ́РИЯ [др-греч. αντιμεριο – воздавать в ответ], или металлага. Стилистический прием, основанный на употреблении слов одной части речи вместо другой с целью усиления экспрессии: Как насчет перекусить?
АНТИМЕТАБОЛА [др.-греч.: αντι – против, μεταβολε – изменение, преобразование]. Риторическая фигура, заключенная в зеркально-симметричном повторении левой части предло-
жения в его правой части: Не для того живем, чтобы есть, а для того едим, чтобы жить
(Марк Катон).
АНТИПАССИВ. Вид синтаксического залога, при котором исходное дополнение / пациенс понижается в ранге; исходное подлежащее / агенс повышается в ранге – при исходной эргативной модели.
АНТИПО́ФОРА [др.-греч.: αντιπόφορα возражение]. Размышление, риторическое рассуждение, в котором автор с целью развития темы ставит вопросы и отвечает на них.
АНТИРЕЗИС. Речь, содержащая аргументированную критику, осуждение, отрицание какого-либо суждения, мнения, умозаключения.
АНТИТЕЗА1. Стилистическая парная фигура в тексте, используемая в различных целях: экспрессивно-изобразительных, юмористических, иронических, оценочных и т.п.: Добро и зло приемли равнодушно.
АНТИТЕЗА2. Стилистический прием противопоставления понятий, положений, образов, состояний, гипотез, предметов и т.п. А. применяется в художественной, публицистической, научной, разговорной речи. В разных стилях она выполняет разные стилистические функции. В художественном высказывании она направлена на создание образности, эмоциональности: И мира нет - и нет нигде врагов; Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь – и в небесах витаю; Всем в мире чужд – и мир обнять готов. (Ф. Петрарка). В публицистической речи антитеза направлена на более тщательный анализ фактов из жизни общества, страны: Этот рассказ суров, но славен. Огромные сокровища хранил в себе некогда нищий, болотный край. (Из календаря). В научном стиле различного рода противопоставления направлены на доказательство научного положения: Организмы не существуют в природе изолированно. Они вступают в сложные и разнообразные взаимоотношения. (В. Корсунская). Противопоставления зачастую могут оформляться как простые или сложносочиненные предложения с противительной связью: Мы его ждали, а он не пришел; Лучше скажи мало, но хорошо. (Посл.). С точки зрения культуры речи, А. формирует следующие коммуникативные качества речи: выразительность, богатство, логичность.
АНТИФРАЗИС. Употребление слова или выражения в противоположном значении и с противоположной оценкой; к А. относятся ирония и мейозис.
АНТИЦИПАЦИЯ1 [лат. anticipatio]. 1. Воздействие последующего звука на предшест-
вующий, предвосхищение последующего звука при произнесении предшествующего. 2. Пере-
несение слова в предшествующее предложение с «предвосхищением» соответствующего
содержания.
АНТИЦИПАЦИЯ2 [лат.: anticipatio – предвосхищение, предвидение]. 1. Предугадывание смысла всего предложения при восприятии части предложения. 2. Умение на основании опыта предвидеть результаты своей речи и строить ее сообразно с этим предвидением. 3. Нарушение временной или причинно-следственной последовательности изображения событий. 4. Воздействие последующего звука на предшествующий, регрессивная ассимиляция. 5. Предшествование придаточного предложения главному.
АНТИЯЗЫК. Разновидность языка (языкового кода), используемого в определенных ситуациях членами маргинальной группы общества с целью сделать свою речь понятной для своих и непонятной для чужих. Термин введен в научный обиход Майклом Халидеем.
Категория: Каталог словарных статей | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: каталог сл оварных статей, АНАЛОГИ СОЮЗОВ, АНТИЯЗЫК
Просмотров: 1455 | Загрузок: 129 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 9
Термины вступают в отношения синонимии, антонимии, паронимии, часто возникает явление омонимии.

6 Ольга  
Диагностика проникла во все социальные сферы, даже чересчур.

Лингвистическая прогностика интенсивно развивается.

Диагностики много не бывает.

3 Ольга  
Антиязык присущ маргинальным группам.

Разумеется. tongue tongue tongue

2 Ольга  
Анкетирование как один из приёмов педагогической диагностики глубоко внедряется в школьный образовательный процесс.

Он существует на всех ступенях образовательного процесса.

Термины зачастую создаются искусственно, но со временем они начинают жить по законам естественного языка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0