Четверг, 09.05.2024, 00:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Лексикографические издания » Словарь

Т.В. Жеребило. Развитие связной речи//Lingua-universum.-2007. - №4. – С.98-106
[ Скачать с сервера (40.1 Kb) ] 05.05.2011, 21:25
СЛОВАРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

© 2007 г. Т.В. Жеребило

Развитие связной речи

Индекс терминов по теме «Развитие связной речи учащихся V-IX классов»
V класс
1. Деление текста на части
2. Диалог
3. Коллективно составленный план
4. Озаглавливание текста или его частей
5. Определение основной мысли
6. Основная мысль
7. Отрывок
8. Отрывок повествовательного характера
9. Пересказ
10. Письменное изложение
11. План
12. Рассказ
13. Рассказ о книгах
14. Рассказ о своих занятиях в школе и дома
15. Рассказ письменный
16. Рассказ по картине
17. Рассказ устный
18. Содержание текста
19. Сочинение-описание
20. Часть текста
VI класс
1. Диалог
2. Диалог на темы из окружающей жизни
3. Заметка в стенгазету информационного характера
4. Объявление
5. Ответ на вопрос
6. Перевод
7. Пересказ без плана
8. Пересказ, близкий к прочитанному тексту
9. Пересказ, близкий к прочитанному тексту, с изменением лица
10. Пересказ по плану
11. Пересказ текста
12. Самостоятельно составленный план
13. Сжатый пересказ
14. Составление диалога
15. Сочинение-рассказ
16. Устный отзыв о рассказе
VII класс
1. Выборочный пересказ
2. Заметка в стенгазету критического характера
3. Изложение, близкое к тексту
4. Изложение сжатое
5. Изложение с элементами сочинения
6. Композиционные элементы
7. Описание местности
8. Описание природы
9. Ответ-рассуждение на вопрос
10. Отзыв о рассказе, стихотворении, книге
11. Пейзаж
12. Пересказ текста
13. План мероприятия
14. План простой
15. План сложный
16. Портрет героя
17. Сопоставление по двум картинам
18. Сочинение-описание
19. Сочинение-описание по картине
20. Сочинение-описание по личным наблюдениям и впечатлениям
21. Сюжетная картина
22. Устная характеристика
23. Устный рассказ
VIII класс
1. Высказывание своего отношения к героям
2. Газетная статья
3. Диалог на заданную тему
4. Заметка в стенгазету с выводами и предложениями
5. Изложение выборочное
6. Изложение подробное
7. Изложение с грамматическим заданием
8. Изложение сжатое
9. Изложение с элементами сочинения
10. Письменный отзыв о книге
11. Предварительно составленный план
12. Протокол классного собрания
13. Составление диалога
14. Сочинение на литературную тему
15. Сравнительная характеристика литературных героев
16. Цитирование
17. Цитатный план
IX класс
1. Автобиография
2. Выборочное изложение с элементами рассуждения
3. Газетная статья
4. Заявление
5. Изложение текста научного характера
6. Изложение текста публицистического характера
7. Отзыв о двух книгах
8. Отзыв о нескольких книгах
9. Письменное сочинение типа элементарного рассуждения
10. Развернутый ответ на вопрос
11. Самостоятельное обобщение прочитанного
12. Сжатый пересказ
13. Сочинение на литературную тему
14. Сочинение по концу
15. Сочинение по началу
16. Устное сообщение типа элементарного рассуждения
17. Характеристика литературного героя (индивидуальная, сравнительная, групповая)

Индекс терминов по теме «Культура речи. Стилистика. Развитие связной речи
учащихся X-XI классов»
1. Активный лексический запас учащихся
2. Анализ иллюстраций
3. Анализ языковых средств
4. Аннотация статьи
5. Близкий к тексту пересказ
6. Богатство синонимических средств языка
7. Воспоминания как жанр творческих опытов учащихся
8. Выборочное изложение материала по определенным темам
9. Выразительные средства языка
10. Доклад
11. Изложение с творческих заданием
12. Изобразительные средства языка
13. Комментирование текста
14. Конспект
15. Лексическое своеобразие текста
16. Литературно-критическая статья
17. Литературный монтаж
18. Литературно-творческие опыты учащихся
19. Нормы литературного языка
20. Нормы построения словосочетания и предложений
21. Нормы произношения
22. Нормы словоупотребления
23. Обогащение словарного запаса учащихся
24. Отзыв
25. Очерк
26. План
27. Письменная литературная речь
28. Признаки стилей
29. Публицистические термины
30. Развернутый ответ на вопросы
31. Рассказ на темы школьной жизни
32. Рассказ
33. Рецензия
34. Речь (устная, письменная)
35. Сжатый пересказ
36. Слова с переносным значением
37. Словарь
38. Сообщение на литературно-политическую тему
39. Сопоставление художественного произведения с кинофильмом
40. Сочинение проблемного характера
41. Стилистика
42. Стиль
43. Стиль деловой
44. Стиль научный
45. Стиль публицистический
46. Стиль разговорно-обиходный
47. Стиль художественной литературы
48. Стилистическое своеобразие текста
49. Тезис
50. Теоретико-литературные термины
51. Требования к речи

Словарь по методике развития связной речи учащихся V-IX классов
национальной школы
V класс
ДИАЛОГ. 1. Разговор двух лиц. 2. Вид упражнения, выполняемого на уроках русского языка с целью развития навыков диалогической речи.
КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННЫЙ ПЛАН. Вид упражнения, выполняемого в период обучения в V-VI классе. Применяется на уроках русского языка и литературы при подготовке к изложениям и сочинениям. Выполняется, как правило, параллельно с упражнением «деление текста на части».
ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ ТЕКСТА. Вид упражнения, приучающий учащихся видеть главную мысль произведения. Развивает творческие навыки, образное видение мира.
ОЗАГЛАВЛИВАНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. Вид упражнений, подготавливающий базу для обучения построению плана. Может выполняться коллективно, носить полусамостоятельный и самостоятельный характер. Применяется в различных классах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ. Вид упражнений, ориентированный на достижение идейно-тематического содержания произведения. Диапазон применения широк: V-XI кл., уроки языка и литературы, развитие речи.
ПЕРЕСКАЗ. Один из видов творческих работ, выполненный в устной форме. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным. Выполняется в V-XI кл. Может предшествовать письменному изложению.
ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. Один из видов творческих работ, идентичных пересказу, но выполняемых в письменной форме. Как правило, изложение пишется по плану. Может быть подробным, сжатым, выборочным. Оно может быть обучающим (в этом случае проводится подготовка к нему по схеме: чтение текста учителем, языковой анализ, коллективное составление плана, пересказ текста по плану, а затем письмо текста) и контрольным (ученики выполняют работу без помощи учителя. Роль учителя сводится к тому, что он дважды зачитывает текст).
РАССКАЗ. 1. Художественное произведение. 2. Один из видов творческих работ, выполняемых в V-XI классах. Рассказ строится по особой схеме, предусматривающей завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку действия. Зачастую в школьной практике рассказ подменяют неупорядоченной информацией об одном или нескольких событиях. Избежать подобной ошибки можно, обучая детей рассказам на классических образцах.
РАССКАЗ О КНИГАХ. Один из видов творческих работ, в отличие от отзыва и рецензии, ориентированный на обучение рассказу о том, при каких обстоятельствах автору удалось прочитать ту или иную книгу, как она повлияла на него, как он снова и снова возвращался к ней, какие поступки он совершил под влиянием книг и т.п.
РАССКАЗ О СВОИХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ И ДОМА. Один из видов творческих работ. Зачастую ученики просто перечисляют все, чем занимаются в школе и дома – это распространенная ошибка. Между тем рассказ о своих занятиях в школе и дома предполагает описание одного или двух-трех эпизодов в их развитии, динамике. Начинается рассказ, развивается действие, достигая своего апогея, а затем – радостный или трагический финал, или вообще никакой, а тем самым еще более неожиданный.
РАССКАЗ ПИСЬМЕННЫЙ, Форма рассказа, выполняемая в V-XI классах, ориентированная на шлифовку навыков письменной речи. В V классе необходимо выполнять обучающие виды работ, а на продвинутом этапе – контрольные.
РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ. Один из видов творческих работ. Его нельзя смешивать с описанием картины. Если в описании представлено то, что мы видим, воспринимаем непосредственно, то в рассказе видимое на картине может быть или завязкой, или кульминацией, или развязкой, или одним из моментов развязывающего действия. В любом случае на картине изображен один момент, все остальное, находящееся за пределами картины, домысливается учеником по законам логики. И все же надо иметь в виду, что в самом содержании картины и прошлое, и будущее как бы присутствуют, выражены имплицитно, мы не видим, но чувствуем и понимаем, что предшествует изображенному на картине моменту и что может наступить потом. Итак, рассказ по картине – это раскрытие событий, связанных с содержанием картины.
РАССКАЗ УСТНЫЙ. Одна из форм рассказа, ориентированная на формирование навыков устной речи.
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ. Вид творческих работ, выполняемый в V-X классах. В V классе описание начинается с простого. Сначала ученик описывает отдельные предметы, затем в VI классе – совокупность предметов. В VII классе описание усложняется: они учатся описывать внешность человека и т.д.
VI класс
ДИАЛОГ НА ТЕМЫ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ. Один из видов упражнений, предполагающих коммуникативную направленность. Порой ученики затрудняются построить диалог, поэтому необходимы образцы, которым они могут подражать. Более того, в современной методической литературе построены модели, по которым продуцируется диалог (Д.И. Изаренков). В школьной практике обучение ведется пока по образцам. Моделирование как метод обучения игнорируется при формирование навыков диалогической речи.
ЗАМЕТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА, НАПИСАННАЯ ДЛЯ СТЕНГАЗЕТЫ. Один из видов творческих работ. Его написанию предшествует изучение журналистской терминологии на доступном уровне. Затем учащиеся знакомятся с образцами стенных заметок, анализируют их, отвечая на вопросы учителя. После соответствующей подготовительной работы дается задание написать заметку на тему «Как мы работали в колхозе», «Успеваемость в нашем классе», «В школьной мастерской» и т.п. Затем начинается этап совершенствования написанного, и только после этого заметка переписывается набело и сдается в редакцию стенной газеты.
Нужно учесть, что в ней не просто перечисляются события по принципу хаотического плетения словес, но идет формирование информации по законам публицистического стиля. Поэтому, работая над заметкой, целесообразно знакомить учащихся с элементами публицистического стиля.
ОБЪЯВЛЕНИЕ. Вид делового письма. Обучение умению составлять объявления проводится по схеме: 1. Чтение образцов объявлений; 2. Анализ их языковых особенностей, способов оформления материала; 3. Коллективное составление объявлений о каком-нибудь мероприятии; 4. Самостоятельное составление объявлений; 5. Корректирование самостоятельно составленных объявлений; 6. Выполнение контрольных заданий; 7. Анализ учителем контрольных заданий, выполненных учащимися; 8. Работа над типичными ошибками.
ОТВЕТ НА ВОПРОС. Один из видов творческих работ, заключающийся в том, что учащиеся дают развернутый ответ на вопрос или по прочитанному произведению, или на темы из жизни школы, страны и т.п. Обучение этому виду письма начинается в среднем звене и завершается в старших классах. Отвечая на вопрос, ученик строит своеобразное рассуждение: он формулирует тезис, аргументируя его примерами.
ПЕРЕВОД. Один из видов упражнений, применяемых в условиях национальной школы. Зачастую учителя, злоупотребляя переводным методом, применяют без всякой надобности перевод с русского языка на родной. Между тем подобное тренировочное упражнение применяется в том случае, когда невозможно объяснить значение слова, выражения при помощи средств русского языка или способом наглядности.
ПЕРЕСКАЗ БЕЗ ПЛАНА. Один из видов репродуктивных упражнений, обучение которому начинается в среднем звене и продолжается в старших классах. Для пересказа могут использоваться самые разнообразные по своему типу тексты, но в любом случае, даже если пересказ производится без плана, ученик должен опираться на свой «внутренний план», на схему содержания, без которой невозможно воспроизведение текста.
ПЕРЕСКАЗ, БЛИЗКИЙ К ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ. Один из видов репродуктивных упражнений, тренирующий память, развивающий логику. Пересказ, близкий к тексту, учит быть внимательным к деталям, чутким к слову писателя, создавшего произведение. Выполняться может в V-XI классах.
ПЕРЕСКАЗ, БЛИЗКИЙ К ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ, С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА. Один из видов репродуктивных упражнений, включающих элементы творчества. Обычно используется при изучении местоимений. Ориентирован в основном на шлифовку речевых навыков в связи с изучением грамматического строя речи учащихся.
ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. Один из видов репродуктивных упражнений, ориентированный на выработку навыков последовательного изложения материала. План при этом может составляться или коллективно, или самостоятельно. Форма плана также может быть разнообразной (простой план, сложный план и т.п.).
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА. Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Цель его – научить учащихся усваивать содержание текста и в адекватной форме его передавать. Пересказ может проводиться по плану и без плана. По полноте охвата материала он может быть подробным, сжатым, выборочным. Работа над пересказом проводится по следующей схеме: 1. Предтекстовая словарная работа; 2.Чтение или прослушивание текста; 3. Ответы на вопросы по тексту; 4. Коллективное или самостоятельное составление плана; 5. Пересказ текста с опорой на план; 6. Пересказ текста без опоры на план.
САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВЛЕННЫЙ ПЛАН. Один из видов упражнений. Выполняется после того, как учащиеся вместе с учителем неоднократно составляли план. Давая задание самостоятельно составить план, необходимо подобрать текст, идентичный тем, которые коллективно уже разбирались на уроках языка и литературы. Причем, форма плана (простой, сложный) также должна быть знакома учащимся.
СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ. Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Сжатый пересказ необходимо отличать от выборочного. При сжатом пересказе излагается весь материал (опускаются отдельные детали, описания, носящие частный характер). Выборочный пересказ ориентирован на изложение событий по одной из тем, отраженных в произведении. Например, пересказ по теме «Жизнь Дубровского» – типичное выборочное изложение материала.
УСТНЫЙ ОТЗЫВ О РАССКАЗЕ. Одна из форм отзыва, ориентированная на формирование навыков устной речи. Отзыв предполагает оценку произведения учеником. Он (ученик) должен высказать свое мнение, сказать о том, что нравится в героях, а что вызывает гнев или отвращение и другие чувства. На начальном этапе обучения – в VI классе – учащиеся учатся составлять отзывы о небольших по объему произведениях. На продвинутом этапе обучения отзывы пишутся о повестях, романах и др. видах и жанрах искусства.
VII класс
ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ. См. сжатый пересказ (VI кл.).
ЗАМЕТКА КРИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В СТЕНГАЗЕТУ. Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. Так же, как и в информационной заметке, в заметке критического характера дается общественно значимая информация, типичная для публицистического стиля. Но если в первом случае информация просто излагается, то здесь она подвергается критической оценке с точки зрения общечеловеческих норм. Если в заметке защищаются только корыстные интересы узкого круга людей, то заметка теряет свою ценность. Если заметка информационного характера может предстать как описание или повествование, то заметка критического характера выливается в форму рассуждения. Ее жанровая специфика предполагает такие структурные компоненты заметки, как: тезис, аргументы, вопросы проблемного характера и ответы на них.
ИЗЛОЖЕНИЕ, БЛИЗКОЕ К ТЕКСТУ. Вид репродуктивных работ обучающего и контрольного характера. Подготовка к изложению проводится по общепринятой схеме (см., например, словарную статью «Пересказ текста», VI кл.). От подробного изложения оно отличается тем, что в первом случае необходимо подробно изложить информацию, данную в тексте. Во втором случае ее не просто надо изложить, но при этом и сохранить стилистические особенности языка автора. Подобный вид работы не только тренирует память, но и помогает глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя.
ИЗЛОЖЕНИЕ СЖАТОЕ. Один из видов репродуктивных письменных работ обучающего или контрольного характера. Так же, как и сжатый пересказ, сжатое изложение передает по возможности всю информацию в краткой форме. Подобный вид работы создает базу для обучения конспектированию. Он учит быстро, логично мыслить, определять суть содержания, «схватывать материал на лету». Подготовка к сжатому изложению и непосредственно работа над ними выполняется по общепринятой, традиционной схеме: 1. Языковые задания; 2. Чтение или прослушивание текста; 3. Ответы на вопросы по содержанию текста; 4. Коллективно или самостоятельно составленный план; 5. Сжатое изложение текста; 6. Анализ учителем изложений учащихся; работа над исправлением речевых ошибок и ошибок в содержании пересказанного письменного текста.
ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ. Один из видов репродуктивных письменных работ обучающего и контрольного характера. Выполняется по общепринятой схеме, но здесь могут быть элементы творчества: домысливание и рассказ о каких-нибудь эпизодах, описание обстановки, дописывание конца текста и т.д.
Подобный вид работы формирует не только репродуктивные, но и продуктивные навыки. Он развивает творческие наклонности учащихся. В методическом плане изложение с элементами сочинения помогает осуществить более плавный переход от изложений к различным жанрам сочинений.
ОПИСАНИЕ МЕСТНОСТИ. Один из видов творческих работ обучающего и контрольного характера. Представляет собой публицистическое описание природы, обстановки. Публицистическому описанию местности предшествует большая подготовительная работа. Обучение идет по схеме: 1. Знакомство с образцами описания местности; 2. Сбор материала по намеченному плану-схеме; 3. Обработка материала, организация его под определенным углом зрения; 4. Корректировка содержания, стиля; обработка языка сочинения; 5. Приведение содержания работы и плана в полное соответствие; 6. Описание местности по плану в устной форме; 7. Описание местности в письменной форме; 8. Анализ учителем содержания работ учащихся, стиля сочинений, работа над речевыми ошибками.
ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ. Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. В описании природы предстает совокупность предметов, чем-то похожих или отличающихся друг от друга. Как правило, излагается общее впечатление от картины природы. Затем дается собственно описание природы, где возможно, делаются соответствующие выводы.
ОТВЕТ-РАССУЖДЕНИЕ НА ВОПРОС. Один из видов устных или письменных работ обучающего или контрольного характера. Организуя работу, учитель подбирает вопрос проблемного характера. Отвечая на него, учащиеся вынуждены будут использовать общеизвестные композиционные элементы, свойственные рассуждению: 1. Постановка вопроса; 2. Выдвижение тезиса; 3. Приведение аргументов; 4. Выводы по излагаемому материалу.
ОТЗЫВ О РАССКАЗЕ, СТИХОТВОРЕНИИ, КНИГЕ. См. «Отзыв о рассказе» (VI кл.).
ПЕЙЗАЖ. То же самое, что и описание природы (См. VII кл.).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ. Один из видов творческих работ, обучение которому проводится в VII классе. Подобный вид работы развивает творческие способности учащихся, шлифует навыки составления планов.
ПЛАН ПРОСТОЙ. Один из видов работы, ориентированный на обучение составлению планов. В простой план вносятся пункты: 1-й, 2-й и т.д. Как правило, при составлении простого плана применяются односложные формулировки.
ПЛАН СЛОЖНЫЙ. Один из видов работы, ориентированный на обучение планированию, постижению логики текста. В сложном плане, в отличие от простого, используются пункты и подпункты. Графическую формулу сложного плана можно выразить следующим образом:
I.
1.
2.
а)
б)
в)
3.
II.
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ. Один из видов творческих работ обучающего и контрольного характера, выполняемых учащимися как в VII классе, так и в последующих. Как правило, работая над портретом героя, учащиеся используют изученное ими литературное произведение. Взяв из него соответствующий отрывок в качестве образца, учитель должен провести подготовительную работу: отрывок-образец анализируется с точки зрения содержания и языковых средств, затем учитель дает вопросы. Отвечая на них, учащиеся усваивают содержание текста-образца. Затем составляется план портрета героя. После этого учащиеся устно пересказывают по плану, а затем дают письменное описание портрета героя. Работа приобретает различные формы, учащиеся могут описывать портрет героя на основании той информации, которая рассредоточена по всему тексту.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПО ДВУМ КАРТИНАМ. Один из видов творческих работ обучающего или контрольного характера, используемый в среднем звене национальной школы. Может выполняться как в устной, так и в письменной форме. Этот вид работы ориентирован на обучение связным высказываниям. Тип письма – сопоставительное описание двух картин или рассуждение на материале содержания картин.
В ходе работы формируются навыки сопоставления. Систематизируя материал, целесообразно его внести в таблицу:
Основание
для сопоставления 1-я картина 2-я картина

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ. Тип творческого письма, включающий в себя различные виды сочинения. Описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание природы (пейзаж), описание памятника, описание обстановки (интерьер).
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ. Один из видов творческих работ обучающего или контрольного характера. Сочинение пишется по традиционной, общепринятой схеме: излагается общее впечатление от увиденного, затем идет собственно описание, и, наконец, выводы. Материал, подобранный к сочинению, целесообразно систематизировать с опорой на таблицу:
Название предмета Внешние признаки Краски

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ И ВПЕЧАТЛЕНИЯМ. Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. Обычно в среднем звене подобные сочинения посвящены теме природы. Собранный материал может оформляться в таблице в целях его дальнейшей систематизации:
№№
пп Объект для наблюдения Наблюдения: краски, приметы времени года и т.п.
1. Небо
2. Деревья в лесу
3. Поля
Сбор материала к сочинению может проводиться в течение недели, месяца.
Непосредственно в процессе подготовки к сочинению учитель зачитывает лучшие образцы описаний, в том числе и классические. Они анализируются с точки зрения содержания, языка, пересказываются по плану или без него.
Затем идет составление плана к своему сочинению. Учитель просит по плану описать объект, за которым учащийся наблюдал. Затем сочинение оформляется на черновик, корректируется и после корректировки переписывается набело.
УСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Один из видов обучающего или контрольного характера. Создается на основе личных наблюдений и впечатлений или на основе литературного материала. Вначале идет сбор материала, затем составляется план с опорой на схему: общее впечатление от увиденного или прочитанного, описание качеств человека, выводы. Затем с опорой на план учащийся дает устную характеристику известного ему человека или героя литературного произведения.
VIII класс
ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ. Один из видов творческих опытов учащихся обучающего или контрольного характера. Создается статья на одну из актуальных тем. Работе над ней предшествует анализ газетного материала. Затем учащимся на выбор предлагается одна из актуальных тем. Сбор материала, его систематизация и письменное оформление проводятся по общепринятой схеме: составление таблицы, составление и корректировка плана, оформление статьи на черновике, корректировка записей и, наконец, оформление набело.
ЗАМЕТКИ В СТЕНГАЗЕТУ С ВЫВОДАМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера. В отличие от заметки информационного характера, в которой сообщаются факты, в заметке данного типа дается ответ на дискуссионный вопрос. Автором заметки разрабатываются предложения и делаются выводы по обсуждаемой проблеме. Работа над заметкой идет по общепринятому плану.
ИЗЛОЖЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЕ. Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера. Суть выборочного изложения сводится к тому, что учащиеся из текста выбирают материал по определенной теме. Часть текста, таким образом, остается не изложенной в работе.
ИЗЛОЖЕНИЕ ПОДРОБНОЕ. Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера. В нем тщательно излагаются все элементы содержания, но при этом может варьироваться речевое оформление текста.
Подготовка к подобному изложению и его выполнение идет по общепринятой схеме.
ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера, выполняемых по общепринятой схеме.
Особенностью изложения подобного вида является то, что к нему даются грамматические задания: 1. Излагая текст, замени лицо; 2. Рассказ от имени 1-го лица; 3. Разбери первое предложение по членам и др. задания.
ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ О КНИГЕ. Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера. Отзыв включает ряд композиционных элементов: 1. Сообщение о выходных данных книги; 2. Краткое изложение содержания книги; 3. Изложение своего отношения к содержанию, героям, авторской позиции; 4. Выводы оценочного характера.
Подготовка к нему включает ряд обязательных этапов. Во-первых, объясняется значение слова «отзыв». Рассматривается схема, по которой обычно построены отзывы. Затем отбирается книга для отзыва. В соответствии с ее идейно-тематическим содержанием составляется план отзыва. Затем учащиеся, опираясь на план, составляют устные отзывы о прочитанных книгах. После подобной тренировочной работы учащиеся пишут черновики, затем корректируют их и оформляют отзыв набело.
ПРОТОКОЛ КЛАССНОГО СОБРАНИЯ. Один из видов делового письма. Может проводиться как обучающая и как контрольная работа в школе. Протокол собрания включает ряд специфических особенностей делового письма, с которым нужно познакомить учащихся на примере образцов. Имеются в виду: композиционные элементы («шапка», повестка дня и др.), языковые средства (канцелярские элементы на уровне словообразования, лексики, синтаксиса). После этого учащиеся получают задание самостоятельно проанализировать различные протоколы с точки зрения содержания, композиции, языка и устно их охарактеризовать. Только после тщательной работы на этапе знакомства с подобными материалами необходимо дать задание учащимся составить протокол классного собрания. Затем идет его корректировка и оформление протокола набело.
СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ. Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера. Существуют различные виды сочинений на литературную тему: 1. Сочинение-характеристика литературных героев (индивидуальная, сравнительная, групповая); 2. Сочинение по теме «Образ героя...»; 3. Сочинение проблемного характера и др. Но во всех этих случаях необходима полная самостоятельность во всем: в оценке содержания, героев, в умении анализировать материал.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ. Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера на литературную тему. Сравнительная характеристика так же, как и индивидуальная, включает описание черт характера героев. Но в данном случае черты характера могут сравниваться по различным основаниям по степени сходства, отличию. Сравнение может быть открытым, когда называются прямо качества и одного, и второго героя. Сравнение может быть скрытым, свернутым, когда характеризуется какое-либо качество одного героя, а сходная или противоположная черта другого героя подразумеваются. В школьной практике обычно сравнивают таких героев, как Татьяна и Ольга Ларины, Евгений Онегин и Владимир Ленский, Чацкий и Молчалин.
ЦИТИРОВАНИЕ. Умение аргументировать содержание текста при помощи цитат. Особенно важно уметь пользоваться цитатой в сочинении на литературную тему.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН. Один из видов работы по развитию речи. Цитатный план составляется на основе текста. Используется в устной и письменной работе при изложении текста, в работе над сочинением и т.п.
IX класс
АВТОБИОГРАФИЯ. Один из видов делового письма. В школьной практике представляет собой письменную работу обучающего или контрольного характера. Этапы подготовки и выполнения работы те же самые, что и в случае с любым сочинением по русскому языку: составляя автобиографию, ученик должен ввести в нее следующие структурно-композиционные части: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Сообщение о том, где, когда родился, кто родители; 3. Когда и где начал учиться, какое получил образование; 4. Где и когда начал работать, где работал потом, какие должности занимал; 5. Перечисление главных событий жизни.
Особенность автобиографии заключается в том, что, представляя собой вид делового письма, она может включать в себя элементы художественности.
ЗАЯВЛЕНИЕ. Вид делового письма. В учебных целях проводятся обучающие и контрольные упражнения по составлению заявлений. Причем необходимо проводить все этапы, сопутствующие обучению письму, в противном случае пропуск звена обучения, формализм, поверхностное рассмотрение деловых бумаг приведет к неумению оформлять заявления, грамотно их писать.
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА НАУЧНОГО ХАРАКТЕРА. Один из видов репродуктивного письма. Подобное изложение может быть обучающим или контрольным. Работая над изложением текста научного характера, необходимо учитывать, что текст, выполненный в научном стиле, может быть представлен описанием или рассуждением. Поэтому работа над указанным видом изложений предполагает и знание языковых особенностей научной речи, и знание композиционных особенностей описаний и рассуждений.
ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Один из видов репродуктивного письма. Изложение может быть обучающим или контрольным. Подготовка к нему и выполнение изложения проводится по общепринятой схеме. Однако работе над ним предшествует знакомство с публицистическим стилем.
ОТЗЫВ О ДВУХ КНИГАХ. Один из видов творческих работ учащихся старших классов обучающего или контрольного характера. Посвящен он обычно самостоятельно прочитанным книгам современной литературы. При этом в подобном отзыве могут или сопоставляться сходные по своей проблематике книги, или противопоставляться различные по идейно-тематическому содержанию, по методам произведения.
ОТЗЫВ О НЕСКОЛЬКИХ КНИГАХ. Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. Выполняется учащимися старших классов. Он может быть посвящен или сходным по своей тематике произведениям, и таким образом, в отзыве будет идти сопоставление проблем, героев, языковых особенностей. Произведения могут также противопоставляться по их отличительным признакам.
ПИСЬМЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ ТИПА ЭЛЕМЕНТАРНОГО РАССУЖДЕНИЯ. Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. Существуют различные образцы рассуждений: рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление. Сочинение на литературную тему целесообразнее писать в форме рассуждения – размышления. Обычно в рассуждение – размышление входит ряд композиционных частей: экспозиция (подведение к проблемному вопросу), система проблемных вопросов и ответы на них, выводы. Подготовительный этап, исполнительный и этап контроля за выполнением сочинения проводятся в соответствии с общепринятой схемой.
СОЧИНЕНИЕ ПО КОНЦУ. Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. По концу, который дается учащимся учителем, конструируется начало действия и его развитие. Подобное сочинение ориентировано на развитие творческих способностей у учащихся.
СОЧИНЕНИЕ ПО НАЧАЛУ. Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. По началу сочинения прогнозируется развитие действия и его конец. Подобная работа развивает воображение учащихся, эстетическое чутье. Они как бы начинают чувствовать структуру текста, закономерности его построения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ. Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. Представляет собой сочинение описательного типа. Включает в себя ряд структурных композиционных частей: анализ черт характера, сообщение биографических данных, описание наклонностей героя, его интересов, описание особенностей портрета как одного из компонентов характеристики. Характеристика как вид письма представлена рядом жанров: 1. Индивидуальная характеристика; 2. Сравнительная характеристика; 3. Групповая характеристика.

Категория: Словарь | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: развитие речи. лексикография, словарь, индекс
Просмотров: 2224 | Загрузок: 396 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 4
Существуют классификации, вбирающие в себя около трёхсот типов упражнений по развитию речи, не говоря о других элементах понятийно-терминологического аппарата.

2 aslanbek  
Индексация материала помогает систематизировать его.

Это на самом деле так.

Развитие речи предстоит ещё более тщательно лексикографировать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0