Понедельник, 29.04.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Монографии » Брошюра

Жеребило Т.В.Лингвостилистические модели словообразовательных типов
[ Скачать с сервера (74.9 Kb) ] 22.04.2011, 20:52
Здесь приведён отрывок из работы. Полный текст лежит на сервере.

1. Августином были разработаны такие принципы герменевтического анализа, как: 1) принцип контекстуального подхода; 2) принцип конгениальности, т.е. соразмерности творческих потенциалов исследователя текста и автора.
Гораздо позже Шлейермахер выдвинет принцип, в соответствии с которым целью герменевтики является понимание текста и его автора лучше, чем сам автор понимал себя и свое собственное творение.
Отдавая должное подобным интригующим идеям, считаем целесообразным взять за основу идею Шпета о том, что смысл слова, высказывания, текста объективен и может быть познан непсихологическими методами. В частности, герменевтика, включающая в себя, наряду с другими, методы семиотики, нацелена на постижение, понимание объективного смысла текста, а не на его «схватывание», «вчувствование».
Понимать текст – значит знать типовое семантическое значение каждого входящего в него компонента, который дифференцируется в зависимости от конкретных условий употребления языковых единиц в том или ином тексте.
В процессе анализа языковых особенностей произведений М.Волошина были использованы описанные выше лингвостилистические модели словообразовательных типов, интерпретируемые как один из механизмов понимания текста.
Идея их применения возникла под влиянием строчек из знаменитого стихотворения поэта –философа «Брестский мир», которые когда-то, почти сто лет назад с одинаковым пафосом цитировались всеми. Сам поэт пишет, как 1919 году, белые и красные, беря по очереди Одессу, свои прокламации к населению начинали одними и теми же словами:

С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях. (В., С.40)
(Примечание: Тексты цитируются по изданию: М.Волошин. Путями Каина. – М.: Педагогика, 1991. -222с.)
Особое внимание было уделено глагольным словообразовательным типам. И это не случайно. Так, по мнению М. Н. Кожиной, художественный стиль «глаголен», динамичен. Известно, что частота употребления глаголов в художественной речи почти в два раза выше, чем в научной, и в три – чем в официально-деловой речи. (См.: Кожина М.Н. Стилистика русского языка, Учебн. пос. – М.: Просвещение, 1983.-223с.)
Как правило, в художественной речи активизируются такие глагольные ресурсы, как : 1) глаголы совершенного вида как более конкретные по сравнению с глаголами несовершенного вида для выражения конкретности художественного текста; 2) глаголы с приставкой за- со значением начала действия, употребление которых вызвано образностью художественной речи; 3) синонимия глагольных времен, обусловленная переносным употреблением формы времени глагола в тексте, и др. средства.
В целом в художественном стиле употребительны все ресурсы глагольной лексики, но их частотность зависит от содержания эстетической информации, заложенной в том или ином произведении.
Идентичного мнения придерживаются Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. (См.: Т.П. Плещенко и др. Стилистика и культура речи : Учебн. пос. - Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 544с.)
С подобным подходом нельзя не согласиться. Так, анализируя язык художественных произведений М. Волошина, мы обратили внимание на то, что в его произведениях применяется как вся морфологическая парадигма (от глаголов неопределенной формы до деепричастий), так и вся стилистическая парадигма, начиная от разговорных, сниженных оттенков до самых высоких.
2. Многообразие глагольной лексики в произведениях Волошина дает возможность исследования различных окрасок, оттенков, значений, структурно-семантических особенностей словообразовательных типов глагола.
«Глагольность» Волошина особая: она проникает в самую глубь сознания. Мы как бы чувствуем динамику трагедии материальной культуры, воплощенной поэтом в произведении «Путями Каина»:

Адам был миром,
Мир же был Адам.
Он мыслил небом,
Думал облаками,
Он глиной плотствовал,
Растеньем рос,
Камнями костенел,
Зверел страстями,
Он видел солнцем,
Грезил сны луной,
Гудел планетами,
Дышал ветрами.
И было все – вверху, как и внизу –
Исполнено высоких соответствий.
С.158
3. С помощью информационных моделей были подвергнуты анализу все производные и членимые глаголы, картографированные методом сплошной выборки на материале произведений М. Волошина. «Пустыня», «Ангел мщенья», «Усталость», «Демоны глухонемые», «Мир», «Русская революция», «Гражданская война», «Заклинание.. От усобиц», «Потомкам. Во время террора», «На дне преисподней», «Выйди на кровлю. Склонись на четыре…», «Россия. Поэма», «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» (См.: М.А. Волошин. Автобиография, Стихи. Поэма. / Ред. – сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1991.- 224с.)
Частотность употребления приставочных глаголов оказалась неравномерной: глаголы с прист. в-/во- -4,0%; вз-/вс-/воз-/вос- -5,3%; вы- -6,3%; за- -6,7%; из-/ис- -3%; на- -4,3%; низ-/нис - -0,3; о- -3,3%; об- - 1,6 %; от- - 3,0 %; пере- - 2,6%; по- - 6,6%; под- - /подо- - 2,3%; пре- - 3%; при- - 4,3%; про- - 9,3%; раз-/рас- -7,6%; с-/со- - 11,3%; у- -4,3 %.
Каждый из приставочных глаголов был пропущен через призму информационной модели, которая позволила выявить его структурно-семантические особенности, ступени словообразовательного процесса, словообразовательное значение однотипных глаголов, их стилистические окраски, взаимосвязь глаголов с конкретностью, эмоциональностью, образностью художественного стиля. С помощью модели были проанализированы словосочетания и структурные схемы предложений, в которых употребляются приставочные глаголы, проработаны типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова, а также выявлены типовые речевые ситуации, прогнозирующие употребление глаголов. Обращает на себя внимание то, что в поэтическом языке Волошина наиболее активны приставки с-/со- ; про- ; раз-/рас- ; по-; вы- традиционно «непоэтические», тяготеющие в стилистической парадигме к нейтральным и разговорным окраскам.
Традиционно «поэтические» вз-/воз-/вс-/вос- ; из-/ис-; низ-/нис- менее частотны.
Однако существует общепринятое мнение, что любое «непоэтическое» слово в необычных условиях – в поэтическом тексте – может стать высокохудожественным средством.
Как мы уже сказали, в качестве процедуры анализа используется метод лингвостилистической абстракции, реализуемый на основе информационных моделей СТ:
4. Один из наиболее частотных СТ, используемых поэтом-философом, - это словообразовательный тип с приставкой вы-.
В поэзии Волошина он модифицируется следующим образом:
• от глаголов несовершенного вида
СТ • при помощи приставки вы-
• образуются глаголы несовершенного и совершенного вида
• 1) со значением:
а) «удалиться, выделиться из чего-нибудь, направиться наружу посредством действия, названного мотивирующим глаголом»
волочь – выволочь
Наш пращур, что из охлажденных вод
Свой рыбий остов выволок на землю,
В себе унес весь древний Океан
С дыханием приливов и отливов,
С первичной теплотой и солью вод –
Живую кровь, струящуюся в жилах.
С. 97-98
грести – выгрести – выгребать
А человек упорно выгребает
Противу водопада, что несет Вселенную
Обратно в древний хаос.
С. 94
б) «интенсивно и (или) тщательно совершить действие, названное мотивирующим глаголом»:
красить – выкрасить
И выкрасил в зелено-бурый цвет.
С.123
в) «добыть, получить, найти что-нибудь посредством действия, названного мотивирующим глаголом»:
думать – выдумать
Вы выдумали благодарность, чтобы
Поймать в зародыше
И удушить добро?
С.144
жечь – выжечь
Костер из зверя выжег человека
И сплавил кровью первую семью.
С.100
работать – выработать, вырабатывать
Газеты вырабатывают правду
Одну для всех на каждый день и час
С.135
резать - вырезать
Создатель музыки, -
Прислушиваясь к ветру,
Он вырезал свирель
И натянул струну;
С.110-111
г) «выдержать, претерпеть действие, названное мотивирующим глаголом»:
расти – вырасти
В кулачном праве выросли законы,
Прекрасные и кроткие в сравненье
С законом пороха
И правом пулемета.
С. 112.
д) «совершить (довести до результата) действие, названное мотивирующим глаголом»:
тереть – вытереть, вытирать
Машина победила человека:
Был нужен раб, чтоб вытирать ей пот,
Чтоб умащать промежности елеем,
Кормить углем и принимать помет.
С. 133
явить – выявить
И женщина – блюстительница пепла –
Из древней самки выявила лики
Сестры и матери,
Весталки и блудницы.
С. 100
Как видим, все семантические позиции в СТ замещены.
Кроме того, выделяются глаголы, семантически близкие данному словообразовательному типу, но с точки зрения синхронного словообразования являющиеся не производными, а членимыми: приставка вы- выделяется в данной ситуации в сопоставлении с другими глаголами, включающими в свой состав радиксоид:
Выпереть (ср.: отпереть, запереть).
Пар выпер поршень, напружил рычаг,
С. 125.
2. имеющие разные стилистические окраски: нейтральную, разговорную:
нейтр. разг.
Вытирать выпереть
Выявить выдумать
Вырасти
Вырезать
Выработать
Выжечь
Выкрасить
3. выражающие конкретность в художественной речи:
действие анализируемых глаголов нацелено на конкретные предметы и явления действительности: выпереть поршень, вытереть пот, выявить лик, вырезать свирель и т.п.
4. вступающие преимущественно в словосочетания:
а) глаг. + сущ. с предлогом или без предлога: выволочь остов, выгребать противу водопада, выкрасить в цвет, выдумать благодарность.
б) глаг. + наречие: выгребать упорно;
в) глаг. + мест.: вытирать ей
На основе информационной модели СТ прогнозируются типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
1) выволочь – удалить что-нибудь из чего-нибудь посредством действия, названного глаголом «волочь», «волочить»;
2) выявить – выделить что-нибудь из чего-нибудь посредством действия, названного глаголом «явить»;
3) выгребать – направляться куда-либо посредством действия, названного глаголом «грести»;
4) выкрасить – тщательно совершить действие, названное глаголом «красить»;
5) выдумать – добыть что-нибудь посредством действия, названного глаголом «думать»;
6) выжечь – получить что-либо посредством действия, названного глаголом «жечь»;
7) вытереть - довести до результата действие, названное глаголом «тереть».
На основе приведенной выше информационной модели прогнозируются типовые речевые ситуации:
1) удаление из чего-либо; 2) выделение из чего-либо; 3) направление наружу; 4) совершение действия с определенной степенью интенсивности; 5) добывание чего-нибудь; 6) получение чего-нибудь; 7) нахождение чего-нибудь; 8) способность выдержать действие; 9) возможность (способность), умение претерпеть действие; 10) доведение до результата действия.
В свою очередь каждая из речевых ситуаций прогнозирует конструкции, используемые для построения предложений на основе данных ситуаций:
1) Наш пращур… свой рыбий остов выволок на землю...; 2) А человек упорно выгребает противу водопада…; 3) и выкрасил в зелено-бурый цвет и др.
5. Идентичным способом мы интерпретировали глаголы с приставкой по-.
• от глаголов несовершенного вида
СТ • при помощи приставки по-
• образуются глаголы совершенного вида
• 1) со значением:
а) действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение некоторого времени (чаще недолгого):
являться – появляться
Облек его в ливрею, без которой
Тот не имеет права появляться
В святилищах культуры;
С. 129
б) «начать действие, названное мотивирующим глаголом»:
слать - послать
Пар послал
Рабочих в копи – рыть руду и уголь,
В болото – строить насыпи, в пустыни –
Прокладывать дороги;
С. 126.
в) «довести до результата действие, названное мотивирующим глаголом»:
(Примечание: Глаголы с этим значением наиболее распространены в стихах М.А. Волошина).
Строить - построить
Пар, электричество и порох, овладевши
Сознаньем и страстями человека,
Себе построили
Железные тела
Согласно
Своей природе: домны и котлы,
Динамо-станции,
Моторы и турбины.
С. 131.
Тела построили
И создали престолы,
С. 149.
А вы построили темницы и запреты:
Суд гасит страсть,
Правительство – мятеж,
Врач гасит жизнь,
Священник гасит совесть.
С. 141-142.
Строитель городов – построил первый тюрьмы;
С. 110.
…первый человек
Построил кровлю над гнездом
жар-птицы…
С.101.
Освободил заклепанных титанов,
Построил им железные тела,
Запряг в неимоверную работу:
Преобразил весь мир,
но не себя,
Он заблудился в собственных пещерах
И стал рабом своих же гнусных слуг.
С. 95.
ставить - поставить
Лишь век назад хозяин догадался
Котел, в котором тысячи веков
Варился суп, поставить на колеса
И, вздев хомут, запрячь его в телегу.
С. 125.
забыть – позабыть
Когда пред ним стихии разложились
На вес и на число – он позабыл,
Что в обезбоженной природе живы
Все те же силы, что овладевают
И волей, и страстями человека.
С. 105.
дарить - подарить
То собственность,
Что можно подарить.
С. 145.
гибнуть - погибнуть
Меч не погиб, но расщепился в дух:
Защитницею чести стала шпага
(ланцет для воспаленных самолюбий),
А меч –
Вершителем судебных приговоров.
С. 116.
гасить – погасить - погашать
Все погашается возвратом?
С. 14
Категория: Брошюра | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: информационные модели стилей, словообразовательные типы, Волошин
Просмотров: 823 | Загрузок: 139 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 3
Работа с СТ позволила раскрыть неисчерпаемые возможности глагольной лексики, употребляемой М.Волошиным.

Над этой брошюрой я работала с огромным удовольствием.

Словообразование располагает неисчерпаемыми стилистическими ресурсами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0