ПЛЮС-МИНУС БЕСКОНЕЧНОСТЬ (или вопросы лингвофилософии) Уважаемые коллеги! В рамках семинара «Лингвостилистическая абстракция как метод исследования» будет обсуждаться книга Жеребило Т.В. «Лингвостилистическая парадигма в информационном пространстве современного языкознания», текст которой опубликован на страницах данного журнала («Lingua-universim» № 6, 2009 г.). © 2009 г. Т.В. Жеребило ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Памяти многоуважаемого акад. Н.М. Шанского посвящается От автора Информационное пространство современной лингвистики, включающее интерпретацию всех фрагментов языковой картины мира, характеризуется наличием в теоретико-методологической парадигме множества направлений и методов, которые по принципу дихотомиии разбиваются на две основные группы: а) системные теории и методы, ориентированные на содержательный синтез; б) аспектирующие концепции и методы. Общеизвестно, что системное целостное понимание сущности языка возможно при таком подходе, когда учитывается триединство мира, человека и языка. Теория, постулируемая обозначенным системным подходом, сложилась к началу ХХ века на базе синтезирующих концепций И.Г. Гердера, В. Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ, вобравших в себя достижения философской и лингвистической мысли за период, который мы привыкли считать достаточно продолжительным, подразделяя его при этом на целые эпохи, – промежуток времени примерно в 2,5 тыс. лет. Синтетизм этой теории подтверждается наличием полярных – аспектирующих концепций А. Шлейхера, Г. Пауля, Ф. де Соссюра. Признав наличие в истории языкознания и в современной лингвистике синтезирующих и аспектирующих теорий, концепций, принципов, методов, можно было бы поставить точку в разработке эволюции теории языка, сославшись, к примеру, на работы Л.Г. Зубковой как основополагающие по данной проблеме [Зубкова 1989; 1992; 1995; 1999; 2003]. Однако идеи содержательного синтеза по-прежнему остаются актуальными для современного этапа развития лингвистики. Начало XXI века ознаменовалось интенсивным развитием когнитивно-прагматической парадигмы, возвращением уже на новом этапе к проблемам лингвофилософии, герменевтики, развитием лингвоаксиологии, эпистемологии текста, расширением предмета лингвистического изучения, вызванного внутренней логикой развития теории языка, а также «активным вторжением логики, психологии, социологии, этнографии и других дисциплин в традиционные сферы интересов языковедения» [Карасик 2002: 5]. Новизна решения вопросов, поставленных в данном исследовании, заключается в теоретическом обосновании и во введении нами в «синтетическую» теоретико-методологическую парадигму современной лингвистики метода лингвостилистической абстракции и таких единиц лингвистического и лингводидактического описания языка, как функционально-стилистический инвариант языковой системы и его модификации, которые наиболее детально были отрефлектированы в книгах «Лингвостилистическая абстракция как метод исследования» (2003; 2005), «Функционально-стилистический инвариант в учебной лексикографии» (2005).
|