Суббота, 18.05.2024, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Монографии » Монография

Функционально-стилистический инвариант в учебной лексикографии
[ Скачать с сервера (2.80 Mb) · Скачать удаленно () ] 17.10.2010, 02:14


Т.В. Жеребило

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ИНВАРИАНТ
В УЧЕБНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ

Назрань
Издательство ООО «Пилигрим»
2005

УДК 80/81/811.161.1
ББК в683.в681
Ж59

Рецензенты: д.ф.н., проф. Куркиев А.С.
д.ф.н., проф. Овхадов М.Р.

Жеребило Т.В.
Ж59 Функционально-стилистический инвариант в учебной лексикографии. – Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2005. – 364 с.
ISBN 5-98993-007-0

Книга включает семь глав, посвященных проблемам теории и методики составления и использования учебных словарей по стилистике, культуре речи, лингвистике текста, разработанных на основе функционально-стилистического инварианта языковой системы. Ценность работы заключается в обширном фактическом и цифровом материале.
Монография адресована студентам филологического факультета, аспирантам, учителям русского языка и литературы.
УДК 80/81/811.161.1
ББК в683.в681

ISBN 5-98993-007-0 © Т.В. Жеребило, 2005.

Посвящается памяти
Г.А. Фомичевой

От автора

Предлагаемая вниманию читателя книга написана около пятнадцати лет назад. С тех пор появилось много работ, превышающих эту, в свое время неопубликованную монографию, совершенством отделки, богатством языкового материала, подвергнутого исследованию с разных позиций, с помощью разных методов: традиционных, когнитивно-прагматических и пр.
Однако старая работа влечет к себе. Трудно осмыслить, в чем ее притягательная сила, почему именно ее хочется читать и перечитывать.
Может, потому, что в ней, как в зародыше, содержится рациональное зерно всех будущих идей, несбывшихся надежд, всех написанных и ненаписанных монографий, брошюр, словарей.
Может быть, еще и потому, что своеобразие ее заклюючается в близости к большому языковому материалу, картотека которого составила более ста тысяч единиц, но так до конца и не была описана в этой книге.
Возможно, еще и оттого, что идея синтеза значений, форм, функций в лексикографии казалась такой «прозрачной», увлекательной. Стремление к раскрытию системности слов, отражающих явления экстралингвистического мира, пронизывает все изыскания того периода. Возможно и наверняка, и даже точно что-то устарело в этой работе. Но сегодня в условиях лексикографического бума начала XXI века – мы возвращаемся к -неопубликованной работе, чтобы заново осмыслить ее теоретическое и практическое значение, а также актуализировать цифровой материал проводившегося в течение нескольких лет эксперимента с целью обратить внимание молодых исследователей на остающиеся по-прежнему актуальными проблемы использования в речи терминолексем и общеупотребительных слов – проблемы, по-прежнему волнующие специалистов в области общей и учебной лексикографии.
Публикуется книга в более поздней авторской редакции, хотя ее структура, основные концептуальные положения, список литературы и другие компоненты работы в основном сохраняют свой первоначальный облик.

Т.В. Жеребило.



Содержание

От автора 3
Глава I. Типология учебных словарей. 4
1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей. 4
1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии 5
1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей 10
1.4. Типология учебных словарей по культуре речи 16
1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей 25
Выводы 44
Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста. 45
2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации. 45
2.2. Лингвистические и лингводидактические прин ципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях. 54
2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях 71
Выводы 75
Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях. 76
3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация. 76
3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре 88
Выводы 94
Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях. 96
4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей 96
4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста. 99
Выводы 102
Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности. 103
5.1. Цели и задачи использования учебных словарей. 103
5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе 112
Выводы 134
Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей 136
6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы 136
6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей). 139
6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности 172
Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории 225
7.1. Речевые ошибки как методическая проблема 225
7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента) 238
7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 258
Выводы 283
Заключение 285
Литература 301
Приложения 339

Научное издание

Жеребило Татьяна Васильевна

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ИНВАРИАНТ В УЧЕБНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ

Компьютерная верстка Д.Я. Куштова

При оформлении обложки использован модифицированный фрагмент картины Е.В. Саврасова «Желтое утро», 2002.

Сдано в набор 14.09.2005 г.
Подписано в печать 23.09.2005 г.
Формат 30х42/4. Бумага офисная – 80 г/м2.
Гарнитура «Times». Печать ризографическая.
Физ. печ. л. 91. Усл.-печ. л. 22,75. Уч.-изд. л. 17,98.
Тираж – 300 экз. Заказ № 77.

Издательство ООО «Пилигрим»
386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
ул. Джабагиева, 97.
Отпечатано в типографии ООО «Пилигрим»
386102, Республика Ингушетия, г. Назрань,
ул. Чеченская, 5.
E-mail: piligrim-K@list.ru

Категория: Монография | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: инвариант, информационные модели стилей, коммуникативные качества речи
Просмотров: 935 | Загрузок: 1134 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 12
Инвариантность - универсальное свойство.

Это одна из первых крупных тем, которая вылилась сначала в исследование, а потом в докторскую и в книги.

Много раз я возвращалась к этой работе.

7 aslanbek  
Она всегда старается создать необычные обложки.

Я выросла на традиционных книгах, в которых обложка играет немаловажную роль. tongue tongue tongue

Инвариант - любимая тема. angel book book heart hands king kiss kiss love love love

4 Ольга  
Данная монография имеет метапредметное значение...

Метапредметный подход сейчас в моде и в вузе, и в школе.Но я придерживаюсь не моды, а совсем других параметров. wacko smile

Метапредметное было и раньше, просто его называли по-другому.

2 Асланбек  
Инвариантное устройство системы имеет смысл не только для лингвистики, но и для биологии.

Инвариант как понятие, отражающее устройство системы, используется во многих науках. Например, в математике. sad tongue

Монография представляет собой развитие идей, заложенных в докторской диссертации. surprised tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0