Пятница, 17.05.2024, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научная полемика » Отзывы

Отзыв о диссертации Гаджиевой Наиды Юсуповны
[ Скачать с сервера (54.0 Kb) ] 12.12.2010, 21:25
ОТЗЫВ
официального оппонента, доктора педагогических наук, профессора Т.В,Жеребило о диссертации Гаджиевой Наиды Юсуповны «Формирование основ лингвистической компетенции учащихся начальных классов многонациональной школы (английский язык, лакский состав учащихся), представленной на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 –
Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень общего образования)

Лингвистическая компетенция – одно из ключевых понятий отечественной теории и методики обучения и воспитания. В девяностые годы ХХ века оно появилось в научном обиходе как гипотеза, как чётко сформулированная проблема, ориентированная на выход из тупика, сегодня же оно занимает одно из приоритетных мест в компетентностной парадигме.
В рамках лингвистической компетенции в современной практике обучения используются различные подходы и способы решения проблем, различные методы обучения. Например: 1) иррациональные методы, базирующиеся на работе подсознания, зачастую опирающиеся на суггестологию – науку об освобождении скрытых возможностей человека (метод «25 кадра», обучение языкам во сне и т.п.); 2)методика интенсивного изучения языка Г.А Китайгородской, основанная на принципах личностного общения, игровой организации, коллективного взаимодействия и др.
Гаджиева Н.Ю., хотя и является представителем компетентностной парадигмы, тем не менее разрабатывает поставленную проблему в рамках традиционной модели. Создавая концепцию формирования основ лингвистической компетенции учащихся начальных классов многонациональной школы, она предлагает теорию и методику, ориентированную на описание теоретико-методологических подходов к формированию основ лингвистической компетенции ( гл.1), психолого-педагогических основ обучения младших школьников ( гл. 2). Обращение к традиционной модели описания материала позволяет ей рассмотреть проблему лингвистической компетенции комплексно, с разных позиций. Именно такой многоплановый подход дал возможность автору диссертации всесторонне охарактеризовать состояние современной теории обучения языкам, что, в свою очередь, послужило отправной точкой для обоснования актуальности, новизны, необходимости проведения подобного исследования, принципиально инновационного для национальных школ с лакским составом учащихся.
Актуальность темы исследования обусловлена востребованностью новых подходов в рамках традиционной парадигмы, с одной стороны, и разработкой инновационных лингводидактических концепций, с другой стороны, в условиях, когда всё более осознаётся развивающий потенциал предмета «иностранный язык», его особая роль в образовании и воспитании личности.
Новизна исследования связана, прежде всего, с недостаточной разработанностью проблем обучения иностранным языкам в начальных классах с учётом национальной специфики контингента обучаемых. Необходимо отметить, что разработке вопросов о формировании лингвистической компетенции посвящён целый ряд диссертаций. В частности, Резвая А.Ю. пишет о становлении лингвистической компетентности. В докторской диссертации Черепановой Л.В. проанализировано формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе.
Гаджиева Н.Ю. подходит к этой проблеме с иных позиций. Её интересует, прежде всего, формирование основ лингвистической компетенции, что позволяет выйти за рамки жёстко заданного алгоритма и применить в обучении гибкую модель, нацеленную на развитие языковых способностей. Обращает на себя внимание то, что автор диссертации проводит тщательный понятийный анализ лингвометодических категорий, применяемых ею в работе. Так, категория «формирование основ лингвистической компетенции» проанализирована настолько тщательно, что не оставляет места для сомнений в начитанности автора, его лингвометодической компетенции.
Чёткое представление о том, что является новым, а что уже разработанным, что является проблемой, а что нет, предопределило выдвижение и доказательство автором теории, нацеленной на формирование системных языковых знаний в условиях многоязычия, использование методики планирования содержания системных знаний, создание трёхуровневой модели формирования системных знаний.
Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, следует признать высокой. Положения, выносимые автором на защиту, органически вытекают из полученного ею теоретического материала, изученного на первом этапе исследования, и из практического материала, собранного в процессе эксперимента. Автор по праву считает, формирование основ лингвистической компетенции учащихся начальных классов национальной школы способствует преодолению интерферирующего влияния взаимодействующих языков: английского, лакского и русского. Содержание знаний о языке, по её мнению, включает в себя знания о системе языка и о языке как средстве коммуникации, операциональные умения системного анализа. Педагогическое планирование в интерпретации Гаджиевой Н.Ю. состоит из девяти взаимосвязанных этапов: «от диагностики потребностей учащихся начальной школы до создания критериев замера и методов определения результатов усвоения учебного материала и уровня сформированности системных знаний о языке у учащихся».
Личный вклад соискателя в разработку научной проблемы заключается в достижении определённых теоретических и практических результатов. Теоретически Наида Юсуповна разработала концепцию формирования основ лингвистической компетенции. Практически она применила разработанную ею теорию, систему и технологию в практике преподавания английского языка в начальных классах национальной школы. Последовательно, в несколько этапов она проводила своё исследование.
Первый (поисково-теоретический) этап (2004-2006 гг.) был нацелен на изучение философской, психолого-педагогической, методической, аутентичной иноязычной литературы. На первом этапе ей удалось изучить как теоретические, так и практические посылки, необходимые для окончательного определения темы и проблемы, которую следует решить.
Второй (опытный) этап (2006-2008 гг.) ознаменован проведением эксперимента, описанного в третьей главе.
Третий (завершающий) этап (2008-2010 гг.) отмечен заключительной оценкой всех данных, полученных в процессе поискового, констатирующего и обучающего эксперимента. Сам эксперимент проводился в Лакском, Новолакском и Кулинском районах Республики Дагестан. В эксперименте участвовало 6 учителей начальных классов (и это достаточно высокий показатель значимости и доступности эксперимента, если молодому экспериментатору удалось создать подобную группу единомышленников). Экспериментом было охвачено 63 ученика. В третьей главе и в Приложении приводится репрезентативный дидактический материал, дающий представление как о самом эксперименте, так и о достаточно высоком уровне научной квалификации автора диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются, по мнению автора диссертации, обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на практические данные, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью объёма выборок и статистической значимостью опытных данных. И это, действительно, так: в данной ситуации мы имеем исключительный случай, когда заявленные в автореферате позиции идеально отражают основное содержание диссертации.
Так, в первой главе «Теоретико-методологические подходы к формированию основ лингвистической компетенции учащихся начальных классов лакской школы» проведён анализ научных подходов к понятийной сущности категории ОЛК («основы лингвистической компетенции»), определено её соотношение с категорией «коммуникативная компетенция».
Во второй главе «Психолого-педагогические основы обучения младших школьников иностранному языку в условиях многоязычия» раскрыты не только указанные особенности, но также даётся комплексная характеристика той языковой среды, в которой учащиеся находятся: описана психолого-педагогическая компетентность учителей и родителей в вопросах снятия психологического барьера перед новым для учащихся языком – английским, проанализирована совместная работа семьи и школы в условиях многоязычия, выделен такой исходный принцип, как учёт психологических особенностей развития учащихся в условиях изучения трёх языков и т.п.
В третьей главе «Реализация методики формирования системных языковых знаний как базового компонента лингвистической компетенции учащихся начальных классов национальной школы» рассматриваются различные подходы к пониманию педагогического проектирования, анализируются типичные ошибки учащихся и определяются пути их преодоления, излагаются результаты эксперимента.
В Заключении даются выводы обобщающего характера.
Библиография включает 175 источников.
В приложении приводится как дидактический материал, так и результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных классах.
По теме диссертации широко проводилась апробация и внедрение результатов.
В целом работа производит благоприятное впечатление. Теоретически она основательна, практически выверена. Однако мы считаем возможным
высказать отдельные соображения, которые ни в коем случае не затрагивают основного содержания диссертации, её концептуальных оснований, но могут, на наш взгляд, послужить дальнейшей активизации научных исследований:
1)Следует более чётко разграничить психологические, педагогические, лингводидактические основы формирования лингвистической компетенции (хотя при необходимости их можно интегрировать).
2)Объём Заключения неправомерно занижен, что не даёт возможности сделать соответствующие выводы по всем позициям и определить перспективы дальнейшего исследования темы.
Указанные замечания не снижают общей положительной оценки рецензируемой диссертации и не ставят под сомнение основные выводы автора. Ясность изложения, корректность в обращении с реферируемыми источниками, грамотное оформление текста – все это свидетельствует о научной компетентности диссертанта.
Научному сообществу была предоставлена возможность для ознакомления с основными результатами исследований Гаджиевой Наиды Юсуповны: по теме диссертации опубликовао 9 работ, одна из которых была издана в журнале, входящем в перечень ВАК Российской Федерации.
Диссертация в целом представляет собой научный труд, в котором содержится решение задачи, имеющее существенное значение для развития теории и методики обучения и воспитания как науки. Содержание работы соответствует паспорту специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).
Автореферат отражает основные выводы диссертации и соответствует современным требованиям ВАК.
Работа удовлетворяет требованиям ВАК, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор Гаджиева Наида Юсуповна заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).
Отзыв составлен официальным оппонентом доктором педагогических наук профессором Жеребило Татьяной Васильевной.

5 декабря 2010 года

Официальный оппонент
доктор педагогических наук профессор Т,В.Жеребило

Подпись д.п.н профессора кафедры русского языка Ингушского государственного университета удостоверяю.

Начальник ОК ИнгГУ М.А.Кодзоев

Категория: Отзывы | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: педагогические науки, диссертация, лакский состав учащихся, Наида
Просмотров: 1216 | Загрузок: 155 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 7
Часто вспоминаю эту весьма удачную защиту.

В процессе комментариев забыли об авторе диссертации.

4 Ольга  
У зрелых и опытных людей количество переходит в качество. Это более естественный процесс.
А когда молодые посвящают себя науке, это и есть прорыв... cry

Зачастую науку делают люди не от мира сего. А молодые просто учатся. И это хорошо. tongue tongue

2 Ольга  
Когда автором диссертации является молодой учёный, то это настоящий бум в науке.

Когда пожилые стремятся во что бы то ни стало защититься, то это ещё больший бум в науке. sad smile

Каждая диссертация - это целый мир,это масса познанных и непознанных закономерностей. surprised wacko wink cool tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0