Среда, 15.05.2024, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научная полемика » Рецензии

Жеребило Т.В., Патиев С.У. Эздел - ингушская этика//Lingua-universum. - 2007. - №5. – С. 9-10
[ Скачать с сервера (18.5 Kb) ] 06.05.2011, 20:12
РЕЦЕНЗИИ. ОТЗЫВЫ

Эздел – ингушская этика

Недавно вышедшая в свет очередная монография профессора А.Х. Танкиева «Эздел – ингушская этика» является выдающимся достижением современной философской мысли. Научное значение этой книги далеко выходит за пределы не только Ингушетии, где живет и работает ученый, но и России в целом.
За последнее время опубликованы некоторые работы этнографического и этнологического плана, в которых исследуется национальная мораль адыгского и других народов, но богатое, уникальное философское содержание народной морали и этикета оставались совершенно не исследованными и не известными науке. Вот что об этом пишет сам автор: «В этнографических и этнологических описаниях ценностей морали, обычаев и традиций тех или иных народов в литературе недостатка нет. Такие исследования есть и об ингушском народе. Но все это было не то, что интересовало автора данной книги как исследователя. Необходим был анализ прежде всего философского содержания ингушской национальной этики. Между тем не хватало определенных ориентиров и подходящих для некого образа примеров подобной работы. Ведь интерес философии к изучению национальной этики у нас в России, да и в масштабах СНГ, только зарождается, что, несомненно, связано с демократизацией и становлением национального самосознания народов. Автор не нашел ни одной книги, в которой исследовалась бы конкретная национальная этика какого-либо народа России, включая и русскую этику, с точки зрения практической философии и философской науки». С.3.
Эта цель, как видно из содержания рецензируемой монографии, впервые и успешно достигнута автором. На примере многостороннего исследования философского содержания ингушской народной морали «эздел» ученый выявил и показал ранее неизвестные науке закономерности общего и всеобщего, сущности и исторического бытия, содержания и формы, структуры народной морали вообще и морали каждого отдельного конкретного народа.
В ходе исследования выяснилось, что существует не только система моральных ценностей народа, которую сами ингуши называют словом «эздел», прекрасно понимая, что стоит за этим понятием, но и целая ингушская народная философская наука об этой морали, которая формировалась в течение многих веков вместе с формированием самой морали. Эту философскую науку об ингушской морали, неизвестную миру, впервые исследует автор. Как видно из монографии, с полным на то основанием ученый назвал исследуемую им народную науку тем, чем она является на самом деле, т.е. ингушской этикой.
В первой главе книги ингушская этика «Эздел» анализируется в свете этических учений других народов мира. Глава начинается с определения продуктивных методологических позиций автора. Здесь сформулированы принципиально важные для последующего исследования позиции. Вот одна из них: «Народная философская мысль о национальной морали развивалась параллельно с развитием, формированием самой морали и внутри ее. Без такой философской мысли народная мораль не могла ни развиваться, ни даже возникнуть как таковая, потому что мораль формирует философская мысль о морали. Пусть у этих народов не было профессиональных философов, писавших трактаты о морали, но это не значит, что не было философов вообще. В гуще каждого народа, с момента освоения человеком абстрактного мышления, этого великого шага к могуществу интеллекта, были, есть и будут носители высокого ума, питающие народную философскую мысль, в том числе и о морали, вне зависимости от того, есть или нет профессиональная философская наука у данного народа.
С другой стороны, профессиональные философы оказывают благотворное влияние на народную безымянную философскую мысль. Об этом свидетельствуют этические учения философов – представителей тех или иных народов. И особенно учения, которые формируются из самих недр народной морали и народной философии» (С.4-5).
Во второй главе выявляются и анализируются моральные принципы и нравственно-эстетические ценности эздел, отраженные в мифологии и фольклоре. Здесь автором исследуются и обобщаются уникальные по своему содержанию и значению для всей национальной культуры философские знания о народе, относящиеся к парадигме эздел, к ее аксиологии, онтологии, гносеологии. Трудно переоценить значение этих знаний, открытых ученым. По своей ценности для современной науки, они, эти знания, несомненно, представляют всеобщий интерес не только для философов, но и историков, филологов, психологов, специалистов других областей знаний о человеке. Автор успешно анализирует и выявляет в своей книге, и особенно в этой главе, многое из того, что ранее оставалось невидимым, незаметным для исследователей или считалось в науке незначительным, не заслуживающим серьезного внимания. В этом плане выход книги ломает устоявшиеся и устаревшие стереотипы в науке по отношению к народной морали, к народной этике (даже о самом существовании последней никто не подозревал, пока не вышла эта книга!), к национальному языку, истории, психологии, к литературе и искусству, государственности, к культурной и экономической жизни, к другим формам исторического бытия народа. И самое главное здесь – эти подлинные и потому бесценные знания, созданные народом о самом себе, становятся доступными для современной науки.
Третья глава посвящена анализу моральных правил, выраженных и обобщенных ингушским народом в формах пословиц и поговорок. Автор показал, что пословицы и поговорки могут иметь и имеют глубокое философское, нравственное содержание и значение. Из этого анализа видно, что в них, как и в других формах, народ, в лице своих безымянных мудрецов, создавал целую науку о своей морали. Пословицы и поговорки действительно выступают правилами, регуляторами норм морали в народной жизни. Одновременно, по верному наблюдению автора, они являются особой формой накопления, систематизации и хранения в народной памяти тех знаний, в том числе и философских, которые народ считал самыми ценными в своей жизни.
В четвертой главе анализируются нравственные понятия и термины ингушского языка, а в пятой – этикет. В этих главах, собственно, исследуются вопросы философии ингушского языка в области народной морали и науки о ней – этики «эздел». Понятия и термины языка, формулы этикета рассматриваются автором как самостоятельные самодостаточные философские единицы, величины. Такой подход оказался исключительно продуктивным. В результате каждое анализируемое понятие и термин представляют собой краткую, но емкую философскую миниатюру, самостоятельную и самоценную, смысл и значение которых далеко выходит не только за пределы этих глав, но и всей книги. Таких миниатюр в книге более 60-ти. Например, фарал (благодать), денал (стойкость), сабар (неторопливость), куц (лад), боарам (мера), барт (согласие) и др.
Ученый сумел показать и убедительно доказать, сделать неоспоримым фактом современной науки мораль и этику «Эздел» как великое творение ингушского народа. Такой моралью и такой этикой может гордиться любой народ на земле, потому что она, являясь порождением древней цивилизации, несомненно имеет мировое значение, как и другие великие достижения известных миру древних цивилизаций.

Жеребило Т.В., Патиев С.У.

Категория: Рецензии | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: рецензия на книгу, научная полемика, философские науки
Просмотров: 1460 | Загрузок: 113 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 5
4 Боров Зелим  
Кстати, Жеребило, пришли мне эту книгу на почту. zelimhan.borov@mail.ru

Эта книга - интеллектуальная собственность проф.Танкиева. Только он может решить, отправить её тебе или нет Я чужой собственностью не распоряжаюсь.

2 aslanbek  
Патиев С.У. - очень активный исследователь.

Он всегда проявляет максимум активности.

Ингушская этика - это особый тип мировоззрения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0