РЕЦЕНЗИИ Мальсагов А. Проект программы по курсу мировой литературы для учащихся ингушского лицея, гимназий и кадетского корпуса. – Назрань, 2006. Информационное пространство мировой литературы, включающее интерпретацию всех фрагментов художественной картины мира, характеризуется наличием множества литературных направлений и методов, родов и жанров художественных произведений, их эстетическим своеобразием. Найти ключ к секретам писательского мастерства, научиться дифференцировать литературу и фольклор, воспринимать мир художественного произведения, уметь выделять в литературе антропоцентричную парадигму, ориентироваться в современном литературном процессе – задача вовсе не простая и зачастую непосильная для неподготовленного ученика. Однако программа, составленная А. Мальсаговым, нацелена на преодоление пробелов, возникших в системе непрерывного образования Республики Ингушетия. В отличие от составителей программ для национальных школ России, в которых авторы приводят по два пункта (пункт I – теоретические сведения, пункт II – навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения соответствующего пункта программы), А. Мальсагов сосредотачивает внимание на теоретических сведениях. При этом необходимо отметить, что нетрадиционное разбиение теоретического континуума программы на разделы, включающие в качестве основного компонента изучение сведений по теме «В мастерской художника слова», позволяет не только организовать теоретическое изучение особенностей словесного искусства, но и практически овладеть «секретами» мастерства, применив их затем в своих творческих опытах. Актуальность предлагаемого проекта программы несомненна. Она обусловлена востребованностью решения проблем непрерывного литературного образования в период, когда учащиеся «перестали читать», когда на смену книге все чаще и чаще приходят информационные технологии, когда души наших учеников бездумно брошены на алтарь технократизма. И не только это. Программа, предлагаемая учителям профильных учебных заведений Республики Ингушетия, написана в пору расцвета книжного ренессанса. Обилие книг. Некий информационный бум. И в этой круговерти люди ищут ответа на многие скрытые для них вопросы. Способны ли ученики в этом безумном потоке разыскать жемчуга литературы и философии, алмазы поэзии, пламенеющие рубины публицистики, зависит не только от программы, но и от учителя. Можно только преклоняться перед автором, задумавшим благородное дело – нацелить учителей и учащихся на изучение шедевров мировой литературы, способных удовлетворить самый изысканный вкус. Необходимость подобной программы тем насущней, что именно сегодня – в эпоху книжного ренессанса – появилось немало чтива безобразного, отягчающего душу и совесть, превращающего людей в скотов и юродивых. Оно – это чтиво – закрепощает разум, являясь неудержимым злом, исполненным смертоносного яда. Создавая программу, автор надеется, что в современном «книжном Вавилоне» найдутся те, кто согласится разделить предлагаемую скромную «трапезу»... О мудрости мира, о светлых умах человечества повествует мировая литература. Основная цель курса – воспитание здорового духа, творческого типа мышления и вместе с тем приобщение к мировым ценностям. Этот курс позволяет осмыслить наследие прошлых веков, понять назначение литературы и культуры в веках нынешних, обрести в собственной стране в трагические времена дорогу к «храму мудрости», ответить на вопрос, можно ли стать счастливым при несчастье многих. Художественная литература всегда отвечала на вопросы, на которые не в состоянии ответить ни одна из существующих наук. И эти вопросы в программе обозначены: мир и человек, противоборство добра и зла, тема человеческого достоинства и др. Перспектива предлагаемого курса мировой литературы заключается в дальнейшей его разработке как сквозного, предназначенного не только для 5-6, но и для 7-9, 10-11 классов профильных учебных заведений, учащиеся которых должны понять, что есть книги, которые не только учат, но и помогают расти. Т.В. Жеребило
|