Жеребило Т.В. РЕЦЕНЗИЯ на статью кандидата педагогических наук Дзейтовой Мареты Хасановны «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МИРОТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Общеизвестно, что любая педагогическая деятельность должна иметь под собой прочную философско-методологическую основу. Исследование и разработка таких основ составляет одну из первоочередных задач педагогической науки. Статья Дзейтовой М.Х. посвящена актуальной проблеме выявления философских основ миротворческого образования – нового направления в отечественной педагогической науке, переживающего период становления и развития. И с этой точки зрения, актуальность данной статьи не вызывает сомнений. В качестве основной философской идеи миротворческого образования автором выдвигается идея ненасилия, наиболее полное развитие получившая в трудах Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга, Матери Терезы. Это положение основано на глубоком анализе и осмыслении наследия перечисленных борцов за мир и справедливость. Важным, на наш взгляд является то, что в своей статье Дзейтова М.Х. рассматривает различные аспекты формирования философских основ миротворческого образования. Автор отмечает принципиальное значение вклада сторонников идей свободного воспитания - Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, К.Н. Вентцеля и др. в развитие теоретических основ миротворческого образования. В статье раскрывается и роль философов-гуманистов. Статья Дзейтовой М.Х. дает достаточно ясное представление о последовательности формирования философии миротворческого образования от появления первых призывов Я.А. Коменского к «взаимной терпимости» до принятия международной программы "От культуры войны к культуре мира". Достоинством статьи является то, что автор использует авторитетные англоязычные источники, тем самым предоставляя широкой педагогической общественности возможность ознакомиться с положением дел в зарубежной педагогической науке. В статье лаконично и емко, в минимальной необходимой форме обозначаются стратегические цели миротворческого образования, а также те установки и отношения, которые оно стремится формировать и развивать у подрастающих поколений. Выводы Дзейтовой М.Х. о том, какие идеи составляют философскую основу миротворческого образования и какова связь между понятиями «миротворческое образование» и «культура мира», представляют несомненную теоретическую и практическую ценность. Эти знания могут быть использованы в проектировании и конструировании учебно-воспитательного процесса; осознании, формулировании и творческом решении педагогических задач; методической рефлексии педагога. Жеребило Т.В.
|