Жеребило Т.В. РЕЦЕНЗИЯ на учебно-методическое пособие Дзейтовой М.Х. «ТРЕНИНГ МИРОТВОРЧЕСТВА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЕ» Вопросы миротворческого образования и формирования толерантной личности встают сегодня все более остро. В связи с этим общество предъявляет современной школе определенный социальный заказ. Однако проблема учебно-методического обеспечения предельно ответственной работы школьных педагогов и психологов нуждается в систематическом — теоретическом и методическом — осмыслении. Дзейтова М.Х., являясь активным исследователем в области миротворческого образования, представляет в своей методической разработке результаты достаточно продолжительного, системно-целевого осмысления практической деятельности в этой сфере. Пособие содержит тренинговую программу, представляющую собой цепь последовательных модулей, в которой каждое последующее занятие логически продолжает предыдущее, дополняя и расширяя полученные знания, установки и навыки. Благодаря предлагаемой тренинговой программе школьники, получают возможность постигать трудное искусство жить в мире и согласии с собой и другими. Это, по мнению автора пособия, включает в себя овладение навыками позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, отработку приемов эффективной коммуникации, самооценки и самоанализа, формирование социальной адекватности и эмпатии. Для решения этих задач тренинговая программа предлагает широкий выбор педагогических приемов обучения и воспитания, позволяя сделать работу педагога и психолога насыщенной и эффективной. Отдельного упоминания, по нашему вниманию, заслуживает блок «Советы тренеру». В нем детально рассматриваются проблемы, с которыми может столкнуться ведущий тренинга и предлагаются конкретные способы их решения. Серия приложений представляет собой целый набор дополнительного технолого-методического инструментария: специализированный словарь, дополнительные игры и упражнения, тесты соответствующей тематики, специально подобранные истории и притчи для обсуждения, собрание афоризмов и, в завершение, международные правовые акты – Конвенция о правах ребенка и Декларация принципов толерантности. По нашему мнению, пособие представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое может быть использовано педагогами любого учреждения среднего общего образования. Привлекателен в своей простоте и ясности стиль изложения авторских методических материалов. По существу дела, Дзейтова М.Х. советуется с коллегами, предлагая им свой практический опыт решения наиболее актуальных воспитательных задач. В пособии доступно, связным, стилистически верным языком обосновывается необходимость использования новых средств и форм обучения и воспитания в работе школьных педагогов и психологов. Хотелось бы отметить, что с выходом в свет рецензируемого пособия школьные педагоги, психологи, а также слушатели курсов повышения квалификации с его помощью получат реальную возможность самостоятельно ставить и решать многие методические и практические вопросы в сфере миротворческого образования и воспитания. Жеребило Татьяна Васильевна доктор педагогических наук, профессор Ингушский государственный университет
|