Пятница, 29.03.2024, 09:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные издания » Разработки

Справочные материалы по истории языкознания для студентов 4 курса , В -Д
[ Скачать с сервера (104.1 Kb) ] 27.03.2011, 23:26
ВАНДРИЕС ЖОЗЕФ (13.01.1875 – 30.01.1960), французский языковед. Специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Професор Сорбонны (1907). Член Академии надписей и литературы (в Париже) и зарубежных академий. Сторонник социологической школы, с позиций которой написана его книга «Язык. Лингвистическое введение в историю» (1921, рус. пер. 1937). Занимался латинским, греческим и кельтским языками.
психологического и культурно-исторического.
ВАРРОН МАРК ТЕРРЕНЦИЙ (116 – 27 гг до н.э.). Известен в истории языкознания как крупнейший римский грамматист, написавший исследование «О латинском языке». Однако это крупнейший и наиболее плодовитый ученый-энциклопедист, создавший свыше 600 сочинений. Он происходил из сословия всадников. Занимал различные политические и военных должности. В гражданской войне 49 г. выступал против Цезаря. Однако в 47 г. Цезарь, принимая во внимание исключительные знания В., поручил ему руководство библиотекой в Риме. И это не случайно: вклад В. в науку настолько велик, что наука античности крайне редко выходила за пределы достигнутых В. результатов. Всю свою жизнь В. посвятил науке как филолог, антиквар и историограф. Уже при жизни его научный авторитет был неоспорим. Основное произведение – «человеческие и божественные древности» в 41 тт. (ныне утеряны), посвященное истории римского народа, его культуры, религии и обрядам. Его перу принадлежали труды по юриспруденции, искусству, грамматике, истории литературы, трактат «О сельском хозяйстве». В сочинении «Образы» дано 700 литературных портретов греков и римлян. В «Менипповых сатирах» он активно защищает староримские нравы против чужеземных влияний
ВИККО ДЖАМБАТИСТА (23.06.1668 – 21.11.1744), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. Выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Считал историческую науку сознанием человечества о собственных деяниях. Выдвинул идею круговорота – развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: 1) божественной (безгосударственность, подчинение жрецам); 2) героической (аристократическое государство); 3) человеческой (демократическая республика или представительная монархия). («Основания новой науки об общей природе наций» (1725). В связи с подобной периодизацией он устанавливает три основных этапа в развитии языков: 1) язык богов; 2) язык героев; 3) язык людей. История языков следует за историей человечества. Таким образом, историзм пронизывает не только проблему происхождения языка, но и проблемы дальнейшего развития языков.
ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ [26.04.1889 (Вена) – 29.04.1951 (Вена, Кембридж)], австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. В «Логико-философском трактате» (1921) выдвинул программу построения искусственного «логически совершенного», «идеального» языка, имеющего в качестве прообраза язык классической математической логики. «Идеальный язык», по В., поможет освободить философию от ее традиционной проблематики, лишенной научно-познавательного смысла. Философия имеет смысл лишь в качестве «критики языка». Под влиянием Рассела разработал доктрину логического автоматизма, согласно которой структура языка является образом структуры мира. Логические идеи В. (учение о тавтологиях и противоречиях, табличный метод определения истинностных значений высказываний, вероятности и др.) оказали влияние на развитие современной логики. В «Философских исследованиях» (1953) и «Замечаниях по основаниям математики» (1956) отказался от абсолютизации формально-логического подхода к языку: язык служит не только целям описания мира, но и различным человеческим коммуникациям. Объект философского исследования – естественный («обыденный») язык – совокупность «языковых игр», ведущихся по правилам, избранным «играющими». Значение придается эмпирически – ролью в контексте «языковой игры». Так В. переходит с позиций логического атомизма к точке зрения логического эмпиризма. Позиция конвенционализма лишает «идеальный» язык его первоначального исключительного положения. Задача философии сводится к определению и устранению ошибок в употреблении языка. Эти взгляды В. повлияли на развитие лингвистической философии. В «Философских исследованиях» (1953) с логико-философской стороны описана на примере употребления слова «игра» семантическая ситуация под названием ситуации «семейных сходств». Он пишет: «Рассмотрим, например, процессы, которые мы называем «играми». Я имею в виду игры на доске, игры в картах, с мячом, борьбу и т.д. Что общего у них всех? ... Присмотритесь, например, к играм на доске с многообразным их родством. Затем перейди к играм в карты: ты находишь здесь много соответствий с первой группой игр. Но многие общие черты исчезают, а другие появляются. Если теперь мы перейдем к играм в мяч, то много общего сохранится, но многое и исчезнет. – Все они «развлекательны»? Сравни шахматы с игрой в крестики и нолики. Во всех ли играх есть выигрыш, всегда ли присутствует элемент соревновательности между игроками? Подумай о пасьянсах. В играх с мячом есть победа и поражение. Но в игре ребенка, бросающего мяч в стену и ловящего его, этот признак отсутствует...» и т.д. И так, мы могли бы перебрать многие, многие виды игр, наблюдая, как появляется и исчезает сходство между ними. А результат этого рассмотрения таков: мы видим сложную сеть подобий, накладывающихся друг на друга и переплетающихся друг с другом, сходств в большом и малом. Я не могу охарактеризовать эти подобия лучше, чем назвав их «семейными сходствами», ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т.д. и т.п. И я скажу, что «игры» образуют семью» (Витгенштейн Л., Философские работы. – Ч. I. – М., 1994. – С. 110-111). Что лежит в основе процедуры Витгенштейна, посредством которой он приходит к своему выводу? Специфическим основанием является то, что «значение слова есть совокупность его употреблений», а также «совокупность правил, управляющих операциями употребления слова».
ВИНОГРАДОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ [31.12.1894 (12.01.1895) – 4.10.1969], языковед, литературовед, академик АН СССР (1946). Закончил в Петрограде в 1917 г. Историко-филологический институт и Археологический институт. Профессор Ленинградского, затем Московского университетов. Заведовал кафедрой русского языка при МГУ. Директор института языкознания АН (1950-54), Института русского языка АН (1958-1968). Академик-секретарь отделения литературы и языка АН (1950-63). Редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952). Зав. сектором исторической поэтики и стилистики русской классической литературы в Институте русской литературы АН (Пушкинском доме) (с 1968). Член Главной редакции 2-го изд. БСЭ. Автор исследований по русской грамматике: «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947; Гос. пр. СССР, 1951), истории русского языка. Создал монографические работы о языке и стиле русских писателей 19-20 вв., о «натуральной школе». Написал теоретические работы по стилистике и поэтике. Занимался лексикографией. В языкознании он ученик Шахматова и Щербы. Лингвистические взгляды его, сложившиеся еще в 30-е годы, характеризуются синтетизмом. На базе отечественного языкознания, французских и чешских лингвистических традиций он создает универсальную лингвистическую концепцию, центральными понятиями которой были слово и стиль языка в их системной, социальной и исторической обусловленности. Слово многоаспектно. Он выделяет четыре структурно-семантических типа слов: 1) слова-названия (части речи); 2) служебные слова (частицы речи); 3) модальные слова; 4) частицы, междометия. Структурно-семантический тип слов характеризуется пятью признаками: семантическим, морфологическим, словообразовательным, синтаксическим, фонетическим. Анализ содержательной и функциональной сторон слова, единства в нем лексического и грамматического привел его к разработке словообразовательных и лексико-фразеологических характеристик слова. Он показал взаимосвязь словообразования, грамматики, лексикологии, выделив при этом словообразование как особую лингвистическую дисциплину. Лексико-фразеологические значения рассматривались как сложная структура. В. развил учение о разных типах лексического значения слова: номинативное – прямое (основное); производно-номинативное, экспрессивно-синонимическое. Он выделил разные типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические словосочетания. Он первый выделил фразеологию как науку. Благодаря его этюдам по истории отдельных слов и выражений возникла как особая отрасль знаний историческая лексикология. Синтаксическая теория В. включает учение о словосочетании и его типах, учение о предложении и его типах, учение о сложных синтаксических единицах и синтагмах. Словосочетание – номинативная единица. Оно противостоит предложению – коммуникативной единице. Основные признаки предложения и центральные категории синтаксиса – предикативность и модальность. Стиль языка – компонент его функционально-стилистической системы. Общественные функции языка сводятся к функциям общения (обиходно-бытовой стиль), сообщения (обиходно-деловой, официально-документальный и научный стили, воздействия (публицистический и художественный стили). Стилистика языка изучает стили языка, их синонимические связи, стилистика речи – коммуникацию, социальные стили речи, культуру речи, кодификацию языковой нормы. Особо выделяется стилистика художественной литературы, находящаяся на стыке стилистики, теории поэтической речи и поэтики. Виноградов – создатель истории литературного языка. Его «Очерки по истории русской литературного языка XVII-XIX вв.» – первый в славистике систематический курс истории литературного языка, отличающегося от исторической грамматики.
ВИНОКУР ГРИГОРИЙ ОСИПОВИЧ [5(10).11.1896 – 17.05.1947], языковед, литературовед. Профессор МГУ (1942-47) и других вузов, член Пушкинской комиссии АН СССР (с 1933). Член Московского лингвистического кружка и Московской диалектологической комиссии. Занимался вопросами культуры речи, историей русского литературного языка, проблемами текстологии. Исследовал язык и творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, В.В. Маяковского. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» (т. 1.-4, 1935-40, под ред. Д.Н. Ушакова), один из редакторов академического собрания сочинений Пушкина. В 1938-1947 организатор работы по составлению «Словаря языка Пушкина». В современном словообразовании при трактовке значений производных слов применяется критерий Г.О. Винокура, т.е. производное толкуется через непроизводное: волчонок – детеныш волка; подосиновик – гриб, который часто растет под осиной.
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТАЛИСТИКА, европейская наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу и т.п. Востока, т.е. стран Азии и частично Африки (преимущественно северной). Истоки востоковедных знаний в Европе восходят к древности и ср. векам. Первые сведения встречаются у древнегреческих авторов. Много сведений о Востоке в средневековой литературе – сирийской, византийской, древнеармянской, древнегрузинской. В эпоху Ренессанса В. возникает как особая отрасль знаний. В Европе и на территории бывшего СССР В. в 17-20 вв. проходит три этапа в своем развитии: 1) создание предпосылок для развития В. (17 – 1-я пол. 18 вв.); 2) закладываются научные основы В. (2-я пол. 18 в. – 1-я пол. 19 в.); 3) расширение объекта исследований, издание каталогов, словарей, многообразной литературы (2-я пол. 19 в. – 20 в.). На данном этапе восточные языки изучаются не только в Европе, но и в Америке, в самой Азии. Однако, этапы истории ориенталистики, кратко обозначенные здесь, имеют смысл для европейского языкознания. Что же касается Китая, Индии, Ирана, на территории этих стран существовали древние цивилизации, и у древних народов были свои языки – и соответственно существовали науки о языках. В частности, в Индии были созданы древние словари и грамматики, по своему содержанию и интеллектуальному значению не ниже современных востоковедных книг. У каждого народа – своя история, и у всех народов – тоже история, может, даже общая – недаром ее называют всемирной, поэтому периоды в развитии науки, на ВОСТОКОВ (псевд.; наст. фам. ОСТЕНЕК) АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ [16(27).03.1781 – 8(20).02.1864], русский филолог-славист, поэт Академии Петербургской АН (1841). Учился в Петербурге в кадетском корпусе, затем в АХ. В 1805-1806 опубликовал «Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах» в 2-ч чч.; в 1812 – «Опыт о русском стихосложении» – одно из первых научных исследований системы русского тонического стихосложения. В 1815 поступил на службу в Петербургскую публичную библиотеку, где занялся изучением памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских языков. Автор множества работ: «Рассуждения о славянском языке» (1820), «Русская грамматика – пространная и краткая» (1831), «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музея» (1842), «Грамматика церковно-славянского языка» (1863). Он издал «Остромирово евангелие». Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка» (тт. 1-4, 1847), составил «Словарь церковно-славянского языка» (2 тт., 1858, 1861). Работы В. способствовали утверждению сравнительно-исторического метода, основанного на том, что в славянских языках сохранились слова, окончания и звуки общего их прародителя – древнего славянского языка. Сравнив данные русского, польского и старославянского языков, он выделил три группы славянских языков (западная, южная, восточнославянская) и установил три периода в их истории: древний (IX – XIV вв.), средний (XV – XVI вв.) и новый. Используя сравнительно-исторический метод, он открыл в древнем языке: 1) носовые гласные, обозначавшиеся юсами; 2) определил произношение букв ъ и ь; 3) несочетаемость в древнем языке заднеязычных согласных с гласными переднего ряда; 4) несочетаемость шипящих и аффрикат с гласными заднего ряда; 5) именные (краткие) прилагательные и более позднее возникновение полных (местоименных), прилагательных и деепричастий.
ВУНД ВИЛЬГЕЛЬМ (16.08.1832 – 31.08.1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Главная заслуга его – внедрение в психологию экспериментального метода, благодаря чему психология стала самостоятельной наукой. В 1879 г. создает первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в институт и ставшую международным центром по формированию целого поколения психологов-эксперименталистов. Основные лингвистические категории В. определяет с индивидуально-психологической точки зрения, хотя и признает примат социального начала в языке над индивидуальным. Язык – проявление «коллективной воли» или «народного духа». А значит главный объект языковедения – языковая деятельность, а не языковая система. Такой подход сближает его с Х. Штейнталем и его школой, но его концепция расходится с теорией младограмматиков.
ГАВРАНЕК БОГУСЛАВ (род. 30.01.1893 – 1978), чешский языковед, славист, академик Чехословацкой АН, профессор. Внес большой вклад в разработку функционально-структуральной теории пражской лингвистической школы. Автор работ по сравнительной грамматике и сравнительно-историческому изучению литературных славянских языков.
ГАРДИНЕР АЛАН ХЕНДЕРСОН (29.03.1879 – 19.12.1963), английский египтолог. Учился в Сорбонне и Оксфорде. С начала 90-х гг. до 1911 работал в Берлине над изданием «Словаря египетского языка». Один из основателей журнала по египтологии (1914). Автор наиболее подробной и тщательно разработанной грамматики классического египетского языка (среднеегипетского). Выдвинул теорию предложения, согласно которой оно не факт языка внеиндивидуального, а речи, субъективной по своей природе. Это говорит о том, что он принадлежит к психологическому направлению в языкознании. В его работе «Теория речи и языка» (1932; 2-е изд. 1951) отразился функционально-структурный аспект л ГЕОРГИЕВ ВЛАДИМИР (род. 3.02.1908 – 1986), болгарский языковед, представитель современного сравнительно-исторического языкознания, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Основные труды: «Исследования по сравнительно-историческому языкознанию» (1958), «Введение в историю индоевропейских языков» (1966).
ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА (ок. 554 – 483 до н.э.), греческий философ, происходил из знатного жреческого рода. За глубину и загадочность мыслей, которые он выражал в сложных понятиях и образах, получил прозвище Темный. Проблему понимания природы названия и соотношения логики и грамматики решал следующим образом: он утверждал, что слова – создание природы, а значит, отталкиваясь от изначальной заданности слов, следует искать ту всеобъемлющую закономерность, которая изменяет мир. Его идеи о природе наименования воспринял Кратил, считавший, что «для каждой вещи природа определила особое имя, подобно тому как каждому воспринимаемому предмету определено особое восприятие».
ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИЦ (25.08.1744 – 18.12.1803), немецкий философ, писатель-просветитель. Им создано множество работ, в том числе «Исследование о происхождении языка» (1772, рус. пер. 1909), которую пронизывает историзм. Для него характерны поиски «человеческих» причин возникновения языка.
ГЕРМАНИСТИКА. В широком значении – наука о языках, литературах, истории, этнографии, религии, праве, хозяйстве, обычаях древних германцев. Употребляется также в значении науки о современных и древних германских языках и диалектах. Первым филологом-германистом был голландец Ф. Юниус (1589-1677). Основатели научной Г. – датчанин Р. Раск (1787-1832) и немец Я. Гримм (1785-1863), хотя собирание и описание материалов германских языков началось еще в эпоху Возрождения и Реформации. Борьба за преподавание в школах и университетах не на латинском, а на родных языках приводит в 15-17 вв. к появлению грамматик отдельных германских языков, собиранию древних рукописей. Р. Раск доказал общность германских языков и установил их звуковые соответствия с другими индоевропейскими языками (1818). Я. Гримм издал первую сравнительную грамматику германских языков «Немецкая грамматика1819-37), «Историю немецкого языка» (1848). С 1854 Я. Гримм и В. Гримм начали издание многотомного ист. «Немецкого словаря» (завершено в 1961 под ред. Т. Фрингса). Изданием древних текстов занимался немецкий филолог К. Лахман (1793-1851). Для германистики XIX в. характерны эмпиризм и отказ от постановки общих лингвистических проблем, что типично для младограмматиков. Для современной германистики характерны использование новейших методов и постановка общих проблем.» (
ГЛИСОН Г. (род. 1917 г.) – представитель американской дескриптивной лингвистики, автор работы «Введение в дескриптивную лингвистику» (1955, рус. пер. 1959).
ГЛОССЕМАТИКА (греч. glóssa – язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. ХХ в. Создатель – Л. Ельмслев, который разработал ее в сотрудничестве с В. Брёндалем (1887-1942) и Х. Ульдаллем (1907-1957). Под влиянием философии логического позитивизма авторы разрабатывают метод, при помощи которого языковые явления можно описывать без противоречий, исчерпывающе и предельно просто (принцип эмпиризма). Глоссематика частично связана с учением Ф. де Соссюра: предмет изучения лингвистики – имманентная структура языка, понимаемая как сеть зависимостей между языковыми элементами в плане выражения и в плане содержания языка, а также между обоими планами. Ориентируясь всецело на структурно-семиотический аспект языка, глоссематика абстрагируется от всех других его аспектов – социального, биологического, физического, психологического, которые, по мнению глоссематиков, не связаны с «автономной сущностью» языка. При таком подходе звуковой естественный человеческий язык попадает в один ряд с такими системами, как азбука Морзе, сигнализация и т.п., отличаясь от них своей универсальностью и богатством комбинаторных возможностей, лингвистика при этом как бы становится частью семиотики. Методика лингвистического анализа у глоссематиков основана на дедукции: движении от класса к сегменту. Анализ ориентирован на установление системы, лежащей в основе анализируемого текста. Исходное данное – нерасчлененный текст – последовательно разделяется на все меньшие и меньшие части – периоды, предложения, слова, слоги, фонемы. Основной прием установления единиц на каждом этапе анализа – коммутация. Предел анализа в каждом плане языка – фигуры содержания и выражения. Это неделимые далее одноплановые единицы, незнаки, из ограниченного числа которых строится бесконечное множество знаков, обладающих стороной содержания и стороной выражения (например, слово «мужчина» включает шесть фигур выражения [мушинъ] и три фигуры содержания: живое существо + мужской пол + зрелый возраст). Второй этап анализа – регистрация функций между единицами языка: определение структуры языка в глоссематическом понимании. Ельмслев создал классификацию функций на основе понятия о константах и переменных: 1) интердепенденция (функция между двумя константами); 2) детерминация (между константой и переменной); 3) констелляция (между двумя переменными). Глоссематика дает плодотворные результаты там, где необходимы формальный анализ и формальное описание языковых особенностей. Можно построить типологическую классификацию, исчислив при помощи математических операций все возможные связи и зависимости между единицами языка и проверив, какие из возможностей реализуются в том или ином конкретном языке.
ГРАММАТИКА (греч. grammatike techne – умение обращаться с буквами). Первоначальное значение – искусство чтения и письма. В эллинистическую эпоху и у древних римлян – знание языка и литературы. В поздней античности понятие Г. было сужено до современного толкования – учение о звучании и формах слов (синтаксис). В 5-4 вв. до н.э. софисты положили начало Г. как научной дисциплине. В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место. И это не случайно, ибо искусство речи гарантировало успех в общественно-политической жизни. Одним из основных методов обучения грамматике у софистов считался разбор поэзии. Вершины своего развития античная грамматика достигла в эллинистическую эпоху, когда критически были обработаны стиль и язык древнейшей, воспринимавшейся в это время как классической литературы (произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии и Пергаме. В Александрии преподавали Аристофан из Византии, ставший основателем научной лексикографии, Аристарх Саморфакийский, которые систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий. В Пергме работал Кратес из Малосса, который в противоположность александрийским грамматистам, присоединившись к воззрениям стоиков, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), проявляющийся в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая через посредство римлян без существенных изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н.э. ученик Аристарха Самофракийского Дионисий Фракийский синтезировал все имевшиеся в ту эпоху грамматические исследования и создал первую греческую грамматику (Techne grammatike), которую использовали как учебник грамматики вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной грамматики положил упомянутый выше Кратес из Маллоса. Прибыв в Рим в 169 до н.э., он читает там лекции о проблемах грамматики. Гениальный М. Теренций Варрон составляет первую основополагающую книгу «О латинском языке». Первый учебник латинской грамматики, ныне утраченный, создал Ремий Палемон (первая пол. 1 в.). Сохранившиеся грамматики Доната и Присциана основывались именно на этом учебнике. Их книги были самые читаемые в средние века. В наши дни их используют при разработке новейших школьных руководств, при создании единой грамматической терминологии. Г., ориентированная на обучение языку и литературе, занимала одно из самых важных мест в системе высшего образования эпохи античности. Все дисциплины, входившие в эту систему, изучались в рамках Г., за исключением риторики. Риторика как высшая ступень представляла собой или вторую ступень, следовавшую за грамматикой, либо была предметом специального изучения.
ГРАММАТИКА ФОРМАЛЬНАЯ. В лингвистике: логическая система, или исчисление, задающая некоторое множество («правильных») цепочек (= конечных последовательностей), построенных из символов заданного конечного набора, называемого «алфавитом» или «основным (терминальным) словарем». Цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: слоги (= цепочки фон), словоформы (= цепочки морф), предложения (= цепочки словоформ) и т.п. Формальные грамматики, введенные в лингвистику Н. Хомским, представляют собой средство строгого описания естественных языков. Они входят в математическую лингвистику, в рамках которой подразделяются на грамматики порождающие и распознающие. Порождающая грамматика задает множество (правильных) цепочек перечислением последних с указаниями об их строении. Порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, охарактеризовав ее структуру. Она не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известные порождающие грамматики – это грамматики Хомского. Распознающая грамматика задает множество (правильных) цепочек распознаванием последних: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной. В случае положительного ответа дает указания о ее строении. Наиболее известные разновидности распознающих грамматик – категориальные, или К-грамматики (К. Айдукевич, И. Бар-Хиллел).
ГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ – одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.]. Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: «С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика – это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях» [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и
ГРЕЧ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ [3(14).08.1787 – 12(24).01.1867], русский журналист, писатель, филолог. Родился в семье чиновника. В 1812-39 редактор-издатель (с 1825 совм. с Ф.В. Булгариным) журнала «Сын отечества», связанного с декабристскими кругами. После подавления восстания декабристов Г. стал монархистом и реакционером. В 1831-59 вместе с Булгариным издает под покровительством «Третьего отделения» (ведавшего политическим сыском) газету «Северная пчела». Г. известен как автор романа «Черная женщина» (1834). Его «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) – первая книга по истории литературы в России. За «Практическую русскую грамматику» (1827) избран корреспондентом Петербургской АН. Издал «Чтения о русском языке» (1840), мемуары «Записки о моей жизни» (полное изд. 1886). Представитель логико-синтаксической школы в России.
ГРЕЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 10-8 вв. до н.э. (древнейшие памятники 8-7 вв. до н.э.). Им пользовались древние греки, а также Г.п. используется в современной Греции. Греки ввели в алфавит, наряду с обозначением согласных, самостоятельные буквы для обозначения гласных звуков.
Буквы Название букв Древнегреческое (аттическое) произношение Новогреческое произношение Цифровое значение
Α α αλφα а а 1
Β β βήτα b v 2
Γ γ γαμμα g

n g (фрикативный)
j
n 3
Δ δ δέλτα d ∂ (интердентальный звонкий) 4
Ε ε εˇψιλόν е е 5
Ζ ζ ζεήτα dz z 6
Η η ήτα ē i 8
Θ θ θήτα th th (интердентальнй глухой) 9
Ι ι ιωˉτα i i 10
Κ κ καππα к к 20
Λ λ λαμβδα l l 30
Μ μ μύ m m 40
Ν ν νύ n n 50
Ξ ξ ξι ks ks 60
Ο ο ομιηςον o o 70
Π π πι p p 80
Ρ ρ ρώ r r 100
Σ ς ςιγμα s s 200
Τ τ ταύ t t 300
Υ υ ύφιλον u-ü i 400
Φ φ φι ph f 500
Χ χ χι ch ch 600
Ψ ψ ψι ps ps 700
Ω ω ώμέγα ō o 800
ει – ei i –
αι – ai e –
οι – oi i –
ευ – eu ev, ef –
αυ – au av, af –
ου – u u –
ηυ – – iv, if –
υι – – i –
μπ – mp b, mb –
ντ – nt d, nd –

ГРИММ, БРАТЬЯ ЯКОБ (4.01.1785 – 20.09.1863) и ВИЛЬГЕЛЬМ (24.02.1786 – 18.12.1859), немецкие филологи, сыновья чиновника. Оба брата получили юридическое образование в Марбурге. Профессора Геттингенского университета, были уволены оттуда в 1837 за отказ от присяги ганноверскому королю, не соблюдавшему конституционных законов. С 1841 – профессора Берлинского университета и члены Прусской АН. Близки к немецким романтикам. Опубликовали средневековые тексты. Основоположники мифологической школы в фольклористике, опирались на сравнительные методы. Издали «Детские и семейные сказки» (т. 1-2, 1812-14) и «Немецкие предания» (т. 1-2, 1816-18). Якоб Гримм – представитель сравнительно-исторического языкознания. Его труды способствовали возникновению и развитию германистики: «История немецкого языка» (т. 1-2, 1848) и «Немецкая грамматика» (т. 1-4, 1819-37). Он исследует в первом томе «Немецкой грамматики» готско-германские языки, прослеживает соотношение звуков и форм родственных языков в различные времена и в разных диалектах. Его считают основоположником исторической грамматики. Гримм, а также его современник датский ученый Р. Раск установили два закона передвижения согласных в германских языках. В области морфологии сильные глаголы признаются древнее слабых, а внутренняя флексия (чередование гласных основы) – древнее внешней. Я. Гримм пытался связать историю немецкого языка с романтическим представлением о трех ступенях развития языка: 1) на первой ступени происходит рост корней и слов, обозначающих вещественные представления; 2) на второй появляются флексии и суффиксы; 3) на третьей создается гармония целого.
ГРИМШОУ А.Д. [Grimshaw] – представитель исследовательской программы «дискурс – анализ», автор 600-страничной монографии [Collegial discourse: professional conservation among peers. Norwood (N.J.), 1989], посвященной анализу одной-единственной двенадцатиминутной беседы. Она производит слегка шокирующее впечатление. «С точки зрения привычного лингвистического менталитета монография Гримшоу А.Д. – кошмар, заставляющий преклоняться перед автором, но одновременно и подозревать, что либо лингвистика речи невозможна в принципе, либо она вообще не является составной частью науки о языке».
ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ (22.06.1767 – 8.04.1835), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Изучал право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Он ввел методы Песталоцци в начальной школе, занимался перестройкой Прусской АН, основал Берлинский университет. В 1910-19 на дипломатической службе. Один из виднейших представителей классического гуманизма времени Гёте и Шиллера. В языкознании он явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. Его лингвистическая концепция наиболее полно отразилась в работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836-39). Его роль в языкознании можно сравнить с влиянием на развитие философии Канта и Гегеля. Г. считал мышление вербально-логическим, а не чисто логическим. Язык, по его мнению, и обозначение предметов, и средство общения. Язык – сложное и противоречивое явление, поэтому отдельные его стороны можно постичь, применив методику антиномий, частного и общего. Основные противоречия – это противоречия субъективного и объективного, языка и мышления, деятельности и дела, общего (коллективного) и особенного (индивидуального). Он считал, что язык нельзя рассматривать как форму без содержания, а историю языка отрывать от истории народа и его культуры. Языкознание должно иметь свою философскую базу – философию языка. Основной принцип его философии языка – признание языка и его формы как деятельности и национального сознания народа. Он считал, что «язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (enérgeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим. Язык представляет собой беспредельную деятельность (Arbeit) духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли». Язык не только динамичен, но и активен: он орудие мыслительной деятельности. Он ставил вопрос о взаимосвязи языка и «народного духа», национального самосознания, потому что «национальный характер языков состоит в особенном соединении мысли со звуком». Национальная природа языка – это то идеальное, что находится «в умах и душах людей». Причем это идеальное не общечеловеческое (логическое) и не индивидуальное (психическое), а общенародное языковое мышление. Известны его слова: «язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык». Хотя тексты создаются отдельными людьми, но им предшествует язык, созданный народом. Но не только народ создает свой язык. Языковое мышление становится третьей силой – языковым сознанием. Эта сила подчиняет себе человека, пока он знает только один язык, мыслит сквозь призму одного, родного языка. Гумбольдт утверждает: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». Гумбольдт считал, что язык хотя и связан с деятельностью народа и его мышлением, он имеет свою специфику и относительную самостоятельность, устойчивость. Речевая деятельность и язык взаимосвязаны, но не тождественны. Язык воспроизводится, речь разнообразна. Форма языка – постоянна, ее проявление разнообразно. «Язык является формой и, ничем больше, кроме формы». Форма обладает тремя свойствами: а) форма языка – постоянное и единообразное в деятельности духа, возводящее артикулированный звук до уровня выражения мысли; б) форма языка проявляется в том, что язык – это не агрегат слов, а система; в) форма языка – единство двух формальных планов – материального и идеального: внутренней и внешней формы. Внешняя форма – материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Внутренняя форма – организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, выражение народного духа. Форма придает языку устойчивость. Гумбольдт писал: «На памяти истории язык всегда строил на данном уже основании, не выходя из пределов аналогии с прошедшим, он видоизменял слова в употреблении, а не изобретал их». Формы языка национально своеобразны, поэтому универсальное можно обнаружить не путем логических рассуждений, а сравнивая формы языков друг с другом (на материале родственных языков и неродственных, развитых и неразвитых).
ДЕЛЬБРЮК БЕРТОЛЬД (26.07.1842 – 3.01.1922), немецкий лингвист, представитель компаративистики второй половины XIX в. Учился в Галле и Берлине. Профессор санскрита и компаративистики в Йене (1870). Основоположник сравнительного синтаксиса индоевропейских языков. Совместно с Ф. Виндишем написал «Синтаксические исследования» (Т. 1-5, 1871-88), совместно с К. Бругманом – «Очерк сравнительной грамматики индоевропейских языков» (2-е изд., т. 1-2, 1897-1916), где им написана синтаксическая часть. Издал «Ведийскую хрестоматию» (1874). В полемической работе «Основные вопросы исследования языка» (1901) он защищал младограмматическую концепцию я ДЕМОКРИТ (род. ок. 460 до н.э. – умер ок. 370 до н.э.), древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Он занимался всеми существующими тогда науками: этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т.п. Из двух точек зрения на природу названия: а) слова обозначают вещи по их при

Категория: Разработки | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: 4 курс, филологический факультет, история языкознания
Просмотров: 814 | Загрузок: 164 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
В статье "Греческое письмо" при переходе из одной системы в другую будет видоизменяться шрифт. За справкой можно обратиться в "Словарь лингвистических терминов" Т.В.Жеребило.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0