Пятница, 19.04.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные издания » Разработки

Справочные материалы по истории языкознания для студентов 4 курса , Ж - Я
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] 27.03.2011, 23:00
ЖЕНЕВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление структурного языкознания, опирающегося на идеи «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Ведущие представители (1927) первого поколения – швейцарские ученые Ш. Балли и А. Сеше (сотрудники Соссюра и издатели его «Курса»). Второе поколение – швейцарские ученые С. Карцевский, А. Фрей и Р. Годель. Основные проблемы исследований – проблема языкового знака в связи с положением Соссюра о роли тождеств и различий в системе языка; проблема языка и речи; виртуальное и актуальное в речевой деятельности; проблемы индивидуальной стилистики; вопросы соотношения психологии, логики и языкознания. Ж.ш. имеет свой непериодический орган «Тетради Ф. де Соссюра».
КАЗАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – общепринятый термин для обозначения группы учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ по Казанскому университету в бытность его (1875-83) профессором этого университета. Обычно к К.ш., кроме самого Бодуэна, причисляют Н.В. Крушевского, В.А. Богородицкого, С.К. Булича, А.И. Александрова и др. Лингвисты К.ш. тяготели к младограмматизму: для них характерны разграничение устной и письменной форм речи, анализ взаимоотношений психологического и физиологического в языке, разграничение статики и динамики (синхронии и диахронии), четко выраженный историзм, внимание к живым языкам и др. Позднее сам Бодуэн отошел от взглядов К.л.ш. и встал на позицию лингвистического социологизма, явившись в этом смысле предшественником Ф. де Соссюра и А. Мейе. Ближе всего к Бодуэну в период К.л.ш. был польский лингвист К.Ю. Аппель. Некоторые ученые считают лингвистов К.л.ш. зачинателями современной структурной лингвистики (Р. Якобсон).
КАРЦЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ОСИПОВИЧ (28.08.1884 – 7.11.1955), русский лингвист. Большую часть жизни провел в Швейцарии. Один из основоположников женевской школы языкознания. Окончил Женевский университет, где был учеником Ф. де Соссюра. С 1920 преподаватель Страсбургского, затем Пражского и Женевского университетов. Основные труды посвящены теории языкознания и описательной грамматике русского языка («Повторительный курс русского языка», 1928).
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА. По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой. Возникла параллельно с когнитологией, т.е. в первой половине 70-х гг. В русских переводах впервые об этом направлении узнали в 1975 г., когда термин «когнитивная грамматика» был представлен в названии статьи [Lakoff, Thompson 1975]: Introducing cognitive grammar. В 1985 г. когнитивная грамматика была представлена в обзоре [Герасимов 1985]: Герасимов В.И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные лингвистические теории. – М., 1985. Тогда же вышло английское издание книги Ж. Фоконье: Fauconnier G. Mental spaces: aspects of meaning construction in natural language. Cambridge (Mass.; L., 1985), «погрузившего» в когнитивную среду традиционную логико-прагматическую проблематику. В 1987 г. появился первый том «Оснований когнитивной грамматики» Р. Лангакера, второй том – в 1991 г. С 1990 г. начал издаваться журнал «Когнитивная лингвистика» («Cognitivo linguistics»). А это уже означает институционализацию дисциплины. Немаловажную роль сыграли статьи Л. Талми, Ч. Филлмора, У. Чейфа. В практике современного языкознания употребляются выражения «когнитивные методы», «методы когнитивной лингвистики», однако когнитивная грамматика может претендовать на методологический переворот лишь при весьма снисходительном отношении к тому, что есть методология вообще. В плане методов исследования когнитивная грамматика опирается на интроспекцию и суждения информанта (или самого исследователя) относительно приемлемости / неприемлемости тех или иных языковых форм. В когнитивной грамматике не столько вводится новый инструментарий, сколько снимается запрет на введение и рассмотрение неких новых модельных конструктов. В качестве модельных конструктов здесь выступают когнитивные структуры и процессы: фрейм (М. Минский), идеализированная модель (Дж. Лакофф), ментальное пространство (Ж. Фоконье), 2½-мерный набросок (Р. Джакендофф); семантико-грамматические суперкатегории наподобие конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания, «цепции» и т.п. (Л. Талми); комплексные многоаспектные языковые конструкции (Ч. Филлмор, П. Кэй); когнитивные операции типа правил концептуального вывода (Шенк 1980); особый уровень изучения интеллектуальных систем, отличного от символьного «уровня знаний» (Ньюэлл 1982). Индивидуальные исследовательские программы далеко не тождественны. По крайней мере один метод в когнитивной грамматике безусловно сложился – это метафорический анализ (Дж. Лакофф, М. Джонсон, 1987). Метафора здесь постулируется в роли фундаментальной когнитивной операции, обеспечивающей перенос образных схем из одной концептуальной схемы в другую. Сведе́ние разнообразных семантических отношений к достаточно элементарным схемам при помощи метафоры представляет собой весьма продуктивное, захватывающее и вполне респектабельное занятие. Объяснение лингвистических феноменов при помощи методов когнитивной грамматики представляется вполне продуктивным и глубоко традиционным, напоминающим лингвистический психологизм конца XIX в.
КОЭН МАРСЕЛЬ (6.02.1884 – 1975), французский лингвист. Окончил Парижский университет (Сорбонну, 1911). Проф. Школа живых восточных языков (с 1926). Основные труды посвящены семито-хамитским языкам («Арабский язык евреев Алжира», 1912; «Семитская глагольная система и выражение времени», 1924 и др.). Занимался вопросами социологии языка («К вопросам социологии языка», 1956; «Современная лингвистика и идеализм», 1958), теории и истории письма и культуры французской речи, а также историей французского литературного языка. Вместе с А. Мейе был редактором справочного издания «Языки мира» (1924; 2-е изд., 1952).
КРУШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ [6(18.)12.1851 – 31.10(12.11).1887], русско-польский лингвист, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Окончил Варшавский университет (1875). Профессор Казанского университета (с 1883). Ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ и один из основных представителей т.н. Казанской лингвистической школы. Исследуя законы развития языка, обосновывал его системный и знаковый характер и был одним из предшественников современной фонологии

КУРИЛОВИЧ, КУРЫЛОВИЧ ЕЖИ (р. 26.08.1895 – 1978), польский лингвист, специалист в области индоевропейского, семитского и общего языкознания, член Польской АН (1931). Учился во Львове, Вене и Париже (у А. Мейе). Профессор университетов Львовского (1929-45), Вроцлавского (1946-48) и Ягеллонского в Кракове (с 1948). Один из основоположников современной структурной лингвистики. К. – автор работ по фонетике и морфологии индоевропейских языков, аблауту семитских и индоевропейских языков, общему языкознанию. Исследовал хронологию развития морфологических систем современных индоевропейских языков. Почетный член ряда иностранных АН, доктор nonoris causa Сорбонны (1957) и Дублинского университета (1959). Гос. пр. ПНР (1955, 1964).
ЛАНСЛО К. См.: Арно А.

ЛАФАРГ ПОЛЬ (1842-1911) – французский социалистический деятель международного рабочего движения. Работал в области философии, политической экономии, истории, религии, морали, литературы и языка. В языкознании он представитель социологии языка. Языковая семантика, по его мнению, не индивидуально-психологическое, а социально-психологическое явление. Об этом он пишет в работе «Французский язык до и после революции» (1894). В книге Лафарга дан образец социологической лексикологии и семасиологии. Автор анализирует французский язык XVII-XVIII вв., прослеживает при этом происхождение и развитие понятий справедливости, добра, души, бога. Лафарг связывает понятия и нормы литературного языка с общественными отношениями.
ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА. Направление в языкознании, ориентированное на «выход за пределы предложения». Текст, который выводился за пределы лингвистического изучения, исследуется в текст-лингвистике «ван дейковского» образца. Именно этот вариант, разработанный голландским ученым, задает современный стандарт. Текст изучается путем сопоставления привычных для лингвиста объектов – компактных структур при явном тяготении к более формальным структурным закономерностям в противоположность содержательным. Разработка набора структур может рассматриваться как создание аналитического метода, связанного с анализом вполне традиционного для лингвистики продукта деятельности, а не как продвижение к анализу «энергейи».
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЗМ (лингвистический натурализм), учение, разработанное А. Шлейхером. Основано на применении естественно-научного метода в исследованиях языка. (См.: Шлейхер А.).
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЛОГИЗМ, направление в языкознании, рассматривающее философию языка как проблему логическую. Языковая семантика отождествляется с логическими категориями и операциями, языковые формы – с логическими формами мышления. Слово семантически выступает как понятие, предложение – суждение (пропозиция), а сложное предложение и текст – умозаключение (или исчисление высказываний). Такое понимание связи языка и мышления приводит к отрицанию языкового мышления. На первый план выдвигается изучение универсальных свойств языка, описываемых при помощи дедуктивно-классификационной методики. Лингвистический логизм по-разному выражен в различных концепциях. У Аристотеля поставлена проблема соотношения предложения и частей речи. В грамматике Пор-Рояля подчеркнута универсальность логико-грамматических категорий. В ХХ в. основным в лингвистике считалось соотношение логики и грамматики: в предложении обнаруживаются логические категории, и грамматика способствует развитию логического мышления. Мышление понимается как статичные, постоянные и общие всем формы мышления. Основная единица предложения, основная категория – часть речи, грамматические формы – их знаки, вербальные (словесные, языковые) значения – это научные знания. Задача грамматики – обнаружить соответствие языковых форм логическим категориям, которые исчисляемы. По мнению Беккера, в логике – 12 элементов и 81 отношение. В конце XIX в. логическое направление развивается сначала как семантико-смысловой, а затем как структурно-семантический синтаксис. В становлении логико-семантических школ исключительную роль сыграли труды В.А. Богородицкого, А.А. Шахматова, И.И. Мещанинова, О. Есперсена, а также представителей семантического, коммуникативного и номинативного синтаксиса. В ХХ в. логическое направление изменилось под воздействием развития лексикологии, логико-математического языкознания. Под влиянием символической логики, математики активизируется интерес к проблемам семасиологии, смысли слов и конструкций, к научному языку, частично синтезируются логические и психологические концепции. Логическая статика переоформляется в статику речи, психологическая динамика – в логико-математическое моделирование языка. Математическое языкознание способствовало проникновению в языковедческие исследования неопозитивистских идей: феноменализма, операционализма, номинализма, атомизма.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ НАТУРАЛИЗМ, то же, что и лингвистический биологизм.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ, психологическое направление в языкознании, возникшее как реакция на учения представителей натуралистического и философского направлений. Оно восходит к концепции Гумбольдта, который подчеркнул активный и семантический характер речевой деятельности. Все школы лингвистического психологизма опираются на связь мыслительной деятельности с психологией речи. Более чем за 100-летний период возникли различные аспекты психологии речи и учения о речевой деятельности. Существует целый ряд школ лингвистического психологизма. Основатель психологического направления – Г. Штейнталь (1823-1899). Он развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. В концепциях Потебни и Пауля психологические основы использовались для объяснения: 1) семантики предложения; 2) грамматической категории; 3) типов лексического значения; 4) связи языка с личностью и народностью; 5) языка как культурно-исторического явления. Социальный характер речевой деятельности отмечал Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр. Психологические школы конца XIX – первой трети ХХ в. разрабатывали проблемы: 1) языка и речи; 2) языковых функций; 3) структурности языка и речевой деятельности. Функционально-структурный аспект лингвистического психологизма отразился в работах А. Марти, А. Гардинера, К. Бюлера. Психологические компоненты обнаруживаются в учениях разных школ структурализма. Обособление собственно психологического направления связано с возникновением психолингвистики. Американская психолингвистика опирается: 1) на дескриптивное и трансформационное описание текста; 2) на бихевиористскую психологию, в частности, на «трехуровневую модель поведения» Осгуда; 3) на теорию информации (математическую теорию связи). Основными школами лингвистического психологизма являются: 1) этнолингвистика; 2) психологическая социология языка; 3) семантический психологизм; 4) психологический структурализм; 5) психология речи; 6) психолингвистика.

ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, то же, что и лингвистический логизм.
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765), русский ученый-энциклопедист, основатель университета известного нашим современникам как МГУ. Л. создал «Российскую грамматику», представляющую собой новый тип грамматики – описательную нормативно-стилистическую грамматику. Автор оценивал ее как сочинение, направленное на «совершенствование родного языка». Ломоносов очень тонко почувствовал двойственную природу грамматики: 1) с одной стороны, она происходит «от общего употребления языка»; 2) с другой стороны, при помощи правил она «показывает путь самому употреблению». Взаимосвязь рациональных и нормативных принципов описана в диалоге «Суд российских письмен, перед разумом и обычаем от грамматики представленных». Наряду с нормативным, Л. характеризует общеобразовательное значение грамматики: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Метод создания грамматической теории – эмпирический, хотя интерпретация фактов – рациональная. Внимательно наблюдая за особенностями живого языка и тщательно изучая их, Л. не только составил нормативно-стилистическую грамматику, но тем самым создал первую научную (академическую) грамматику русского языка. «Российская грамматика» включает шесть наставлений: 1) «О человеческом слове вообще»; 2) «О чтении и правописании российском»; 3) «О имени»; 4) «О глаголе»; 5) «О вспомогательных или служебных частях слова»; 6) «О сочинении частей слова». Теория предложения и периода (сложного предложения) рассматривается в риторике («Краткое руководство к красноречию», 1748). В центре грамматической системы – учение о частях речи, которые в грамматике Ломоносова приравниваются к частям слова. Применив логико-функциональную основу, Л. части речи (части слова) разделил на два разряда: 1) знаменательные части речи (слова); 2) служебные (вспомогательные) части речи (слова). Знаменательные части слова отражают бытие, служебные употребляются вместо «речений» в соответствии с принципом экономии языковых средств. Имена и глаголы знаменуют два рода бытия и идеи: вещи и деяния. В связи с этим их можно считать основными, «знаменательными частями слова». Имена включают: 1) существительные (обозначение вещей); 2) прилагательные (обозначение качеств); 3) числительные. Вспомогательные части речи выполняют служебную роль, соединяя или сокращая «знаменательные части слова». «Предлоги служат для знаменования обстоятельств, к вещам или к переменам принадлежащих ...Союзы самых понятий соответствие между собой показывают, сокращающие части слова...: местоимение, наречие, междометие... Местоимение полагается вместо имени; наречие изображает единым речением обстоятельства; междометие представляет движение духа человеческого кратко». Глагол имеет причастие и деепричастие, которые также «сообщают идеи вещей». Л. исходит из учения о восьми частях речи, но его классификация применима к новому материалу и основана на семантико-морфологическом принципе. Автор наряду с грамматическим значением части речи анализирует особенности: 1) словоизменения; 2) словообразования; 3) синтаксического употребления. Синтаксис Л. подразделяет на: 1) синтаксис частей речи («сочинение частей слова»); 2) синтаксис предложения. Первый связан с грамматикой: 1) описание согласования и управления разных частей речи (имени, глагола, вспомогательных частей слова); 2) сочинение частей слова по разным обстоятельствам. Предложение и период изучаются в риторике. Связь грамматики и стилистики – важнейший принцип нормативной грамматики, так как грамматика описывает и предписывает норму. Стилистический принцип лежит в основе варьирования нормы. По функционально-жанровому признаку выделяются три «штиля»: 1) средний (посредственный); 2) высокий; 3) низкий. Внутри каждого стиля Л. отмечает дальнейшее варьирование, в зависимости от темы и экспрессивности произведения. Стилевое расслоение языка и его стилистическое варьирование намечаются: 1) в выборе и использовании слова; 2) в произношении; 3) в выборе морфологических вариантов; 4) в предпочтении того или иного синтаксического варианта. Нормативная грамматика опирается: 1) на общее употребление языка; 2) на образцовое употребление языка писателями. Она противостоит всеобщей грамматике, составленной на логико-дедуктивных основаниях.

МЕЛАНХТОН ФИЛИПП (1497-1560) – крупнейший немецкий гуманист, активно боровшийся против схоластики в школах и университетах; друг и соратник М. Лютера. Основным методом обучения считал проверку принятых положений рациональным пониманием Писания. Все это, по его мнению, требует абсолютного знания латинского, греческого и древнееврейских языков. С 1518 он профессор греческого языка, с 1519 – профессор теологии в Витеннбергском университете. Свою гуманистическую программу он изложил во вступительной лекции «Об улучшении обучения юношества» («De corrigendis adolescentiae studiis»). М. – создатель новой системы обучения в протестантских университетах и латинских школах. Этому способствовали его теоретические сочинения («Школьный устав», 1528), многочисленные руководства, комментарии, пособия для школ, учебники грамматики греческого языка (до 1622-44 изд.), латинского (до 1757-84 изд.). Когда книги остаются жить и после смерти автора, он становится бессмертным.

ПА́НИНИ. Древнеиндийский ученый, живший во второй половине IV или в III в. до н.э., создатель грамматики «Аштадхьяи» («Восемь разделов грамматических правил»), состоящей из 3996 стихотворных правил, изложенных так, чтобы их легко было запомнить. Поскольку эта грамматика была создана в целях канонизации санскрита (нормативного литературно-письменного языка брахманов, ученых и поэтов, отличавшегося от разговорно-народных языков-пракритов), то она была наукой эмпирической (прикладной) и описательной. Исследование в грамматике Па́нини ведется эмпирически, основной прием описания – анализ. Предложение выступает как единица, выражающая мысль. Выделяются четыре части речи: имя, глагол, предлог, частица. В основе грамматической системы лежит установление первичных элементов, деление слова на общую часть – основу (prakrti) и изменяемую часть – окончание (pratyaya). Между корнем и окончанием стоит vikaranas – инфикс, определяющий спряжение. Как и другие древнеиндийские грамматики, Па́нини приводит списки корней (1993 корня) с указанием их значений. Все слова сводятся к корням с глагольным значением действия и его результата. Основы образуются путем присоединения к корням первичных и вторичных окончаний. Подробно формулируются правила образования форм склонения и спряжения, даются точные указания, когда применяется то или иное правило. Звуки описываются на физиологической основе – по месту артикуляции и артикулятору (karana) – активному органу речи. Самостоятельными фонетическими элементами признаются гласные, так как они лежат в основе слога

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА – направление в современном языкознании, использующее деятельностные категории: речевые акты, намерения и цели говорящих, максимы (П. Грайс 1985; Leech 1983); постулаты речевой коммуникации, лицо (Goffmann E. 1967; Brown P., Levinson S. 1987). Ситуация с лингвистической прагматикой неоднозначна. Исследование А. Вежбицкой (Wierzbicka 1991), осуществленное на обширном языковом материале, показало, что претендующие на универсальность принципы прагматики языкового общения (максимы Грайса и др.) «сыплются» за пределами не только сепировского «среднеевропейского» стандарта, но даже при выходе за пределы англо-американского социокультурного круга.

ПРИСЦИАН, нач. 6 в., римский грамматик из Цезарии (Мавретания), преподавал в Константинополе. Известен его важнейший труд среди грамматических и прочих работ «Грамматические наставления» («Institutiones grammaticae»), состоящий из 18 книг. Здесь представлено исчерпывающее изложение латинской грамматики, включающей также описание синтаксиса, и словоупотребления. В его книгах приводятся многочисленные цитаты из утерянных авторов. В советском языкознании он был известен как автор огромного труда «Учение о грамматическом искусстве».

РЕЙХЛИН ИОГАНН (1455-1522) – виднейший немецкий гуманист, живший в эпоху Возрождения классической и восточной филологии. Первым в Германии осуществил систематическое преподавание латинского, греческого и древне-еврейского языков. С 1519 он профессор в Ингольштадте, затем – в Тюбингене. Ок. 1478 он написал греческую грамматику, издает для школы греческих авторов с латинским переводом. Р. создал известный словарь латинского языка, охватывающий словарный запас классических авторов («Vocabularius breviloquus», 1475), а также учебники древне-еврейского языка. Он ввел произношение древне-греческих слов по образцу новогреческого языка (т.н. итацизм

РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ [греч. techne rhetorike – искусство красноречия]. В античности живое слово было важнейшим и самым действенным способом достижения авторитета в общественно-политической жизни. Политик выступал в собрании совета и на народных собраниях, полководец – перед войском, частное лицо – перед судом, на празднествах, дружеских встречах и т.п. Поэтому поиски условий действенности речи и стремление создать теории обучения красноречию и овладения им начались уже в ранних период. Предположительно первый (несохранившийся) учебник Р. в 5 в. до н.э. написали два сицилийских грека из Сиракуз: Корак и Тисий. Из Сицилии первые достижения художественного красноречия были перенесены в Афины Горгием из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н.э.). В истории он известен как один из представителей греческой софистики. В 427 Горгий прибыл в Афины в качестве посланника родного города и встретил здесь восторженный прием как оратор и учитель риторики. Он разработал приемы риторской художественной прозы, способы поэтической выразительности. Он сознательно применял стилистические средства («горгианские фигуры»): фразы, аналогичные по форме и содержанию, параллельные члены предложения (изоколия), антитезу, рифмы. Концовки предложений ритмически оформлены (клаузулы). Кроме Горгия, Р. в Афинах развивали и другие софисты: Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других софистов, использовавших риторику как средство достижения власти над людьми, Аристотель оценивал Р. как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. В трех книгах своего сочинения «Риторика» Аристотель излагает научные основы красноречия и выдвигает в качестве его задачи достижение правдоподобия. Практическое красноречие достигает своего высшего расцвета в Греции во второй половине 5-4 в. до н.э. в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов. После битвы при Херонее (338 до н.э.). Греция утратила политическую самостоятельность, и необходимость в практическом красноречии отпала. Стилистическая форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый тип красноречия – азианизм, столь же искусственный, как и его антипод аттицизм 1 в. до н.э. Связь Р. с практикой постепенно теряется, но риторическая теория непрерывно совершенствуется и ее система тщательно разрабатывается. Р. становится важнейшим предметом обучения и в связи с этим начинает оказывать определяющее влияние на всю литературу, разрабатывая приемы достижения изящества художественной формы. Во 2 в. н.э. греческое красноречие вновь переживает еще один расцвет (период т.н. второй софистики). Во 2 в. до н.э. римляне вместе с греческой системой образования переняли и Р., которая стала предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотически настроенных кругах возникает сопротивление греческому красноречию как иноземному искусству, внешне изящному, но лишенному конкретного содержания. Главой сопротивления был Катон Старший – крупнейший оратор раннереспубликанской эпохи. Он составил для своего сына руководство по Р. (несохранившееся), где изложил одно из основных правил: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur»). В 161 до н.э. из Рима были выселены все греческие учителя красноречия. Но во второй половине 2 в. до н.э. греческая Р., утвердилась в Риме окончательно. Римское красноречие достигло апогея в конце республиканской эпохи, когда начался период политических смут. Лучшим оратором стал гениальный Цицерон. Сохранилось более 50 его речей, а также сочинения по теории, в которых Цицерон синтезирует теоретические положения греческой Р. с практикой римского красноречия, тесно взаимосвязанной с общественно-политической жизнью древних римлян. Цицерон защищал идеал всесторонне образованного оратора-философа. Язык Цицерона – до сих пор классическая норма латинской прозы. После падения Республики с Р. происходит то же самое, что и в Греции. Она теряет связь с практикой общественно-политической жизни и переходит в школу. Школьное красноречие ограничивается учебными и торжественными речами (declamatio). Здесь ценится не конкретное содержание, а внешняя эффектность стилистической формы. Свидетельство тому – сохранившиеся образцы школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан). Так же, как и в Греции, Р. послужила базой для развития римской литературы. Борьба азианизма и аттицизма вылилась в спор между представителями «нового» и «старого», отстаивающего архаические принципы, направлений. Квинтилиан, первый в Риме учитель Р. на государственном содержании, дал в своем сочинении самое полное из всех известных античных руководств по подготовке оратора («Наставление оратору» в 12 книгах). В споре во второй половине 1 в. н.э. он занял «золотую середину» и выдвинул требование возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. вновь возрождается архаическое направление (наиболее крупный представитель – Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера). Цицеронианизм просуществовал недолго. Таким образом, античная Р. была основой античного образования, теоретической базой античной литературной эстетики и литературной теории, с течением времени Р. пропитала всю литературу. Воздействие Р. простирается от средневековых латинских школ и университетов до современного преподавания литературы, литературоведения, культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Система теории Р. сформировалась в 4 в. до н.э., но впоследствии и усложнялась, и дифференцировалась. Греческая риторическая терминология имеет эквиваленты в латинском языке, охватывающие всю систему понятий и категорий, необходимых для оратора: природные способности (natura), обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio), постоянное упражнение (exercitatio); практический опыт (usus). Было выработано три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum), предназначенное для торжеств – эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачи оратора (officia oratoris): собрание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи соответствующей стилистической формы (elocutio) запоминание речи и выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь состояла из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Вначале зачастую помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, propositio), доказательство выступало то как доказательство собственных положений (confirmatio), то как опровержение утверждений противника (refutatio). Искусство оратора основывалось также на стилистически правильной форме, поэтому в Р. было разработано учение о стиле. Было выработано три стиля: удобный для поучения сухой стиль (genus subtile), приспособленный для судебного красноречия; возвышенный стиль (genus grande, sublime), имеющий целью затронуть чувства слушателя и используемый в совещательном красноречии: средний стиль (genus medium), ориентированный на услаждение слушателя и употреблявшийся в торжественном красноречии. Во всех стилях соблюдались требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшение речи образуют здесь ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.
СКАЛИГЕР ЖОЗЕФ ЖЮСТ (1540-1609), француз, работал в Голландии, филолог. Был признан самым выдающимся представителем современной ему науки об античности. С. заложил основы хронологии исторической науки. Он основатель научной эпиграфики: путешествуя, собрал обширные коллекции надписей и детально их прокомментировал. До 19 века этим коллекциям не было равных. В период Возрождения классической филологии он создает работу «Об основах языка латинского», что способствует изучению языка, изданию и объяснению латинских произведений

ФИЛОЛОГИЯ (греч.), научная дисциплина, изучающая преимущественно литературные источники определенной культуры. Развивалась в Древней Греции в тесной связи с философией. Наиболее ранняя ее форма – классическая филология, методы которой вплоть до новейшего времени служили образцом и примером для других филологий. С возникновением современных филологий и превращением их в университетские дисциплины с периода романтизма наблюдается и обратное их воздействие на классическую филологию.

ХРИСИПП (род. ок. 280 до н.э. – ум. ок. 204 до н.э.), греческий философ, стоик. Важнейшей философской дисциплиной считал этику. Логика Х. примыкает к аристотелевской и дополняет ее попытками счисления предикатов. Его учение способствовало зарождению этимологии. Х. писал, что поскольку слова истинны, то задача состоит в том, чтобы найти их истинность.

ШЛЕЙХЕР АВГУСТ (1821-1868) – ученый, с чьим именем связаны: 1) оформление индоевропеистики в отдельную науку; 2) применение естественно-научного метода в исследованиях языка; 3) основание натуралистического направления в языкознании (лингвистического натурализма). Основные работы Августа Шлейхера, «Морфология церковнославянского языка» (1852), «Руководство по изучению литовского языка» (1855-1857), «О морфологии языка» (1859), «Компедий сравнительной грамматики индоевропейских языков» (1861-1862), «Теория Дарвина в применении к науке о языке» (1863, рус. пер. 1864), «Хрестоматия индоевропейских языков» (1868). Шлейхер считал, что изучение языковой формы, а также типологическая и генеалогическая систематика языков составляют основное содержание лингвистики («глоттики»), которая изучает происхождение и дальнейшее развитие этих форм языка. Учение о языковых типах называется у Шлейхера морфологией (термин заимствован из естествознания, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений). Морфология языков, по Шлейхеру, изучает морфологические типы языков, их происхождение и взаимные отношения. Морфологический тип (класс) языка зависит от строения слова, которое выражает: 1) значение («корень»); 2) отношение («суффикс»). Существуют три типа комбинаций значения и отношения: 1) изолирующие языки имеют только значения (корни): А – чистый корень; А + А' – корневое слово + служебное слово (это архаические виды языков, к которым относятся китайский, (древнепоэтические), намаква, бирманский); 2) агглютинирующие языки выражают значение и отношение (корни и приставки): Аа – корень + суффикс; – корень + инфикс; аА – корень + префикс (это языки, относящиеся к переходным видам и имеющие синтетический строй: тюрко-татарские, монгольский, венгерский, тушский); Аа (аА) + А' – язык аналитического строя (например, тибетский); 3) флектирующие языки, образующие в слове единицу, выражающую значение и отношение: Аа – чистая внутренняя флексия; аАа (Ааа) – внутренняя и внешняя флексия (языки синтетического строя, наиболее развитые: семитские, индоевропейские (древние); аАа + А' (языки аналитического строя, в которых наблюдается выветривание и стирание форм в период упадка: индоевропейские новые). Полисинтетические языки, выделенные Гумбольдтом, Шлейхер считал вариантом агглютинирующей формы языка. Морфологические типы языков, по Шлейхеру, – это проявление трех ступеней (стадий) развития: 1) изолирующие языки – односложный класс, представляющий древнейшую форму, начало развития; 2) агглютинирующий тип – средняя ступень развития; 3) флектирующие языки – последняя стадия развития, заключающая в сжатом виде элементы двух предшествующих ступеней развития. Шлейхер создает теорию родословного древа индоевропейских языков. По его мысли, индоевропейский праязык (Ursprache) в доисторический период распался на две группы праязыков (Grundsprachen, промежуточных языков, языков-основ): 1) северноевропейскую (славяно-германскую); 2) южноевропейскую (арно-греко-итало-кельтскую). В исторический период наиболее близким к индоевропейскому оказался древнеиндийский язык, наиболее удаленными – германский и балтославянские праязыки. Теория родословного дерева индоевропейских языков сохранилась в основном до наших дней. По мысли Шлейхера, индоевропейский язык – это единая система форм. Он даже в шутку сочинил на индоевропейском языке басню. Однако праязык для него – это не историческая реальность, а представление о звуковой системе и системе форм слова, т.е. это модель, которая необходима для динамического рассмотрения разнообразного материала индоевропейских языков. Логика рассуждения сводится к следующему: поскольку современные индоевропейские языки возникли путем разветвления и умножения, а древнейший звуковой состав был простым и структура корня и слова в целом была однотипной, постольку возможна реконструкция на основе наблюдений над всеми древнейшими индоевропейскими языками. Задача компаративистики – восстанавливать праформы на основе сохранившихся остатков индоевропейского праязыка в древних индоевропейских языках. Предполагаемую форму Шлейхер обозначал звездочкой. Например, слово со значением «отец» засвидетельствовано в таких формах: санскр. pita, греч. πατήρ, лат. pater, готск. fadar, др.-исл. fadir. Если исходить из состояния естественных языков, то общей формой могла бы быть форма *patē или *pater. Но для Шлейхера – это эмпиризм. Он же стремится восстановить идеальную праформу. Поскольку в индоевропейском языке предполагалось три гласных (а, i, u), а именительный падеж имени имел показатель -s, постольку идеальная праформа должна быть представлена как *patars, хотя это противоречит реальным фактам индоевропейских языков. Основное значение работ Шлейхера заключается не в конкретных реконструкциях, а в создании методики реконструкций, ориентированной на восстановление идеальной праформы. Дельбрюк писал: «Построенный тип праязыка есть не что иное, как формула, служащая для выражения изменяющихся мнений ученых о размерах и свойствах языкового материала, которые вынесли для себя отдельные языки из своего общего праязыка». В основе концепции Шлейхера лежит естественнонаучный принцип, в связи с чем ученый рассматривает язык как естественный природный организм (Naturorganismus), который живет так же, как организм природы. Следует отметить, что термин «организм» в XIX в. употреблялся достаточно широко – как обозначение целостного объекта исследования. Органическая природа языка ис

Категория: Разработки | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: 4 курс, филологический факультет, история языкознания
Просмотров: 1000 | Загрузок: 172 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 2
Справочный материал дан в сжатой форме.

Материал предназначен также для просмотра по мобильному телефону.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0