Четверг, 25.04.2024, 17:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные издания » Разработки

Т.В.ЖЕРЕБИЛО РИТОРИКА:СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, Г-О
[ Скачать с сервера (26.5 Kb) ] 16.04.2011, 23:07
Т.В.ЖЕРЕБИЛО

РИТОРИКА:СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, Г-О

ГАРМОНИЧНОСТЬ СЛОГА в риторике: соответствие планов выражения и содержа-
ния высказывания ритмической мере, которая соотносит объемы целого и частей фразы или
произведения.
ГОМЕРИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в риторике: изложение в ясной и краткой форме наиболее сильных доводов, расположение их в начале или конце обоснования, причем наиболее сильный довод – в конце, наиболее слабые нужно расположить в середине текста, соединяя вместе и амплифицируя.
ГОМЕРИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК в риторике: такой порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале, основной довод – в конце подтверждения, а более слабые – в середине, при этом слабые соединяются так, что образуют единый комплекс, затрудняющий анализ и возможную критику аргументации.
ГРАДАЦИЯ [лат.: gradatio постепенное возвышение, усиление]. Ряды однородных членов предложения или ряды любых однородных конструкций, позволяющих постепенно усиливать или ослаблять идею текста, настроение и т.д. Используются в художественной речи. Усиливают выразительность речи как одно из ее коммуникативных качеств. Г. в риторике: фигура выделения, основанная на расположении слов, оборотов, предложений по нарастанию какого-либо смыслового признака.
ДЕЙКСИС др.-греч. δηιζις указание. Отношения между участниками общения; в языкознании: функция указания, соотнесения с лицами, предметами или событиями, находящимися в определенном отношении к говорящему лицу или моменту речи; дейктические местоимения – указательные местоимения: он, она, оно; в риторике: местоимения я, вы, мы, он, они и связанные с ними слова обозначают отношения между ритором, аудиторией и неаудиторией.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ в риторике: тип аргументации, которая применяется при обсуждении общественных, технических, философских вопросов; Д.а. предполагает равенство участников дискуссии.
ДИАЛОГ. 1) Форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая связь посредством обмена словами, фразами по к.-л. теме; 2) переговоры, свободный обмен мнениями; 3) литературное произведение или его часть, написанное в виде беседы; используется в научном, публицистическом, художественном стилях; представляет одну из форм разговорного стиля. В художественной литературе и публицистике он направлен на передачу интонаций живой речи в целях выразительности и экспрессивности: – Что случилось? Очень о вас беспокоились! Я кричу: Пожарную машину! Быстрее! Да все ли вы тут? – Все тут, невредимы! (И. Кожедуб). В разговорной речи диалог – одна из форм существования речи вообще. Реплики разговорной речи зачастую эллиптичны. В риторике: речь различных лиц, образующая единое высказывание; выделяются следующие виды диалога: а) общий, или обиходный, участники которого обмениваются информацией, не подлежащей разглашению; обиходный диалог не является публичной речью; б) информационный Д.., при котором знание информации и замысел участников не совпадают, (напр. информационный Д. между следователем и подследственным); публичность и д. ограничена предметом, обстоятельствами речи, специальными правилами; в) диалектический Д., цель которого – поиск истины; г) обучающий Д., ведущий участник которого обладает знанием и замыслом передать это знание, а другие участники не обладают знанием, но стремятся к нему; публичность о.д. ограничена предметом и дидактическим замыслом; д) соревновательный Д., ведущий участник которого пытается выяснить уровень знаний и качества других участников, которые высказываются о предмете, с целью сделать это как можно лучше; е) совещательный Д., участники которого высказывают и обсуждают предложения о совместном решении; публичность совещательного диалога определяется предметом речи; ж) командный Д., один из участников которого отдает распоряжения о совместных действиях, а другие докладывают о результатах исполнения; з) литературный Д., разновидность высказывания, представляющая собой изображение других видов диалога. 4) Вид упражнения, выполняемого на уроках русского языка с целью развития навыков диалогической речи

ДИДАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ в риторике: тип аргументации, которая применяется в учебном изложении, предполагает неравноправие участников обсуждения – преподавателей и обучаемых; Д.а. основана на выборе и систематизации учебного материала, на утверждении компетенции преподавателя.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в риторике: вид словесности, предназначенный для обучения искусствам и наукам, правилам поведения и нравственности, обобщающий опыт и являющийся источником информации об основных ценностях и знаниях общества, отличающийся ясностью и простотой стиля.
ДОКУМЕНТ в риторике: вид словесности, лежащий в основе всякой публичной аргументации, содержащий наиболее объективные и правдивые данные о фактах.
ДУХОВНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ в риторике: вид словесности, включающий тексты Св. Писания и другие канонические произведения, богословские и проповеднические сочинения.

ЖИВОСТЬ СЛОГА в риторике: соответствие речи движению мысли, достигаемое быстрой сменой образов.
ЗАВЕРШЕНИЕ РЕЧИ в риторике: заключительная часть речи, в которой концентрируется пафос, содержание положения оформляется в виде побудительного высказывания, которое организует речевую эмоцию; З.р. включает два элемента: рекапитуляцию и побуждение.
ИЗЛОЖЕНИЕ в риторике: описание и повествование, объяснения, обобщения, связки и различного рода выводы, которые в совокупности и образуют изложение; общие правила И.: И. должно быть: 1) правдоподобным, а также совместимым с опытом аудитории; 2) приемлемым, не оскорбляющим нравственное чувство читателя или слушателя; 3) ясным, недвусмысленным; 4) последовательным; 5) воспроизводимым, запоминающимся; 6) интересным, восходящим от менее интересных фактов к более интересным; 7) завершенным, включающим итог сказанному, вывод, обобщение или характеристику.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ в риторике: разновидность описания, предметом которого является событие, действие, явление; цель И.о. – в явлении представить смысл и тем самым индивидуализировать и оценить предмет.
ИЗОБРЕТЕНИЕ в риторике: создание высказывания на уровне замысла; создание замысла целесообразного высказывания, предназначенного конкретной аудитории в конкретных обстоятельствах.
ИМЯ3 в риторике: один из топов определения, выражающий сущность именуемого предмета, соотносящийся с предметом условно; имя содержит понимание и оценку предмета мысли, являясь «орудием разбора и поучения».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ2 в риторике: использование вводного оборота или придаточного предложения с ИСКУССТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ в риторике: вид описания, построенного исходя из содержания предмета; состав и порядок частей И.о. отражают элементы структуры, отличительные признаки, назначение, свойства, видо-родовые отношения предмета; И.о. – часть эпидейктической аргументации.
модально-оценочным значением для объяснения или оценки содержания фразы

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в риторике: вид словесности, содержащий как повествование, так и оценки фактов, содержащий в себе возможность решения спорных государственных и территориальных вопросов, представляющий собой образцы публичной речи, исторические предания: летописи, легенды, хроники.
КРИТИКА [др.-греч. кριτική искусство разбирать, судить]. 1) Оценка, разбор, анализ; в литературоведении: анализ художественного произведения; 2) исследование, научная проверка подлинности ч.-л. 3) в линг.: критика языка. 4) в риторике: один из типов опровержения, нацеленный на показ несостоятельности или неприемлемости предложений оппонента; цель К. – побудить аудиторию принять иное решение.
ЛЕГКОСТЬ СЛОГА в риторике: простейший способ выражения

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ в риторике: обиходно-разговорный, документально-деловой, художественный, научный, публицистический, церковно-религиозный функциональные стили; в них, в свою очередь, выделяются жанровые стили, или стили видов словесности: стиль гомилетики, академической ораторской прозы, исторической прозы, лирической поэзии.
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК АРГУМЕНТАЦИИ в риторике: такой вид аргументации, при котором обоснование или все высказывание строится в виде цепочки умозаключений, приводящих к единому выводу.
. ЛОГОС [др.-греч. λογος слово; понятие; мысль, разум]. В Древней Греции слово логос было многозначным и обозначало: 1) человеческое слово вообще; 2) беседа, суждение, пословица, приказ, решение; 3) фантастическая сказка или реалистическое повествование; 4) в драме: диалог действующих лиц; 5) в философии: всеобщий закон, основа мира, мировой разум, которому подчиняются природа и человек, слово Бога; 6) в математике: вычисление, обозначение соотношения, выражающего деление без остатка; 7) в грамматике: изречение. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (М.; Мн., 2002) логос трактуется следующим образом: «1) в др.-греч. материалистической философии (напр. Гераклита) всеобщая закономерность, универсальная осмысленность бытия, отождествленные с первостихией огня; 2) в идеалистической философии (начиная с Платона): духовное первоначало, божественный разум; 3) в стоицизме: эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций, от которых в инертной материи зарождаются вещи; 4) в христианстве – второе лицо Троицы» [С. 481].
ЛОГОС в риторике: интеллектуальный аспект образа ритора.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ2 в риторике: публичная речь, произведения которой создаются коллективно, распространяются в рассредоточенной и неспециализированной аудитории с использованием технических средств; текст массовой коммуникации (телепрограмма, выпуск газеты) состоит из отдельных высказываний, отчего возникает впечатление объективности информации, что не соответствует действительности; стратегия и тактика информирования определяются источником его финансирования; М.к. не является фактом культуры, потому что произведения ее не хранятся или хранятся в отдельных материалах; «поскольку массовая коммуникация охватывает содержательно все сферы культуры и как бы паразитирует на них (в пределах массовой коммуникации по условиям построения текста не могут образовываться новые смыслы, отчего деятельность журналиста не является культурным творчеством), она систематически разрушает, вульгаризирует и отравляет культуру, замещая ее суррогатами массового сознания», в связи с чем творческий и нравственный потенциал общества понижается.
МАССОВАЯ КОМУНИКАЦИЯ3. Особый тип общения, тип дискурса; под дискурсом понимается коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и (или) других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения
МОНОЛОГ [моно- + др.-греч. λογος слово] в риторике: речь одного лица, образующая единое высказывание; выделяются следующие виды монологической речи: а) описание – изображение состояния предмета посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; б) повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения; в) рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.
МОНОЦЕНТРИЧНОСТЬ РЕЧИ в риторике: наличие во фразе одного центра.
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ в риторике основаны на уместности публичной речи, они касаются права на публичную речь, ответственности за достоверность высказывания, соблюдения правил этикета и учтивости.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА в риторике: вид словесности, в котором представлена НАУЧНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ в риторике: тип аргументации, предполагающий равноправие участников дискуссии при условии их достаточной специальной подготовки.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА. Разновидность концептуальной картины мираобъективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме, предполагающей специальную терминологию и символику; Н.л. предназначена для всякого, кто изучил данную науку.
НАЧАЛО РЕЧИ в риторике: одна из основных частей высказывания ритора, включающая вступление, пропозицию и разделение
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ в риторике: один из топов соположения, основанный на противопоставлении высказываний или действий; несовместимость содержания приводит к необходимости выбора или к отвержению обоих термов.
НИСХОДЯЩИЙ ПОРЯДОК АРГУМЕНТАЦИИ в риторике: порядок аргументации, при котором наиболее сильный довод оказывается в начале речи; обычно не рекомендуется применять в устной речи.
НОРМА ЯЗЫКОВАЯ. 1) Общепринятое, закрепившееся в языке употребление. 2) Употребление, рекомендованное грамматикой, словарем, справочником, подкрепленное авторитетом известного писателя, поэта и т.д. 3) Общепринятое и узаконенное употребление. 4) Употребление языковых единиц, обусловленное языковой системой какого-либо языка в отличие от систем других языков. 5) Употребление языковых средств, определяемое структурой языка. 6) Совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой.(Э. Косериу). 7) Исторически принятый в данном языковом коллективе (предпочтенный) выбор одного из функциональных парадигматических и синтагматических вариантов языкового знака. 8) В риторике: принцип или правило, регулирующее деятельность ритора; нормы подразделяются на этические и
технические.
НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ в риторике связаны с ответственностью ритора за выбор предмета речи и за последствия решений, которые могут быть приняты
ОБОСНОВАНИЕ в риторике: композиционная часть высказывания, которая содержит техническую (логическую или квазилогическую) аргументацию в пользу главного положения.
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ИЗЛОЖЕНИЯ ОТВЕРГАЕМОЙ ПОЗИЦИИ в риторике: наиболее слабые доводы оппонента или факты, имеющие отрицательное значение, располагаются в начале и конце изложения, наиболее сильные, выигрышные доводы и факты располагаются в середине и объединяются, где теряют свою значимость.
ОБЩИЕ КАЧЕСТВА СТИЛЯ в риторике: правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность слога.
ОБЩИЙ ТОП в риторике: идея, правило или отношение, которые, принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении: например, целое больше части.
ОБЪЕМНОСТЬ РЕЧИ в риторике: представление предмета во многих планах или перспективах; О.р. – наиболее эффективное средство построения образа.
ОБЫЧНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ в риторике: род вступления, которое характеризуется следующими качествами: 1) в нем проявляются такие черты ритора, как: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность; 2) ритор стремится дать представление об уровне значимости предмета для общества; 3) как правило, в неявном виде указывается тип ценностей иерархии, которой следует ритор.
ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ в риторике: 1) стиль аргументции – система приемов выражения, складывающаяся в процессе обсуждения ограниченного круга проблем (стиль публичной речи, стиль полемики, стиль массовой информации); 2) стиль отдельного произведения.
ОКРУЖЕНИЕ в риторике: сочетание анафоры и эпифоры, наличие в начале или конце
одного и того же слова или оборота; О. выделяет ключевое слово, конструкцию и делает ее
завершенной.
ОПИСАНИЕ ИДЕИ (ИДЕОГРАФИЯ) в риторике: вид описания, основанный на раскрытии содержания взглядов, научной теории.
ОПИСАНИЕ2 в риторике: словесное изображение предмета мысли; описания подразделяются на описания вещей, ситуаций, последовательности действий, людей, характеристики (этопея, прозопография), идей или конструкций мысли – теорий, гипотез, предложений; по словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные; естественные дают образ предмета в ходе его созерцания; искусственные описания дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е. идею предмета; они бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции. Построение описания определяется выбором перспективы и плана, который зависит от соотношения предмета и наблюдения
ОПРОВЕРЖЕНИЕ в риторике: часть речи, содержащая аргументацию, цель которой состоит в обосновании тезиса путем критики и отвержения несовместимых с ним высказываний или позиций; виды О. – критика и разоблачение.
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА в риторике: вид словесности, объединяющий судебную, политическую, гомилетическую, дидактическую, показательную, пропагандистскую, академическую прозу, представляющий собой обработанные записи ораторских речей; на образцах О.п. вырабатывается искусство аргументации.
ОРАТОР [лат. orator  orare говорить]. 1) Лицо, произносящее речь; 2) красноречивый человек, умеющий говорить публично, владеющий искусством устного слова.
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА в риторике: вид словесности, объединяющий судебную, политическую, гомилетическую, дидактическую, показательную, пропагандистскую, академическую прозу, представляющий собой обработанные записи ораторских речей; на образцах О.п. вырабатывается искусство аргументации.
ОТВЕТСТВОВАНИЕ в риторике: постановка вопроса от лица аудитории и ответ на него от лица ритора с целью упреждения нежелательных вопросов

Категория: Разработки | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: Справочные материалы, разработки, риторика, третий курс
Просмотров: 845 | Загрузок: 111 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
Материалы подготовлены с таким условием, чтобы студенты могли использовать мобильный Интернет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0