Четверг, 25.04.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные издания » Разработки

Т.В.ЖЕРЕБИЛО РИТОРИКА:СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, П-Р
[ Скачать с сервера (30.8 Kb) ] 16.04.2011, 23:20
Т.В.ЖЕРЕБИЛО

РИТОРИКА:СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА, П-Р

ПАМЯТЬ в риторике: часть риторического построения, свойственная ораторской прозе.
ПАФОС [др.-греч. παθος страсть, возбуждение, воодушевление] в риторике: эмоционально-волевой аспект образа ритора, связанный с замыслом высказывания; ритор ставит проблему, предлагает ее решение и стремится к обоснованию и реализации этого решения.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ в риторике: зеркально-симметрический повтор в параллельных конструкциях определяющего и определяемого слов, приводящий к обращению: жить, чтобы есть, есть, чтобы жить.
ПЕЧАТНАЯ РЕЧЬ в риторике: П.р. позволяет строить объемные высказывания любой сложности, оставаясь главным двигателем культуры и основой профессионального умственного труда; П.р. допускает широкое обсуждение высказываний, их изучение, анализ и частичное воспроизведение; она создает мировоззрение, группирует и оценивает факты и тем самым делает аргументацию основательной и надежной; П.р. предполагает тиражирование исследования и разделение ответственности между автором, издателем и книгопродавцом.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ3 в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в узкой и влиятельной аудитории.
ПОВЕСТВОВАНИЕ2 в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории; П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог; в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.
ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ РЕЧИ в риторике: наличие во фразе нескольких смысло-
вых центров.
ПОРТРЕТ в риторике. Разновидность естественного описания: чувственный (зрительный) образ воспроизводит впечатление, соотносит предмет с его видом, но сам предмет описания индивидуализируется использованием символов, которые связывают чувственный образ с волей, разумом, этосом.
ПРАВИЛА СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ (в риторике). Общие для всех типов аргументации: правило справедливости, правило обратимости и правило транзитивности.
ПРАВИЛО ОБРАТИМОСТИ в риторике: одно из правил сопоставительной оценки, которое при расширительном его толковании создает ряд сложных аргументативных ситуаций, в которых требуется количественная или качественная сравнительная оценка действия и ответа на него, особую сложность создают превентивные действия и противодействия одного и другого субъекта.
ПРАВИЛО СПРАВЕДЛИВОСТИ в риторике: одно из правил сопоставительной оценки, состоящее в одинаковой оценке категорий, признанных равнозначными.
ПРАВИЛО ТРАНЗИТИВНОСТИ в риторике: одно из правил сопоставительной
оценки, при которой равнозначность действия и противодействия одного лица переносится
на третье лицо.
ПРАВИЛЬНОСТЬ (ЧИСТОТА) СЛОГА в риторике: следование фонетическим, орфографическим, грамматическим и лексическим нормам русского языка, которые, иногда противореча друг другу, образуют вариант грамматики и лексической системы литературного языка,
называемый идиолектом или языком писателя; чистота слога лежит в основании хорошего ав-
торского стиля.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ (АРГУМЕНТ К ПОЛЬЗЕ) в риторике: один из совещательных аргументов, нацеленный на выбор средств, так как цель должна быть явной и значимой; схема построения аргумента предполагает совместимость цели и средств, достижение цели при наличии большого количества положительных следствий.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ПРОПОЗИЦИЯ, ТЕЗА) в риторике: главная мысль высказывания, от которой зависят и с которой согласуются все остальные его части.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ в риторике: намеренное выдвижение ритором контраргумента и ответ на него с целью нахождения возражений, на которые ритор в состоянии ответить.
ПРЕРЫВНОСТЬ СЛОГА в риторике: включение в речь нескольких смысловых планов, что разрежает смысл и позволяет подавать информацию небольшими порциями; П.с. – свойство прозаической речи в противоположность периодической.
ПРИВХОДЯЩЕЕ в риторике: один из топов определения, при котором качественная или количественная определенность предмета речи может быть представлена в виде обязательных или постоянных, факультативных или переменных свойств; с помощью П. разводятся существенные и несущественные признаки предметов.
ПРИВХОДЯЩЕЕ в риторике: один из топов определения, при котором качественная или количественная определенность предмета речи может быть представлена в виде обязательных или постоянных, факультативных или переменных свойств; с помощью П. разводятся существенные и несущественные признаки предметов.
ПРИОРИТЕТ в риторике: категория, которой придается бо́льшая ценность

ПРОИЗВОДНОСТЬ в риторике: один из топов определения, связывающий термы при помощи иерархичности, зависимости и необратимости отношения, в результате чего П. отождествляет или противопоставляет термы: «Не бывает на сосне яблок».
ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ в риторике: один из топов соположения, при котором термы могут быть противопоставлены по признаку, качеству, количеству, имени, отношению; топ П. широко используется в аргументации; на его основе обычно строятся разделительные аргументы; основные типы противопоставлений: эквиполентные; градуальные; привативные; с логической точки зрения по принципу противопоставляемости выделяются: а) контрарные суждения, которые вместе не могут быть истинными, но могут быть логичными («Все люди разумны» – «Ни один человек не разумен»); б) контрадикторные суждения, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными («Все люди разумны» – «Некоторые люди не разумны»); в) субконтрарные суждения, которые вместе не могут быть ложными, но могут быть истинными («Некоторые люди разумны» – «Некоторые люди не разумны»); г) единичные суждения, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными

ПУБЛИЦИСТИКА в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации
РАВНОМЕРНОСТЬ СЛОГА в риторике: применение в речи синтаксических конструкций, примерно равных по объему и степени сложности.
РАЗВЕРНУТЫЙ ВЫВОД в риторике: разновидность вывода, содержащего основную аргументацию будущего выступления и побуждение к дальнейшему обсуждению проблемы.
РАЗДЕЛЕНИЕ в риторике: 1) фигура выделения, основанная на развертывании родового понятия в ряд видовых; 2) состав предмета и последовательность изложения, позволяющие охватить содержание высказывания или его части; существуют два вида разделения: а) разделение понятия и б) разделение предмета речи.
РАЗДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ в риторике: логическая операция, в основе которой лежат объем понятия и его содержание; Р.п. основывается на избираемом признаке, в связи с чем, классификация имеет относительный характер; Р.п. должно быть: 1) исчерпывающим, т.е. содержать необходимый состав частей; 2) минимальным, т.е. не содержать лишних членов; 3) различенным, т.е. не содержать повторов равнозначных элементов; 4) непрерывным, т.е. не содержать пропусков в отношениях «род/вид» и «часть/целое»; 5) последовательным – порядок перечисления должен соответствовать порядку изложения; 6) умеренным, т.е. содержать не более пяти-семи элементов, такое их число, которое может быть охвачено сразу и
удерживаться в памяти

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА в риторике: вид не перечисления, исходящий из целесообразности и порядка изложения, основанный на конкретном содержании высказывания; Р.п. отражает в формулировках основное содержание делимого материала; элементы деления желательно повторять в ходе изложения.
РАЗЛИЧЕНИЕ в риторике: фигура выделения, состоящая в последовательном противопоставлении слов, которые, получая синонимические и антонимические значения, образуют смысловые
РАЗОБЛАЧЕНИЕ в риторике: один из топов опровержения, показывающий несостоятельность оппонента и побуждающий аудиторию к разрыву с ним; риторика не рекомендует прибегать к разоблачениям, поскольку разоблачение приводит к разрушению общественных связей.
РАСПОЛОЖЕНИЕ в риторике: создание высказывания на уровне композиции.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС в риторике: столкновение пропозиции с предметом речи, реальностью, которая предстает как принудительная сила обстоятельств; позиция ритора при Р.п. приводится в соответствие с требованиями реальности.
РЕГИСТРЫ СЛОГА в риторике: высокий, простой и умеренный.
РЕДУКЦИЯ [< лат. reducere приводить обратно, возвращать; отодвигать назад; приводить в известное состояние]. Менее отчетливое произношение, которое может приводить к снятию противопоставлений между фонемами в определенном положении. Так, в современном русском языке наблюдается редукция безударных гласных; головá [гълαвá], городá [гърαда́́]. Редукция бывает: 1) количественной (безударные гласные теряют в долготе и силе, сохраняя свой тембр: в украинском языке звуки [а], [о], [е] в безударной позиции сохраняют свои качественные характеристики – [зоУзýл'а]); 2) качественной (изменяется долгота, сила, тембр гласного звука: например, гласные [о], [а], [ú] в русском языке – королú [кърαли]; 3)в риторике: сведение значения одних слов к значениям других.
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ лат. повторение 1) (устар.) сжатое повторение ранее сказанного; 2) в риторике: формулирование ритором в завершении речи целого, с точки зрения приросшего смысла; Р. применяется в такой ситуации, когда высказывание содержательно сложно и пространно и аудитория не в состоянии охватить замысел; простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор тезы или предложения
РЕПРИЗА в риторике: простейший вид повтора, подхват слова в сочинительной конструкции, которая развертывается как поясняющий оборот.

РИТОР [др.-греч. ρητωρ]. 1) Оратор в Др. Греции, Риме, с III в. до н.э. преподаватель риторики или ученик риторической школы; преподаватель риторики в западноевропейских странах, а также в Российской империи; 2) опытный, умелый оратор, умеющий красиво произносить содержательные речи; 3) в связи с развитием в слове энантиосемии появилось прямо противоположное значение слова «ритор», отражающее негативное отношение к деятельности ритора: Р. – оратор, умеющий красиво говорить, преподнося слушателям бессодержательные речи, умелый болтун, усыпляющий бдительность своих слушателей; 4) человек, создающий влиятельные публичные высказывания.
РИТОРИКА [др.-греч. ρητώρίκη]. 1) Теория и искусство красноречия; 2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи; 3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. – красивая, напыщенная, малосодержательная речь; 4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. – прозаическая речь или публичная аргументация. «Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики»; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ; 5) Р. – учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила.
РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ. В античности живое слово было важнейшим и самым действенным способом достижения авторитета в общественно-политической жизни. Политик выступал в собрании совета и на народных собраниях, полководец – перед войском, частное лицо – перед судом, на празднествах, дружеских встречах и т.п. Поэтому поиски условий действенности речи и стремление создать теории обучения красноречию и овладения им начались уже в ранних период. Предположительно первый (несохранившийся) учебник Р. в 5 в. до н.э. написали два сицилийских грека из Сиракуз: Корак и Тисий. Из Сицилии первые достижения художественного красноречия были перенесены в Афины Горгием из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н.э.). В истории он известен как один из представителей греческой софистики. В 427 Горгий прибыл в Афины в качестве посланника родного города и встретил здесь восторженный прием как оратор и учитель риторики. Он разработал приемы риторской художественной прозы, способы поэтической выразительности. Он сознательно применял стилистические средства («горгианские фигуры»): фразы, аналогичные по форме и содержанию, параллельные члены предложения (изоколия), антитезу, рифмы. Концовки предложений ритмически оформлены (клаузулы). Кроме Горгия, Р. в Афинах развивали и другие софисты: Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других софистов, использовавших риторику как средство достижения власти над людьми, Аристотель оценивал Р. как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. В трех книгах своего сочинения «Риторика» Аристотель излагает научные основы красноречия и выдвигает в качестве его задачи достижение правдоподобия. Практическое красноречие достигает своего высшего расцвета в Греции во второй половине 5-4 в. до н.э. в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов. После битвы при Херонее (338 до н.э.). Греция утратила политическую самостоятельность, и необходимость в практическом красноречии отпала. Стилистическая форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый тип красноречия – азианизм, столь же искусственный, как и его антипод аттицизм 1 в. до н.э. Связь Р. с практикой постепенно теряется, но риторическая теория непрерывно совершенствуется и ее система тщательно разрабатывается. Р. становится важнейшим предметом обучения и в связи с этим начинает оказывать определяющее влияние на всю литературу, разрабатывая приемы достижения изящества художественной формы. Во 2 в. н.э. греческое красноречие вновь переживает еще один расцвет (период т.н. второй софистики). Во 2 в. до н.э. римляне вместе с греческой системой образования переняли и Р., которая стала предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотически настроенных кругах возникает сопротивление греческому красноречию как иноземному искусству, внешне изящному, но лишенному конкретного содержания. Главой сопротивления был Катон Старший – крупнейший оратор раннереспубликанской эпохи. Он составил для своего сына руководство по Р. (несохранившееся), где изложил одно из основных правил: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur»). В 161 до н.э. из Рима были выселены все греческие учителя красноречия. Но во второй половине 2 в. до н.э. греческая Р. утвердилась в Риме окончательно. Римское красноречие достигло апогея в конце республиканской эпохи, когда начался период политических смут. Лучшим оратором стал гениальный Цицерон. Сохранилось более 50 его речей, а также сочинения по теории, в которых Цицерон синтезирует теоретические положения греческой Р. с практикой римского красноречия, тесно взаимосвязанной с общественно-политической жизнью древних римлян. Цицерон защищал идеал всесторонне образованного оратора-философа. Язык Цицерона – до сих пор классическая норма латинской прозы. После падения Республики с Р. происходит то же самое, что и в Греции. Она теряет связь с практикой общественно-политической жизни и переходит в школу. Школьное красноречие ограничивается учебными и торжественными речами (declamatio). Здесь ценится не конкретное содержание, а внешняя эффектность стилистической формы. Свидетельство тому – сохранившиеся образцы школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан). Так же, как и в Греции, Р. послужила базой для развития римской литературы. Борьба азианизма и аттицизма вылилась в спор между представителями «нового» и «старого», отстаивающего архаические принципы, направлений. Квинтилиан, первый в Риме учитель Р. на государственном содержании, дал в своем сочинении самое полное из всех известных античных руководств по подготовке оратора («Наставление оратору» в 12 книгах). В споре во второй половине 1 в. н.э. он занял «золотую середину» и выдвинул требование возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. вновь возрождается архаическое направление (наиболее крупный представитель – Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера). Цицеронианизм просуществовал недолго. Таким образом, античная Р. была основой античного образования, теоретической базой античной литературной эстетики и литературной теории, с течением времени Р. пропитала всю литературу. Воздействие Р. простирается от средневековых латинских школ и университетов до современного преподавания литературы, литературоведения, культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Система теории Р. сформировалась в 4 в. до н.э., но впоследствии и усложнялась, и дифференцировалась. Греческая риторическая терминология имеет эквиваленты в латинском языке, охватывающие всю систему понятий и категорий, необходимых для оратора: природные способности (natura), обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio), постоянное упражнение (exercitatio); практический опыт (usus). Было выработано три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum), предназначенное для торжеств (genus demonstrativum). Задачи оратора (officia oratoris): собрание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи соответствующей стилистической формы (elocutio) запоминание речи и выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь состояла из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Вначале зачастую помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, propositio), доказательство выступало то как доказательство собственных положений (confirmatio), то как опровержение утверждений противника (refutatio). Искусство оратора основывалось также на стилистически правильной форме, поэтому в Р. было разработано учение о стиле. Было выработано три стиля: удобный для поучения сухой стиль (genus subtile), приспособленный для судебного красноречия; возвышенный стиль (genus grande, sublime), имеющий целью затронуть чувства слушателя и используемый в совещательном красноречии: средний стиль (genus medium), ориентированный на услаждение слушателя и употреблявшийся в торжественном красноречии. Во всех стилях соблюдались требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшение речи образуют здесь ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.
РИТОРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ. Создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории.
РИТОРИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ. Частный пафос, направление общего пафоса на положи-
тельную или отрицательную ценность; напр.: патриотизм, любовь, мужество, сострадание,
познание, вера.
РИТОРИЧЕСКАЯ ЭТИКА. Поведение ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи.
РИТОРИЧЕСКИЙ [< риторика]. Относящийся к риторике; Р. вопрос – это ораторский прием, ориентированный на экспрессивное утверждение или отрицание; напр., «Станет ли он заниматься этим?», – «Нет, не станет».
РИТОРИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ. Завершенная словесно оформленная мысль, оцениваемая аудиторией как истинная, правильная, уместная, приемлемая.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Экспрессивное утверждение или отрицание; используется в научно-популярном, публицистическом, художественном стилях.
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН включает следующие этапы: 1) инвенцию (изобретение того, что надо сказать); 2) диспозицию (расположение элементов); 3) элокуцию (отбор средств для того, чтобы лучше это сделать, как сказать); 4) меморию (запоминание); 5) акцию (представле-
ние сообщения).
РИТОРИЧЕСКИЙ ПАФОС образуется отношением ритора, предмета речи и пропозиций – решения, которое ритор предлагает аудитории; разновидности Р.п.: сентиментальный, героико-романтический и натуралистический (реалистический) пафос.
РИТОРИЧЕСКИЙ ЭТОС. Качества ритора, которые дают аудитории возможность доверять ему, и наоборот: свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ. Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (АПОСТРОФ). Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса.
РИТОРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ. Метод создания высказывания; включает три основные части: начало, середину и конец; в начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудитории; в середине речи он концентрирует логос; в конце речи применяется пафос, поскольку решение требует волевого усилия.

РОД ВСТУПЛЕНИЯ в риторике: существует три рода вступлений: 1) обычное; 2) с ораторской предосторожностью; 3) внезапное (ex abrupto) .
РОД и ВИД в риторике: категории, обозначающие классы и подклассы; соотношение рода и вида относится к топам определения; родо-видовые отношения позволяют не только отнести подчиненный терм к тому или иному разряду, но и частично идентифицировать или развести термы отношения.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС в риторике: столкновение предмета речи и пропозиции, при котором предмет речи – реальность предстает как поддающаяся изменению, а пропозиция соотносится с идеалом, который может быть реализован усилиями автора и аудитории.

Категория: Разработки | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: Справочные материалы, разработки, риторика, третий курс
Просмотров: 1033 | Загрузок: 117 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 3
2 bela  
Риторика охарактеризована достаточно полно.

Риторика - одно из ведущих направлений современной лингвистики.

Риторические термины трактуются с учётом новых оттенков, появившихся в результате их использования в современной лингвистике.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0