Понедельник, 05.12.2022, 10:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные издания » Разработки

Т.В. Жеребило.Типы уроков //Lingua-universum. - 2007. - №4. – С.26-28
[ Скачать с сервера (17.9 Kb) ] 05.05.2011, 15:52
РАЗРАБОТКИ

© 2007 г. Т.В. Жеребило

Типы уроков
Урок изучения нового материала

I. Научные основы урока:
1) предмет и задачи: первичное усвоение нового лингвистического материала по определенной теме;
2) методологические основы: ориентация на языковую материю;
3) лингвистические основы: изучение методически интерпретированной системы языка;
4) психологические основы: применение при изучении языка схем, образцов, моделей действия, ориентированных на формирование умственных действий;
5) дидактические принципы построения урока изучения нового материала:
а) принцип развивающего обучения;
б) принцип сознательности;
в) принцип активности;
г) принцип доступности и последовательности;
д) принцип научности и систематичности;
е) принцип наглядности.
II. Цели, задачи и содержание:
1) образовательная цель;
2) задача усвоения логики изучаемого материала;
3) содержание урока, ориентированное на формулировку собственных выводов в результате анализа языкового материала, на усвоение правила, значения терминов.
III. Методы, приемы и средства обучения:
1) методы:
а) сознательно-практический;
б) учет особенностей родного языка;
в) моделирование;
2) специфические для методики русского языка приемы, обусловленные способами выполнения операций, входящих в умственные действия;
3) средства обучения:
а) таблицы;
б) записи для демонстрации через кодоскоп и др.
IV. Основные компоненты урока изучения нового материала:
1) сообщение темы, постановка цели предстоящего занятия;
2) целенаправленное повторение ранее пройденного материала;
3) психологическая подготовка учащихся (проблемные ситуации, постановка исследовательских задач);
4) изучение нового материала с помощью различных методов (наблюдения над языком, работа по определению понятий и формулировка правил);
5) первичное закрепление материала;
а) устная беседа учителя с учащимися по содержанию рассмотренных правил;
б) предупредительные диктанты устного и слухового типа;
в) выполнение упражнений по учебнику (осложненное списывание);
г) объяснительные диктанты;
д) подбор учащимися примеров;
6) подведение итогов урока;
7) задание на дом.

Схема-характеристика урока закрепления новых знаний
I. Научные основы урока закрепления новых знаний:
1) предмет и задачи: закрепление материала; выработка речевых навыков на основе новых языковых знаний;
2) методологические основы: ориентация на взаимосвязь мышления, языка, речи;
3) лингвистические основы: изучение функционирования языковых единиц на основе знания их системных связей;
4) психологические основы: применение теории речевой деятельности;
5) дидактические принципы: а) принцип единства обучения и воспитания; б) принцип связи теории с практикой; в) принцип сознательности; г) принцип активности; д) принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
II. Цели, задачи и содержание урока закрепления новых знаний:
1) цели: а) коммуникативные; б) воспитательные;
2) задачи: а) закрепить содержание правила, значение новых лингвистических терминов, навыки работы с новым материалом; б) совершенствовать речевые навыки на основе полученных знаний;
3) содержание: изучение связей между языковыми и речевыми явлениями.
III. Методы, приемы и средства обучения на уроках закрепления нового материала:
1) методы: а) коммуникативный; б) сознательно-практический;
2) приемы: специфические способы работы с языком, обусловленные теорией речевой деятельности;
3) средства: а) карточки для индивидуальной работы; б) записи для просмотра через кодоскоп; в) речевые упражнения в грамзаписи и др.
IV. Основные компоненты урока закрепления знаний, умений и навыков:
1) воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений, лежащих в основе практических навыков на более высоких уровнях обобщения;
2) сопутствующее повторение материала, логически связанного с новыми знаниями и не связанного с ними;
3) постепенный переход от более простых работ полусамостоятельного характера к работам повышенной сложности, выполняемым в условиях полной самостоятельности;
4) выполнение дифференцированных упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся;
5) задание на дом с учетом дифференцированного подхода.

Схема-характеристика повторительно-обобщающего урока
I. Научные основы методики проведения данного типа урока:
1) предмет и задачи: систематизация лингвистических знаний;
2) методологические основы: ориентация на язык как на целостную систему, как на средство выражения и существования мышления в таких разных его формах, как: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация;
3) лингвистические основы: а) представление о языке как о средстве общения, как об определенной системе разных языковых уровней; б) сопоставление систем русского и родного языка;
4) психологические основы: использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории речевой деятельности;
5) дидактические принципы: а) принцип развивающего обучения; б) принцип единства обучения и воспитания; в) принцип связи теории с практикой; г) принцип научности, систематичности, последовательности; д) принцип сознательности; е) принцип активности; ж) принцип наглядности; з) принцип процессуальности;
II. Цели, задачи и содержание урока обобщения знаний:
1) цели: а) познавательная; б) воспитательная;
2) задачи: обобщить лингвистические знания на уровне системы; сформировать навыки абстрагирования, обобщения и т.п.;
3) содержание: рассмотрение лингвистической системы как совокупности частных лингвистических явлений, изученных раньше.
III. Методы, приемы и средства обучения:
1) методы: а) сознательно-практический; б) учет особенностей родного языка;
2) общедидактические приемы: а) сравнение; сопоставление; б) анализ и синтез; в) обобщение и дифференциация; г) абстрагирование и конкретизация;
3) средства обучения: а) систематизирующие таблицы; б) опорные конспекты; в) перфокарты; г) сигнальные карточки; д) компьютерные технологии;
IV. Компоненты повторительно-обобщающего урока:
1) проверка дифференцированных домашних заданий;
2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений;
3) выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей;
4) контроль за усвоением знаний, формированием умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся; обучение самоконтролю на материале систематизирующих таблиц.

Особенности урока-семинара
Урок-семинар – это разновидность повторительно-обобщающего урока. Зачастую проводится в период подготовки к экзаменам.
Методика его проведения состоит в следующем. Учитель членит выбранную для обсуждения на семинаре общую тему на 4-5 частных подтем и составляет списки литературы к теме в целом.
Учащиеся делятся на подгруппы, состоящие из 3-4, 5-6 человек. Каждая подгруппа работает по своей подтеме, читая при этом также материал по теме в целом.
Учитель проводит индивидуальные и коллективные консультации, в ходе которых указывается на достоинства и недостатки докладов.
Участники семинара пишут свой доклад полностью, но на семинаре выступают, опираясь на план или тезисы доклада, т.е. их выступления, длящиеся примерно 5-7 минут, должны носить характер свободных высказываний.
После проведения семинара доклады учащихся в письменном виде сдаются учителю, который тщательно проверяет и оценивает их, выставляя две отметки: одну – за содержание материала, другую – за грамотность.

Основные компоненты урока-практикума
1) Повторение теоретических сведений.
2) Повторение порядка грамматического разбора по определенной теме.
3) Практические задания по одному из школьных словарей.
4) Предупредительный диктант с самоконтролем по словарю.
5) На дом. Задания индивидуализируются. Можно дать задание, связанное с анализом ошибок учащихся.

Комбинированный урок
Особенности комбинированного урока
Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на ранее усвоенные знания.
Основные компоненты комбинированного урока
1) Проверка домашнего задания (проводится сопутствующее повторение пройденного ранее материала, приведенного в определенную систему).
2) Изучение нового материала (решив поставленный учителем проблемный вопрос, учащиеся сами знакомятся с правилом).
3) Первичное закрепление материала.
4) Обобщение и систематизация знаний (учащиеся новые знания включают в систематизирующую таблицу).
5) Задание на дом.

Категория: Разработки | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: типы уроков, теория и методика обучения
Просмотров: 648 | Загрузок: 216 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 2
Уроки могут быть интегрированными.

Типы уроков представляют собой дифференцированную систему.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0