Русско-чеченские билексемы как средство обогащения речи учащихся
Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель – д. пед. наук, профессор Жеребило Татьяна Васильевна
Грозный – 2009
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Теоретические основы обучения употреблнию многозначных глаголов русского языка в 7-х классах чеченской школы 9 1.1. Лингвистическая природа многозначного слова. Многозначность и омонимия 9 1.2. Лингводидактические основы изучения многозначной глагольной лексики 18 1.3. Психолого-педагогические предпосылки усвоения русских многозначных глаголов учащимися-чеченцами. 26 1.4. Анализ дидактического материала учебника для 7 класса национальных школ. 32 1.5. Сопоставительный анализ глагольных билексем русского и чеченского языков. 33 1.6. Уровень владения учащимися многозначной глагольной лексикой (по материалам констатирующего эксперимента). 42 Выводы 50
Глава II. Система обогащения речи учащихся русско-чеченскими билексемами 52 2.1. Система упражнений по обогащению речи учащихся многозначной глагольной лексикой 52 2.2. Использование моделей СТ при изучении текстов (на материале учебника для 7 класса национальных общеобразовательных учреждений) 82 2.3. Результаты обучающего эксперимента. 95 Выводы 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список использованной литературы 112
Приложение 1. Список глаголов из лексического минимума 7 класса национальных школ РФ. 127 Приложение 2. Словарь глагольных билексем русского и чеченского языков 128 Приложение 3. Информационная модель СТ 174