Межфакультетские кафедры В процессе развития института сформировалось шесть межфакультетских кафедр. Это кафедры педагогики, психологии, философии, политологии и социологии, общей экономической теории; кафедра иностранных языков № 2, кафедра физического воспитания. Все они разные по своей направленности, но деятельность их направлена на общее дело – подготовку квалифицированных кадров для республики. Все начинается отсюда Перефразировав знаменитую фразу Джона Кеннеди «Не спрашивай, что может твоя страна сделать для тебя…», можно сказать: «Не думай о том, что должен сделать для тебя институт, спроси у себя, что сможешь ты сделать для него». Межфакультетские кафедры работают на всех факультетах Чеченского государственного педагогического института, обеспечивая преподавание дисциплин общекультурного, медико-биологического и психолого-педагогического блоков. Получение знаний студентами и формирование соответствующих умений по дисциплинам общекультурной подготовки реализуется в процессе изучения таких дисциплин, как - история мировых циви- лизаций, философия, концепция современного естествознания, культурология, этнология и др. Изучая предметы общекультурного блока, студенты получают представление о природе и структуре человеческого знания, соотношении знания и веры, об особенностях функционирования знания в современном обществе. Для формирования нового типа мировоззрения принципиальное значение имеет представление о научной, философской, религиозной, художественной картинах мира и месте человека в нем. Объективность представлений зависит при этом от того, насколько квалифицированно преподаются философия, этика и эстетика, история религии, мировая художественная культура. Изучая концепцию современного естествознания и экологию, студенты овладевают системой знаний, получают представление о биологическом многообразии и сохранении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды, экосистемах, принципах охраны 195 Ч Г П И - 2 5 л е т Тула, Рязань, Архангельск, Воронеж и др. В 1987-1990 гг. приходят на кафедру сначала старшими лаборантами, а затем ассистентами Шаптукаева Т.А., Мусаева Э.Ц., Тагирова Р.М., Умарова Л.М., впоследствии направленные в аспирантуру в гг. Москва и Санкт-Петербург и защитившие кандидатские диссертации. Именно в эти годы проходит по конкурсу на должность ассистента выпускница факультета русского языка и литературы в национальной школе ЧИГПИ Ахмедова Х.Б., которая в 1996 году после окончания целевой очной аспирантуры при МГПУ им. В.И. Ленина защитила кандидатскую диссертацию по психологии, а в 2004 г. - диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук. С 1987 года принимаются на кафедру в должности ассистента Гаджиев Р.М. и Белалов Р.М., ставшие через два года старшими преподавателями. Позже Белалов Р.М. защищает кандидатскую диссертацию. В 1990-91 годах после успешного окончания стажировки и аспирантуры при НИИ общей педагогики АПН СССР, Санкт-Петербургском госпединституте им. А.И. Герцена получают степени кандидатов наук и становятся доцентами Банкуров И.Н., Каминский Е.Д., Ужахов Р.М. К 1993 году кафедра, названная кафедрой педагогики и психологии, имела в своем штате одного доктора наук, профессора, 6 кандидатов наук, доцентов, 3-х старших преподавателей и 4-х ассистентов. Кафедра предполагала быть довольно сильной с учетом тех, кто должен был вернуться из аспирантуры. Однако в связи с чрезвычайным положением в республике в 1994-96 годах на кафедре остался лишь один кандидат наук, доцент. Остальные выехали за пределы республики. Цифры, приводившиеся в свое время Ломовым А.Н. в анкете “Кафедра”, говорят сами за себя. За 13 лет членами кафедры было защищено 8 кандидатских диссертаций и одна докторская. Но несмотря на объективные трудности, кафедра педагогики продолжала работать. В течение последних десяти лет она осуществляла подготовку специалистов по общей, социальной педагогике, истории педагогики, педагогической технологии. Это те учебные дисциплины, которые особенно рельефно укладываются в профессиональную подготовку учителя. К данной подготовке присовокупляется и руководство педагогической практикой студентов, тот основной вид работы, который представляется заключительным этапом в профессиональной подготовке учителей. Кафедра стремится сделать все возможное, чтобы современный учитель стал подлинным специалистом своего дела и отвечал, как говорил когда-то Ломов А.Н., «всем параметровым характеристикам инженера человеческих душ». 196 1