На данной странице приведён отрывок. Полный текст поэмы выложен на сервере. ХРОНОЛОГИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ (от Платона до Шлейермахера) 0.1 Впервые говорил о герменевтике Платон, Упоминания о ней даны в «Кратиле». И столько написал о ней нам он, Что на него ссылаются и ныне. Искусство говорить – глаша́тая искусство, Искусство прорицания – второе, А третье – то, что нам волнует чувства, – Поэзии творение святое. 0.2 Вслед за Платоном Аристотель О герменевтике писал, Как логик истинный, философ Трактат свой древний излагал. О толкованье утверждений Вопрос поставил Стагирит: Что ложь, что истина – сомненью Подверг суждения свои. 0.3 У стоиков значение иное Приобрела наука эта: Догадка, тайный смысл – что значит οπόνοία – Сей символ в логосе и в строчках у поэта. Миф поэтический или разумный логос – Подвергли аллегории они, Решая, зло или добро – всевышний голос, Этимологию туда же привлекли. Два вида логоса: тот, что внутри и внешний, Пытаются они соотнести, Эпической увлекшись речью, Спешат авторитет предания спасти. Для стоиков их боги – разум мировой, Антропоморфизмом их ученье дышит, И мы, предавшись аллегории такой, Через века их голоса услышим. 0.4 Филон Александрийский – экзегет Не меньше герменевтику любил, Аллегорезу разработав, герменевт Два вида смысла нам раскрыл. Буквальный смысл – он плотский и чужой, Истории он, кажется, сродни, А смысл аллегорический – духовный, Он свой, он сокровенный во все дни. Сей смысл духовный вечно пребывает В сознанье высшем, куда путь закрыт, И по-другому, может, не бывает: Он только посвященным и открыт. 0.5 Смысл слова герменевты постигали: В Александрии видели их много, «Один у слова смысл», – твердили все в Пергаме, Забыв, как многозначен Логос. Климент Александрийский ищет синтез, Античное с библейским обобщив, А Ориген, которому Климент учитель, Три смысла выделил, нам тайну сообщив: Телесный смысл – он только бытие, Душевный – выше – в этом нет сомненья, Но всех превыше смысл духовный – И он лишь знаменует исполненье. А в Средние века четыре смысла было: Буквальный, чтобы прошлое познать, Аллегорический – во что ты должен верить, Моральный – чтоб творя, не отступать, Аналогический – лишь к высшему стремленье. Антиохийцы диссонанс внесли, Отвергнув аллегорию такую, Смысл исторический лишь в тексты привнесли, Введя в Писание историю простую. Но ни один трактат антиохийцев До нас сегодня не дошел, И, может быть, в буквальном смысле Кому-то было хорошо. Но только мы стремимся с вами Заполнить матрицу идей, И на истории скрижалях Увидеть записи полней.
|