РЕЦИПИЕНТ. Участник, который становится обладателем пациенса в результате целенаправленной деятельности агенса: отдайте выигравшему миллион; он получил корреспонденцию. РЕЧЕВАЯ (ИЛИ ЯЗЫКОВАЯ) СРЕДА. Речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг. В школе на уроке в учебных целях может создаваться искусственная речевая среда, и чем более она приближена к естественным условиям, тем успешнее учитель сможет использовать развивающий потенциал речевой среды. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Языковая способность (компетенция), речевое поведение говорящего. Часть общественной деятельности человека. Активное использование языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Индивидуальность речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая сино- нимия, индивидуальное использование форм слова и самих лексем, синтаксических конст- рукций и т.п. РЕЧЕВАЯ ОБЩНОСТЬ. 1. Группа индивидов, сформировавшаяся на общности какого-либо социального или социально-демографического признака, обнаруживающая единый комплекс речевых закономерностей, использующая; 1) разговорную и письменную формы литературного языка; 2) стили литературных языков; 3) профессиональные языки; 4) корпоративные жаргоны; 5) диалекты. Один и тот же человек может входить в разные речевые общности, если он использует все формы, стили, диалекты языка и речи. 2. Группа людей, объединяющаяся временно на основе использования одной из форм речи для общения в зависимости от ситуации. РЕЧЕВАЯ СИСТЕМНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ. Взаимосвязь языковых средств в конкретной речевой разновидности как внутри каждого языкового уровня, так и между ними на основе выполнения ими коммуникативного задания, обусловленного экстралингвистической основой той или иной речевой разновидности. РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ. См.: Речевое поведение. РЕЧЕВЕДЕНИЕ. Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной речевой ситуации, включающей экстралингвистические и лингвистические факторы общения. Среди экстралингвистических факторов выделяются адресат, адресант, их взаимоотношения, наличие цели и определенные обстоятельства общения. Лингвистические факторы общения – это отбор и особая организация языковых единиц в соответствии с экстралингвистическими факторами общения. К речеведческим дисциплинам Н.С. Болотнова относит риторику, лингвистику текста, психологию речевого общения, стилистику текста, социолингвистику, теорию коммуникации, теорию словесности, культуру речи. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОВОРЯЩИХ: 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Оно реализуется в конкретных видах или стратегиях, в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки. РЕЧЕВОЙ АКТ (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ). Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении – писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер речевого акта зависит от: 1) личности отправителя сообщения; 2) личности адресата; 3) наличия или отсутствия третьих лиц; 4) языкового кода, используемого собеседниками; 5) темы и специфического содержания сообщения; 6) его формы; 7) свойства канала; 8) конкретной ситуации или социальной ситуации; 9) цели сообщения. Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс. РЕЧЕВОЙ АКТ. Психофизический процесс, связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента: 1) говорение (писание); 2) восприятие; 3) понимание речи (текста). Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Речевой акт – это единство передачи сообщения и совместного мышления, «единство, – по выражению Л.С. Выготского, – общения и обобщения». РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. Органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат – это и центральная нервная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необходимые для производства звуков речи. Речевой аппарат в узком смысле – что органы речи, состоящие из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей. Речевой аппарат напоминает духовой инструмент: легкие – мехи, дыхательное горло – труба, ротовая полость – клапаны. РЕЧЕВОЙ ЖАНР (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ). Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаки речевого жанра – вариативные стилистические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках того или иного функционального стиля. РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ. Коллектив, отличающийся от других употреблением языковых единиц в речи. РЕЧЕВОЙ ПОТОК. Звучащая речь в ее линейной последовательности, представленная звуками речи, употребляемыми в составе слога, слова и фразы. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. РЕЧЕВОЙ/ЯЗЫКОВОЙ РЕПЕРТУАР. Совокупность речевых форм, употребляемых индивидом или группой в социально значимом языковом взаимодействии; набор лексических, фонематических и грамматических «наслаивающихся» вариантов, из которого говорящими производится выбор в соответствии с правилами речевого этикета. Например, жители Воронежской области в сфере образования используют русский литературный язык, в семейной и бытовой сферах – русские и украинские диалекты, бытующие в названной области. РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ. Функционирующие в речи устойчивые формулы, ориентированные на экспрессию и стандарт, паразитирующие на речевой культуре, претендующие на стилистическую окрашенность: красной нитью, жареные факты, желаю счастья в личной жизни, догнать и перегнать. РЕЧЬ КНИЖНАЯ. Литературная, как правило, письменная речь, обладающая следующими свойствами: 1) общелитературными и специфическими книжно-письменными языковыми средствами; 2) кодификацией; 3) функциональными стилями речи. РЕЧЬ РАЗГОВОРНАЯ. Речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме. Для устной речи характерны: 1) экспрессивные языковые средства; 2) экстралингвистические условия: неподготовленность, непринужденность, неофициальность ситуации речи, сокращенность, эллипс; жесты и мимика. РЕЧЬ. 1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. 3. Результат речевых действий, выраженный в текстах.