РЕФЕРЕНТ [< лат. referens (referentis) сообщающий]. 1) Ученик, студент, аспирант или специалист, составляющий реферат или выступающий с ним; 2) то же, что и денотат – предметное содержание имени; напр., Р. имени «столица Ингушетии» – Магас; 3) объект внеязыковой действительности. Тополь как конкретный, видимый предмет является референтом. Тополь как родовое наименование класса предметов является денотатом. РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА. Реальная или воображаемая совокупность людей, на нормы и ценности которой ориентируется субъект, стремясь стать членом данной группы. РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ. Эталонная личность, которую говорящий выбирает в пределах своей референтной группы и поведение которой он принимает за образец. РЕФЕРЕНТНОСТЬ. Оценка субъектом поведенческих норм другой личности или соци- альной группы, основанная на собственном восприятии и понимании указанных норм данным индивидом. РЕФЕРЕНЦИЯ [< референт]. Способность языковых единиц – имен объекта – иметь предметное содержание, определение имени объекта. «Отнесенность актуализированных (включенных в речь) имен, именных выражений (именных групп) или их эквивалентов к объектам действительности (референтам, денотатам). [Арутюнова, 1990, С. 411]. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ, ТРАНЗИТИВНОСТЬ, СИММЕТРИЧНОСТЬ. Свойства отношения эквивалентности. Рефлексивность – эквивалентность элемента самому себе, транзитивность – переходность в рамках аксиом эквивалентности. Симметричность – способность к сохранению признаков после изменений. РЕФЛЕКСИЯ1 [поз.-лат. reflexio обращение назад]. Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий; в лингвистике: языковая Р. – осмысление собственной речевой деятельности. РЕФЛЕКСИЯ2. Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов» [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии. Ученые по-разному трактовали рефлексию: 1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания; 2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли; 3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»; 4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира; 5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции: а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта; б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами; в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия»; г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии; 6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания; 7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.); 8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов; 9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я; способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции); 10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции; 11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений; 12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке; 13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии; 14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления; в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования. РЕЦЕНЗИЯ НАУЧНАЯ. Жанр научной литературы, выполняющий функции репрезентации научного произведения, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия отличается высокой степенью стандартизации. Она отражает состояние науки в определенный период ее развития, формулирует критерии оценки научного труда и систему требований к научному произведению. Рецензия может иметь рекламный характер. Основные функции научной рецензии – информирующая и оценочная: 1) информирующая нацелена на информирование читателя о содержании новой научной публикации; 2) оценочная нацелена на оценку работы в целом. Личностное начало проявляется в том, что автор как индивидуальная языковая личность обнаруживает себя: 1) как субъект речи; 2) субъект сознания; 3) субъект эмоций. Текст рецензии находится с основным текстом в интертекстуальной связи. Объектами оценки являются: 1) жанр работы (словарь, справочник, пособие, монография, издание, раздел и др.); 2) аспекты исследовательской деятельности ученого; 3) разработанные им методы; 4) научные задачи; 5) материал исследования; 6) идиостиль автора, метаязык научного произведения и др. Л.В. Красильникова выделяет следующие типы оценки научного произведения: 1) общую аксиологическую оценку (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальную оценку: а) психолого-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод); б) эмоционально-интеллектуальную (рациональный подход, тонкий анализ) оценку; 3) практическую оценку, ориентированную на норму, стандарт, традиции, актуальность, эффективность (академический труд, своевременная постановка проблемы); 4) эмоциональную оценку (сильное впечатление, поразительные результаты); 5) оценку лица: а) общую оценку его мастерства (большой ученый); б) профессиональную оценку (высококвалифицированный специалист); в) этико-психологическую оценку (смелое решение). РЕЦЕНЗИЯ. 1) Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.п. 2) Один из видов (жанров) профессионального – сочинения-рассуждения с элементами описания и повествования, в котором даются выходные данные книги (статьи и т.д.), раскрывается проблематика произведения, излагается авторская позиция, анализируются авторские выводы, объясняются поставленные автором задачи, обосновывается своевременность или несвоевременность выхода в свет данной книги; говорится об актуальности поднятых проблем; оценивается практическая значимость сделанного автором; указывается на оригинальность концепции; определяется достоверность исследуемого материала. Кроме того, дается итоговая оценка книги (статьи и т.п.). 3) Один из видов творческих работ учащихся старших классов. Работа может быть как обучающей, так и контрольной. Рецензия включает следующие компоненты: а) Библиографическое описание; б) Общую характеристику книги (раскрытие ее проблематики, изложение авторской позиции, анализ авторских выводов; объяснение поставленных автором задач; актуальность поставленных проблем, оригинальность книги); в) Какое место занимает эта книга в литера- турном процессе?