Р [<кириллич. Р «рцы» <др.-греч.Р ро]. 18-я буква русского алфавита. РÉМА [др.-греч ρήμα слово, изречение] (ядро высказывания, новое, психологический предикат). Выделенная часть предложения при актуальном членении: сейчас | я пойду домой || «сейчас» – это рема. РАВНОВЕСНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ. Языковая ситуация, при которой языки-компоненты характеризуются одинаковой функциональной мощностью. РАВНОМЕРНОСТЬ СЛОГА в риторике: применение в речи синтаксических конструкций, примерно равных по объему и степени сложности. РАВНОПРАВИЕ ЯЗЫКОВ. 1. Законодательно закрепленный правовой статус языков в многоязычном сообществе, уравнивающий их использование в регламентируемых сферах общения. 2. Законодательно закрепленные языковые права граждан на использование и развитие их этнических языков, используемых в регламентируемых сферах общения при том, что функциональный статус этих языков ограничивает их использование. 3. Фактическое равенство языков, которые характеризуются одинаковым функциональным развитием, что в пределах одного и того же сообщества встречается редко. РАДИКСОИДЫ. Связанные корни. РАЗВЕРНУТЫЙ ВЫВОД в риторике: разновидность вывода, содержащего основную аргументацию будущего выступления и побуждение к дальнейшему обсуждению проблемы. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Одно из основных направлений развития речи учащихся на уроках русского языка в школе, наряду с такими направлениями, как: обогащение словаря учащихся, формирование грамматического строя устной и письменной речи обучаемых. Система работы по развитию связной речи учащихся основной и средней школы нацелена на обучение изложениям и сочинениям разных видов и жанров. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА. 1) Любые изменения, происходящие в языке (например, развитие суффикса из самостоятельного слова); 2) изменения, которые ведут к совершенствованию выразительных средств языка в целях приспособления языка к растущим потребностям общества. Различают два типа изменений: 1) относительные (фонетические изменения, задача которых – ликвидация участков напряжения); 2) абсолютное развитие языка. Развитие языка происходит одновременно по линии абсолютного и относительного прогресса. РАЗВИТЫЙ ЯЗЫК. Язык, соответствующий определенному уровню развития духовной культуры народа – носителя языка, литературный нормированный язык, имеющий разветвленную систему функциональных стилей. РАЗГОВОР КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ реализует как кооперативную, так и некооперативную стратегию. В культуре речи по целям общения выделяют следующие разновидности разговора: а) информативный; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА. Слова с разговорной стилистической окраской, выделяющиеся на фоне нейтральной и книжной лексики: здоровяк, добряк, болтун, летучка, плутовка, чертовка, дворняга. Разговорные слова подобного типа допустимы в известных пределах в литературной речи, их вводят в книжно-письменную речь. Собственно разговорная лексика не нарушает норм литературного языка, между тем как просторечные элементы, вбираемые разговорным стилем, нарушают нормы кодифицированного языка. При этом необходимо различать негрубую просторечную лексику (белиберда, кормежка, пустомеля) и грубо-просторечную лексику (вульгаризмы), недопустимую в литературной речи: брехня, рыло, шпана. Злоупотребление разговорной лексикой в книжных стилях нарушает уместность речи, ее коммуникативную целесообразность. Кроме того, пересыщение текста Р.л. разрушает речевую системность того или иного функционального стиля. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Речь, которая используется в непринужденных беседах. При этом надо различать устную форму литературного языка и разговорный стиль с его особой речевой системностью. Основная функция разговорной речи – коммуникативная (функция общения). Задачи разговорной речи заключаются в том, чтобы войти в контакт с собеседником, в наиболее адекватной форме передать свое мнение, отношение к предмету речи, информацию о действительности. Разговорная речь отличается непринужденностью, чувственной конкретностью, эмоционально-оценочной информативностью. Ей присущи такие стилевые черты, как: 1) эллиптичность (пропуск звуков, частей слова, слов, частей предложения, которые можно легко восстановить в тексте); 2) прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения. В разговорной речи применяется набор языковых средств, в целом тяготеющий к нелитературной стихии. Например, непринужденность разговорной речи выражают сле- дующие языковые средства: бытовая лексика, глагольные и отрицательные предложения, обращения, прямая речь и др. Эмоционально-оценочную информативность и связанные с ней структурные свойства (эллиптичность, прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения) отражают следующие языковые особенности: неполное произношение звуков и слогов, словообразовательные типы с разговорными суффиксами: -к-, -ик, -ун, - яг(а), -ятин(а); редупликация с целью экспрессии (огромный - огромный), «несклонение» первой части сос- тавных имен и числительных, высокая частотность предложений с неопределенной формой глагола и т.п. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ (разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, стиль повседневного общения). Один из функциональных стилей, используемый в неофициальной сфере общения; не требует для своего применения специального обучения. Р.с. овладевают с раннего детства. Ярче всего специфика Р.с. проявляется в непринужденном общении. Р.с. используется: 1) в разговорной устной речи; 2) в ее стилизации в письменных художественных текстах; 3) в бытовых письмах; 4) в системе Интернет; 5) в дневниковых записях. Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев считают Р.с. особым языком, а не одним из функциональных стилей. Е.А. Лаптева отмечает черты разговорной речи в любой устной форме речи. Она противопоставляет устную и письменную разновидность литературного языка в целом. Основные черты разговорного стиля, не вызывающие споров: 1) Р.с. усваивается с детства; 2) Р.с. используется в персонально адресованном общении, при стилизации общения в художественной литературе, в СМИ; 3) Р.с. выполняет прежде всего функцию общения, все остальные функции отходят на задний план; 4) Р.с. характеризуется наибольшей свободой в выражении мыслей и чувств; 5) нормы Р.с. носят узуальный характер; 6) в Р.с. велика доля окказиональной и персонально-личностной составляющей, наряду с широким использованием в Р.с. стереотипных оборотов. В Р.с. передаются не только мысли, но и чувства: в нем широко используется эмоциональная лексика, восклицательные предложения, в художественных текстах при стилизации Р.с. – сегментированные, парцеллированные конструкции, в пунктуации – тире, многоточие. Релевантными для Р.с. являются: 1) отсутствие книжной лексики; 2) свобода выражения; 3) преобладание неосложненных предложений, простых предлогов и союзов, широкое использование местоимений и частиц. РАЗДЕЛЕНИЕ в риторике: 1) фигура выделения, основанная на развертывании родового понятия в ряд видовых; 2) состав предмета и последовательность изложения, позволяющие охватить содержание высказывания или его части; существуют два вида разделения: а) разделение понятия и б) разделение предмета речи. РАЗДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ в риторике: логическая операция, в основе которой лежат объем понятия и его содержание; Р.п. основывается на избираемом признаке, в связи с чем, классификация имеет относительный характер; Р.п. должно быть: 1) исчерпывающим, т.е. содержать необходимый состав частей; 2) минимальным, т.е. не содержать лишних членов; 3) различенным, т.е. не содержать повторов равнозначных элементов; 4) непрерывным, т.е. не содержать пропусков в отношениях «род/вид» и «часть/целое»; 5) последовательным – порядок перечисления должен соответствовать порядку изложения; 6) умеренным, т.е. содержать не более пяти-семи элементов, такое их число, которое может быть охвачено сразу и удерживаться в памяти. РАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА в риторике: вид не перечисления, исходящий из целесообразности и порядка изложения, основанный на конкретном содержании высказывания; Р.п. отражает в формулировках основное содержание делимого материала; элементы деления желательно повторять в ходе изложения. РАЗДЕЛЕННЫЕ НАРОДЫ (ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ). Народы (этносы), территории расселения которых разделены государственными границами. Например, уйгуры проживают в КНР, на территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении. РАЗЛИЧЕНИЕ в риторике: фигура выделения, состоящая в последовательном противопоставлении слов, которые, получая синонимические и антонимические значения, образуют смысловые ряды. РАЗМЫВАНИЕ НОРМ ЯЗЫКА. Процесс развития языковой вариативности, когда нормативный для того или иного идиома вариант начинает нерегулярно употребляться. Размывание норм языка возникает в результате значительных социальных изменений в обществе: демократизации, в том числе, и языковых средств, развития интеграционных процессов, межэтнических контактов, распространения новых коммуникационных технологий, формирования информационного общества. РАЗМЫШЛЕНИЕ. Один из видов (жанров) рассуждения, в котором можно отметить обращенность автора речи к читателю или слушателю, связанную с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов, до конца понять не только особенности предмета размышления, но и свои мысли, чувства. Все это обусловливает частотность рассуждений-размышлений в художественных произведениях, в публицистической литературе, в дискуссионных научных сочинениях. Как правило, в экспозиции автор речи подводит читателя к проблемному вопросу, затем следует ряд проблемных вопросов и ответов на них. Завершается размышление выводами. РАЗНОВИДНОСТИ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА МЫШЛЕНИЕ. 1) Функция развития мысли; 2) аккумулятивная ф.; 3) отражательно-познавательная ф.; 4) этнокультурная (национально-культурная) функция. РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ. Информативная, эмотивная, прагматическая, метаязыковая, фатическая, эстетическая функции. РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОНИМИИ, включающие соотношения: 1) материал – изделие: СЕРЕБРО. 1. Драгоценный металл белого цвета. 2. Изделия из серебра; 2) действие – цель действия: ПЕРЕЖАРИТЬ. 1. Пожарить все. 2. Довести до негодности в результате действия, названного глаголом жарить; 3) процесс – результат: ЛИТЬЕ. 1. Процесс изготовления жидкого металла. 2. Металлические изделия, полученные в процессе литья; 4) действие – место: ЗИМОВКА. 1. Процесс, проживание где-либо зимой. 2. Помещение, где зимуют. Особая разновидность метонимии – конверсивная связь значений слов: НАЕМЩИК. 1. Тот, кто нанимает. 2. Наемный рабочий. Обратные отношения иногда называют энантиосемией. РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНОЙ СТАТЬИ КАК ЖАНРА: 1) проблемно-постановочная статья; 2) статья – сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 3) собственно-научная или научно-техническая статья, в которой подробно излагаются основные результаты исследования; 4) историко-научная обзорная статья; 5) дискуссионная или полемическая статья; 6) научно-популярная статья; 7) рекламная статья. РАЗНОВИДНОСТИ НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ: 1) структурно полные, но семантически неполные предложения; 2) структурно и семантически неполные предложения; 3) семантически полные, но структурно неполные предложения. РАЗНОВИДНОСТИ НОМИНАТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ: 1) бытийные; 2) указательно-побудительные; 3) побудительно-пожелательные; 4) оценочно-бытийные; 5) собственно-назыв-ные; 6) именительный представления («изолированный номинатив»). РАЗНОВИДНОСТИ РЕЦЕНЗИИ как жанра научной литературы: 1) рецензия – научный отзыв; 2) рецензия – аннотация; 3) рецензия – рекомендация. РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ. Глаголы, в составе окончаний которых могут быть буквы е и и, в связи с чем одни личные формы образуются по I спр., другие – по II спр.: хотеть, бежать, чтить, а также производные от них: захотеть, побежать, сбежать, убежать, почтить и т.п. РАЗОБЛАЧЕНИЕ в риторике: один из топов опровержения, показывающий несостоятельность оппонента и побуждающий аудиторию к разрыву с ним; риторика не рекомендует прибегать к разоблачениям, поскольку разоблачение приводит к разрушению общественных связей. РАЗРЕШАЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛУХА. Человек различает звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Более низкие или более высокие звуки человек не воспринимает. Человек способен отличить один звук от другого, если разница между ними не меньше полутона. Предел скорости говорения – Расска50 мс, что составляет длительность одного звука. РАЗРЕШАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЯЗЫКА. См.: открытость. РАЗРУШЕНИЕ ЯЗЫКА. Исчезновение из реального употребления большого количества грамматических форм, что приводит к полной или частичной утрате возможностей языкового