РЕЗЮМЕ [< фр. résume< résumér излагать кратко]. Краткое изложение основных положений научной статьи, монографии, доклада; итоговое обобщение сказанного или написанного. РЕЗЮМЕ КАК ЖАНР ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ. Самохарактеристика, составляемая при приеме на работу. Документ информационного характера, в котором подчеркиваются все положительные стороны: наличие водительских прав, умение работать с компьютером, знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональных навыков по другой специальности. РЕЗЮМИРОВАТЬ [< резюме]. Делать (или сделать) выводы, заключение, подытоживать (или подытожить) сказанное, написанное. РЕЙХЛИН ИОГАНН (1455-1522). Виднейший немецкий гуманист, живший в эпоху Возрождения классической и восточной филологии. Первым в Германии осуществил систематическое преподавание латинского, греческого и древне-еврейского языков. С 1519 он профессор в Ингольштадте, затем – в Тюбингене. Ок. 1478 он написал греческую грамматику, издает для школы греческих авторов с латинским переводом. Р. создал известный словарь латинского языка, охватывающий словарный запас классических авторов («Vocabularius breviloquus», 1475), а также учебники древне-еврейского языка. Он ввел произношение древне-греческих слов по образцу новогреческого языка (т.н. итацизм). РЕКАПИТУЛЯЦИЯ лат. повторение 1) (устар.) сжатое повторение ранее сказанного; 2) в риторике: формулирование ритором в завершении речи целого, с точки зрения приросшего смысла; Р. применяется в такой ситуации, когда высказывание содержательно сложно и пространно и аудитория не в состоянии охватить замысел; простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор тезы или предложения. РЕКОНСТРУКЦИЯ НАМЕРЕНИЙ АВТОРА. Производится в двух направлениях: 1) установление того, что имеется в виду и, возможно, выражено неадекватно; 2) распознавание стратегического замысла автора. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАФОРМ (архетипов). Способ исследования, позволяющий выявить схематичную модель языка, опирающуюся на историческое развитие родственных языков, на свойственные им тенденции, учитывающую промежуточные звенья развития. РЕКТУС. Прямой падеж. РЕКУРРЕНТНЫЙ [лат. recurrens возвращающийся]. Рекуррентная последовательность – возвратная последовательность. Например, в рекуррентной последовательности 2, 4, 8, 32, 256 ... следующий член равен произведению двух предыдущих. В теории коммуникации применяется термин рекуррентные единицы общения, т.е. такие, который связаны соотношением последовательности. Информация хотя бы о двух единицах общения позволяет определить другие. РЕКУРСИВНАЯ ФУНКЦИЯ [< лат. recursio возвращение]. Функция, значение которой для данного аргумента вычисляется с помощью значений для предшествующих аргументов. РЕКУРСИЯ (фон.) [лат. recursio возвращение]. Одна из трех фаз артикуляции звуков, отступ. Перевод органов речи в спокойное состояние или приступ к артикуляции следующего звука. В слове отдых рекурсия (отступ) при артикулировании [т] может наложиться на приступ следующего звука и произойдет озвончение: [о ых]. РЕЛЕВÁНТНЫЙ [< англ. relevant существенный]. Необходимый для различения языко- вых единиц. РЕЛЕВАНТНОСТЬ [< релевантный]. Смысловое соответствие между вопросом и ответом, между исследовательской задачей и ее решением. РЕМАТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА. Рема, характеризующая фрагмент текста как содержательное единство. Г.А. Золотова выделила несколько типов Р.д., характер которых определяет семантические особенности ССЦ: 1) предметная (предполагает выделение в качестве ремы имен существительных, рисующих детали обстановки); 2) качественная доминанта, характеризующая персонаж или предмет (прилагательные, качественные наречия, существительные признаковой семантики); 3) акциональная, передающая динамику действия (в качестве ремы используются глаголы со значением действия); 4) статальная, обозначающая состояние природы, среды, лица (предикаты состояния); 5) статально-динамическая, характеризующая постепенное изменение состояния (лексика со значением изменения состояния, формы сравнительной степени); 6) репрессивная рематическая доминанта, передающая субъективно-оценочное восприятие действительности (слова категории состояния, оценочные существительные, прилагательные и наречия, глаголы эмоционального отношения). РЕМИНИСЦЕНЦИЯ [позд.-лат. reminiscentia воспоминание]. Намек на прецедент- ный текст, обнаруживаемый в художественном или публицистическом тексте, отзвук более раннего текста. РЕПЛИКА [фр. réplique < лат. replico возражаю]. Краткий ответ, заключающий в себе возражение или замечание. РЕПЛИКА-РЕАКЦИЯ. Вторая реплика диалогического единства, соотносящаяся с репликой-стимулом. В ней проявляется активность позиции собеседника. Р.-р. содержит ответ на вопрос, переспрос, выражает семантику согласия/несогласия, возражения, допущения, опровержения, отказа; Р.-р. строится как уточнение, пояснение или комментарий к первой реплике. Она может: 1) быть лаконичной; 2) восполняться из предшествующего высказывания; 3) повторять полностью или частично первую реплику. РЕПЛИКА-СТИМУЛ. Реплика, открывающая диалогическое единство, определяющая содержание и форму следующего за ним высказывания. Р.-с. представляет собой независимый речевой акт: 1) вопрос, требующий ответа; 2) побуждение к действию; 3) высказывание, инициирующее тему, нуждающееся в уточнении или пояснении, экспрессив (речевой акт, выражающий эмоции говорящего). РЕПЛИЦИРОВАНИЕ. Свойство, заключающееся в том, что говорение определенного собеседника чередуется с говорением другого или других: 1) либо в порядке смены; 2) либо в порядке прерывания в эмоциональном диалоге. РЕПОРТÁЖ [фр. reportage < англ. report сообщать]. 1) Жанр публицистического стиля, оперативно описывающий события с места их происшествия. 2) Жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событиях ведется одновременно с развертыванием действия, независимо от того, электронные это СМИ или пресса. Композиция Р. предусматривает фиксацию естественного хода событий. В режиме реального времени обычно передаются футбольные матчи, военные парады, инаугурация Президента. В большинстве случаев производится монтаж эпизодов, поэтому сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий, передается как последовательность смонтированных эпизодов. В письменных текстах также передаются не все эпизоды, а только самые яркие из них, что позволяет широко включать авторские комментарии, в связи с чем может появиться такая разновидность репортажа, как аналитический репортаж. Р. предполагает активные действия автора: интервью с героями, очевидцами, специалистами, поездку на место события. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ВЫБОРКИ. Параметр, характеризующий выборочную совокупность говорящих, состоящий в том, что выборочная совокупность должна достоверно и полно отражать признаки генеральной совокупности, частью которой она является. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ. Процесс представления (репрезентации) мира в голове человека: единица, стоящая вместо чего-либо в реальном или вымышленном мире, замещающая это что-л. в мыслительных процессах. РЕПРИЗА в риторике: простейший вид повтора, подхват слова в сочинительной конструкции, которая развертывается как поясняющий оборот. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКА. См.: Диахроническая социолингвистика