Воскресенье, 17.11.2024, 13:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Лексикографические издания » Каталог словарных статей

СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО - СИНОЛОГИЯ
[ Скачать с сервера (23.9 Kb) ] 11.04.2011, 00:02
СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО (ФАМИЛЬНОЕ СХОДСТВО). Понятие прототипической семантики, введенное Л. Витгенштейном, основанное на том, что члены одной и той же категории не обязательно проявляют полное сходство, т.е. они связаны нежесткой связью.
СЕМЕЛЬФАКТИВ. Единичный квант мультипликативной ситуации: усмехнуться, моргнуть, стукнуть.
СЕМЕМА [<сема]. Единица смысла, включающая в себя совокупность сем; инвариантная единица, модифицирующаяся в том или ином случае как одна из сем.
СЕМИЛИНГВИЗМ. См.: Полуязычие.
СЕМИОЛÓГИЯ [др.-греч. σήμα знак + …логия]. Учение о знаках; то же самое, что и се-
миотика.
СЕМИОТИКА [др.-греч. σήμα знак, признак]. Наука о знаках и знаковых системах, а также естественных и искусственных языках как знаковых системах.
СЕМИОТИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ. Разновидность лингвистической абстракции, метод исследования языковых единиц, ориентированных на использование принципа дополнительности при рассмотрении семантических особенностей языковой единицы; основоположник С.а. – Себастьян Шаумян. Разрабатывая метод семиотической абстракции, С. Шаумян ввел понятие лингвистической двойственности, получившее независимую поддержку со стороны новейших исследований сознания (ср.: «двоичность сознания». М. Мамардашвили. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996. – С. 229-250). Феномен двойственности восходит также к принципу дополнительности, выдвинутому в физике Нильсом Бором. Лингвистическая двойственность звука – это расслоение звука на два независимых уровня: уровень физических свойств звука и уровень его коммуникативной функции. Двойственность значения – это также расслоение на два независимых уровня: 1) уровень логических аспектов значения; 2) уровень его коммуникатив-
ной функции.
СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА. Рассмотрение текста как системы знаков. Значимым является разграничение в рамках семиотики семантики, синтагматики и прагматики знаков. Семиотический метод связан с моделированием текста как знаковой системы. Ю.М. Лотман, разработавший структурно-семиотическую концепцию, при анализе текста выделял: 1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте; 2) членение текста на сегменты и анализ структуры; 3) поуровневое детальное изучение текстовых единиц; 4) анализ рифм; 5) обобщение наблюдений, конкретизация художественного смысла.
СЕМИТОЛÓГИЯ. Учение о языках, литературе, культуре, истории семитоязычных народов; совокупность дисциплин: ассириология, арабистика, арамеистика, гебраистика и др.
СЕМИ́ТЫ [<др.-греч. Σήμ <др.-евр.»шем» имя]. Народы, говорящие на семитских языках: арабы, ассирийцы, евреи и др.
СЕМЫ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ. Семы, обнаруживающиеся при окказиональных (индивидуальных) употреблениях слов: У бесконечности конечность ее надежная сестра. Конечность употребляется как антоним к слову бесконечность, как нечто, имеющее конец. Бесконечность – отсутствие конца. Общая сема – конец.
СЕМЫ КОННОТАТИВНЫЕ. Семы, выражающие дополнительные содержательные и стилистические значения: эмоциональные, экспрессивные, оценочные: бездельник (неодобр.).
СЕМЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ. Семы, проявляющиеся в конкретном тексте: Незримая стена нас разделяет: Ты там уже – я здесь пока еще. Потенциальными семами в словах там и здесь являются смерть и жизнь, мир потусторонний и земной.
СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ. Вся совокупность языков данного родства. Выделяются следующие семьи языков: 1) индоевропейская; 2) китайско-тибетская; 3) нигеро-кордофанская; 4) австронезийская; 5) семито-хамитская; 6) дравидская; 7) алтайская; 8) австро-азиатская; 9) тайская; 10) индейская; 11) нило-сахарская; 12) уральская; 13) кавказская; 14) палеоазиатская и др. семьи.
СЕНСОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. Один из прямых источников информации, когда говорящий воспринимает ситуацию слухом, обонянием и т.п.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ПАФОС в риторике: столкновение предмета речи с идеальным образом ритора, переживаемое как душевный конфликт.
СЕПАРАТИЗАЦИЯ (термин, предложенный И.И. Мещаниновым). Синтаксический прием построения предложения. Сепаратизация состоит в том, что неизменяемое слово или зависимая форма слова (а также словосочетание), оставаясь в пределах предложения, относится к нему в целом, а не к отдельному слову или члену предложения. Сепаратизация создает самостоятельную позицию слова в предложении и самостоятельность оформления самого слова, которое зависит не от других слов предложения, а от собственного значения данного слова в построении всего предложения. В результате сепаратизации возникают особые члены предложения, которые, в отличие от обычных внутренних дополнений и обстоятельств, вызванных убавлением и примыканием, называются внешними дополнениями и обстоятельствами. Н. Ю. Шведова предложила также термин «детерминирующие члены предложения» или «детерминанты» Например: На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна (Лермонтов).
СЕ́РБЫ [серб. срби]. Балканский славянский народ, исторически разделившийся на три народности: 1) православные собственно С., говорящие на сербско-хорватском языке и использующие в качестве алфавита русскую графику, восходящую к кириллице; 2) католики-хорваты, говорящие на хорватско-сербском языке и использующие латинскую письменность; 3) мусульмане-боснийцы.
СЕРЕДИНА. Один из фрагментов ситуации при линейной аспектуальности, промежуток между началом и концом.
СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ. Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Сжатый пересказ необходимо отличать от выборочного. При сжатом пересказе излагается весь материал (опускаются отдельные детали, описания, носящие частный характер). Выборочный пересказ ориентирован на изложение событий по одной из тем, отраженных в произведении. Например, пересказ по теме «Жизнь Дубровского» – типичное выборочное изложение материала.
СИГМА [др.-греч. Σ, σ, ς σιγμα]. 1) 18-я буква греческого алфавита; σ΄ – «200»; ¸σ – «200000»; 2) в математике: Σ – сумма.
СИГНАЛ [нем. Signal <лат. signum знак]. Условный зрительный знак для передачи распоряжений, сведений и т.п. на расстояние. Например, звук сирены как знак воздушной тревоги, сигналы дополнительно к ручной азбуке глухонемых, помогающие дифференцировать звуки, звонки и т.п.
СИГНИФИКА [< лат. signum знак]. Теория, изучающая тот или иной язык как знако-
вую систему.
СИГНИФИКАТ (сигнификативное значение). Значение, раскрывающее существенные признаки явления действительности, составляющее содержание понятия. У слова тополь денотатом является обозначение класса предметов – вид дерева. Сигнификат обозначает свойства данного класса предметов: вид дерева из семейства ивовых, отличается большой высотой. Сигнификат отражает в человеческом сознании и языке материальную сторону денотата.
СИГНИФИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ [< лат. significo обозначаю; significatio знак, признак, значение]. Способность единиц языка обозначать и различать. В частности, фонемы и морфемы как единицы языка обладают различительными функциями (жар – шар).
СИЛА ЗВУКА. Громкость звука, определяемая размахом (амплитудой) колебания, напряжением волны, а также и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения.
СИЛЛАБЕМА. Единица слогового письма.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (слоговое письмо) [др.-гpеч. Συλλβή слог]. Письмо, основанное на слоговом принципе. Например: 1) индийское письмо деванагари; 2) арабское письмо; 3) японское письмо; 4) эфиопское письмо; 5) корейское письмо кунмун и др.
СИЛЛАБОГРАММА. Основная графическая единица в такой системе письма, где конечной единицей членения является слог.
СИЛЛОГИЗМ [<др.-греч. σύλλογισμοс cосчитывание]. Логическое умозаключение, состоящее из двух посылок (большой и малой) и вывода, напр. «все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен».
СИЛЛОГИСТИКА [< силлогизм]. Учение о рассуждениях в форме силлогизмов, созданное Аристотелем и изучаемое в формальной логике.
СИЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Вид связи, при котором имена существительные с семантикой отношения требуют дательного падежа с предлогом к: любовь к родителям, внимание к младшим, уважение к старшим.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ФОНЕМ: 1) сильная позиция – произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге; для согласных – интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными; 2) слабая позиция – произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальные признаки фонем: для гласных – безударное положение, в закрытом слоге; для согласных – в конце слова, перед глухими согласными.
СИМВОЛ [др.-греч. σιμβολον знак, примета]. Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия.
СИМВОЛИКО-ИНТЕРАКЦИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ. См.: Интеракционная социолингвистика.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА. Одна из четырех этносоциальных функций языка, выделенных Л.Б. Никольским, выражающаяся в том, что язык играет роль символа внутригосударственной интеграции в ситуации, когда она не является средством межэтнического и общегосударственного общения.
СИММЕТРИЧНЫЙ БИЛИНГВИЗМ. Вид двуязычия, при котором языки, используемые билингвами, являются функционально равноправными.
СИММЕТРИЯ/АСИММЕТРИЯ. Фундаментальные характеристики всего сущего. Симметрия – свойство системы совпадать по некоторым признакам после некоторых изменений, это объект-система, в качестве «первичных» элементов которой выступают признаки (инварианты), в качестве отношений единства – отношения принадлежности этих признаков системе, а в качестве законов композиции – требование принадлежности признаков системе как до, так и после изменений (преобразование симметрии). Точным математическим ее выражением является особая алгебраическая структура-группа. Асимметрия – необходимое дополнение в противоположность симметрии.
СИМПЛО́КА [др.-греч. <συμπλοκή сплетение, соединение]. Стилистический прием, основанный на дублировании начальных и конечных слов или середины в стихотворной или прозаической фразе, напр. «Я это знаю, я все это очень хорошо знаю».
СИНГАРМОНИЗМ [др.-греч. σύν вместе + άρμονια связь, созвучие]. Явление, наблюдаемое в основном, в тюркских языках, финно-угорских, состоящее в том, что гласным корня каких-л. слов определяется характер последующих гласных в аффиксах этого же слова. Например: oda комната – odalar комнаты (турец.). Сингармонизм (или гармония гласных) как позиционный фонетический процесс основывается на двух особенностях: 1) слово в тюркских и финно-угорских языках начинается с корня и суффиксы приклеиваются последовательно – один за другим: оглы сын, оглылар сыновья, оглылара – к сыновьям (узб.); шкаф, шкафлар – шкафы, шкафларга – к шкафам; 2) противопоставленность гласных переднего и заднего ряда, в связи с чем, например, в киргизском, в словах встречаются гласные одного ряда: ата – отцы, орой – грубый, унутчаак – забывчивый, но кишиллер – люди, донголок – колесо. Как видим, сингармонизм как раз и состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда – или переднего, или заднего.
СИНГУЛЯТИВНОСТЬ, ЕДИНИЧНОСТЬ. Количественное значение, возникающее в результате введения операции дискретности: солома – соломинка, лук – луковица, песок – песчинка и др. При расчленении недискретной однородной совокупности сингулятивный показатель выделяет из совокупности или вещества некоторый индивидуализированный квант, обладающий собственными пространственно-временными границами.
СИНЕКДОХА [др.-греч. σύνέκδοχη соотнесение]. Перенос имени с целого на часть и наоборот; разновидность, одна из модификаций метонимии; стилистический оборот, используемый в публицистическом, разговорном, художественном стиле; в научном стиле сущ. ед. ч. используется вместо имен во мн. ч., т.н. синекдоха числа; напр. здесь всегда водился соболь.
СИНЕСТЕЗИЯ [др.-греч. συναισθέσις соощущение]. 1. Явление восприятия, когда возникают ощущения, связанные с другим органом: напр., цветовые переживания при восприятии звука. 2. В лингв.: соединение несоединимого.
СИНКРЕТИВЫ. Формально-стилевые варианты, включающие ряд слов, одно из которых относится к нейтральной лексике, а другие стилистически окрашены (относятся к книжн., разг., просторечн. лексике). В составе синкретивов выделятся существенно-стилевые варианты:
1) орфоэпические: избранные – избра́нные; 2) фонетические: запречь – запрячь; 3) морфологические: зал – зала (устар.).
СИНКРЕТИЗМ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Совмещение в грамматической структуре слова признаков двух или более частей речи.
СИНОЛОГ [поз. – лат. Sina Китай+ …лог]. Китаист.
СИНОЛОГИЯ [< синолог]. Китаеведение.
Категория: Каталог словарных статей | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: семейное сходство, каталог словарных статей, синология
Просмотров: 859 | Загрузок: 111 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
Весь язык подчинён синестезии.

Весь язык - это соединение несоединимого.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0