Воскресенье, 17.11.2024, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Лексикографические издания » Каталог словарных статей

СЛОВНИК - СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
[ Скачать с сервера (22.4 Kb) ] 09.04.2011, 23:58
СЛОВНИК. Перечень толкуемых и переводимых слов в словаре. Словники (списки слов) обычно приводятся в конце книги.
СЛОВО ЗАИМСТВОВАННОЕ АССИМИЛИРОВАННОЕ. Такое слово, которое уподобилось словам языка-преемника на всех уровнях системы языка: графически, фонетически (орфоэпически), словообразовательно, морфологически и синтаксически.
СЛОВО КАК ОСНОВНАЯ НОМИНАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА. Слово, являясь номинативной единицей языка, служит для наименования предметов, признаков, процессов и отношений. Конструктивными, определяющими признаками слова являются: 1) информативность – объем знаний о мире; 2) индивидуальность лексического значения – отражение в значении одного класса явлений реального и нереального мира; 3) материальность – наличие у слова звуковой материи или графической формы; 5) воспроизводимость – повторяемость слова в готовом виде; 6) структурная цельнооформленность – единство лексического, фонетического, графического, грамматического значений слова.
СЛОВО. Основная единица языка. Слово – разносторонний языковой знак. В нем сочетаются: 1) означающее (внешняя звуковая сторона, звуковая оболочка); 2) означаемое (внутренняя сторона, значение). Для слова характерны: 1) синтактика (разные сочетаемостные свойства, способность сочетаться с другими словами); 2) прагматика (закрепленные в слове отношения говорящего к действительности, к содержанию сообщения, к адресату). Внешне слово – это звуковая последовательность, которая обычно может быть ограничена паузами любой длины. Следующая важная особенность слова связана с его внутренней стороной: большинство слов состоит из ряда морфем – минимальных значимых частей слова. Но значение слова не представляет собой суммы значений, входящих в него морфем. Например: утр(о) (часть суток) +
-ник = утренник – это, во-первых, «утренний спектакль, концерт», а во-вторых, «мороз, который бывает по утрам». Основная функция слова – номинативная, т.к. слова в основном называют предметы, явления окружающего мира.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ. Образование всех грамматических разновидностей (форм) одного и того же слова, его морфологической парадигмы. Различаются два вида словоизменения: 1) собственно словоизменение – при помощи окончаний (республика, республики, республике, республику); 2) формообразование, т.е. образование частных парадигм в составе общей морфологической парадигмы при помощи формообразующих суффиксов или служебных слов (думал, буду думать, думающий, думая).
СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ. Падеж; число; род прилагательного; время; наклонение; лицо; залог; степени сравнения; определенность/неопределенность.
СЛОВО-ЛЕКСЕМА. Слово как элемент лексической системы во всем его объеме значений и форм (словарное слово).
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ИЛИ ДЕРИВАТОЛОГИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ [лат. derivatum – произведенное, производное]. Раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных, способы их образования и объединения. Основной объект словообразования – производное слово (дериват).
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 1) Образование (деривация) производных слов (или дериватов) от однокоренных слов и установившееся в результате этого формально-смысловое соотношение между дериватом и его производящей базой: ректор – ректорский; преподавать – преподаватель. 2) Раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке (отношения формальной и смысловой производности слов). По-другому этот раздел называют дериватологией. Различается : 1) синхронное словообразование (современный срез языка, связанный с изучением живых отношений между родственными словами: колечко образовано от кольцо, варианты корня кольц- и колеч-. хотя этимологически выделяется корень кол-.); 2) диахронное (историческое) словообразование (связано с этимологией, изучает, когда и как в языке образовалось то или иное производное слово, как менялись его формально – смысловые связи с родственными словами, как развивалась его словообразовательная структура.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАЛЬКА. Поморфемный перевод иноязычного слова.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ. Совокупность производных слов, относящихся к синонимичным словообразовательным типам, объединенных общностью словообразовательного значения, но дифференцированных по средствам выражения формантов: учитель, тракторист, интерпретатор и т.п.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ. Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает: 1) производящую базу; 2) формант; 3) деривационное значение.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) – между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации: 1) значение одного слова определяется через значение другого: волк – волчонок (детеныш волка); 2) производное тождественно производящему во всех семантических компонентах, кроме частеречной принадлежности: хороший – хорошо; 3) одно слово полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Чеченская Республика – Чечня.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОТИВИРОВАННОСТЬ – отнесение анализируемого слова к реально существующему словообразовательному ряду и определение последовательности словообразовательных процессов.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА. Комплексная единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: олень – олененок. Мотивированным является то слово, которое формально и семантичес-
ки сложнее однокоренного мотивирующего (олененок семантически сложнее мотивирую-
щего олень: оно включает компонент детеныш; формально оно тоже сложнее: включает суф-
фикс -енок-).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА. Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются: 1) формантами и 2) словообразовательными значениями.
Например:
синева
синь
синюха
синий синенький
синеватый
синеть
синить
синяк
От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы. Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов: 1) наименование самки; 2) наименование детеныша; 3) название мяса животного; 4) название помещения или пространства, связанного с животным; 5) наименование лиц по отношению к животным; 6) уменьшительные образования; 7) уменьшительно-оценочные образования; 8) увеличительные образования; 9) притяжательные прилагательные; 10) относительные прилагательные; 11) глаголы со значением «производить на свет»; 12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».
олениха
олененок
Олень оленина
оленевод
оленище
олений
Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет: 1) выявить языковые лакуны – «пустые места» в словообразовательной и лексической системах; 2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп; 3) выявить дефектные парадигмы; 4) спрогнозировать появление нового слова.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Предназначенность морфем, корней и аффиксов для образования слов.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПЬ. Ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный – краснеть – покраснеть – покраснение. Выделяются: 1) полные словообразовательные цепи: характеризуются наличием всех необходимых элементов: зеленый – зеленеть – позеленеть; 2) неполные словообразовательные цепи: характеризуются череступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате чего в производном используется протяженный формант, восполняющий недостающее звено: глобальный – глобал – изация.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ (ДЕРИВАЦИОННОЕ) ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДНОГО, по Н.А. Николиной. Обобщенное значение, присущее производным словам одной словообразовательной структуры – тот семантический компонент, которым производное отличается от мотивирующей единицы. Словообразовательное значение конкретнее грамматического, но имеет более абстрактный и регулярный характер, чем лексическое.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО. Объединение производных, включающее в свой состав: 1) словообразовательные цепи; 2) словообразовательные парадигмы. Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь:
петь певец
запеть → запевать → запевала
допеть
пропеть
Здесь представлены и словообразовательная цепь, и словообразовательная парадигма. В основе гнезда – вершина, представленная непроизводной единицей, которая служит базой для образования производных. Словообразовательные гнезда отличаются по объему: 1) нулевое гнездо, представленное одним словом: ажур – произведение бухгалт. записей; 2) слаборазвернутое гнездо, включающее вершину и одно производное: майонез – майонезный; 3) сильноразвернутое гнездо, включающее три и более слов.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Языковое значение, представленное в словообразовательном типе. Оно характерно для всех производных, которыми задан словообразовательный тип. С.з. инвариантно. Так, существительные с суффиксом -ист, образованные от существительных, объединены инвариантным значением «лицо по отношению к предмету, названному мотивирующим словом». Инвариантное значение может модифицироваться то как «лицо по сфере деятельности», то как «лицо по отношению к объекту изучения» и т.п. Подобные варианты в учебной литературе называются частными словообразовательными значениями, в отличие от общего – инвариантного значения.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ. Появление у заимствованного слова дериватов, образованных по словообразовательным моделям заимствовавшего языка.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТАРОСЛАВЯНИЗМОВ: 1) приставки: воз- вместо русской вз- (возводить – взводить); со- на месте русской с- (собор – сбор); из- (ис-) вместо русской вы- (изводить – выводить); низ- (нис-) на месте русской приставки вв- (низвергать- ввергать); пре- на месте русской пере- (предел – передел); пред- на месте перед- (представить - ?); раз- (рас-) на месте русской приставки роз- (рос-) (разный – в розницу); чрез- на месте русской через- (чрезвычайный; чересполосица); 2) суффиксы: -знь (жизнь); -есн- (чудесный), -тв(а) (клятва); -стви(е) (странствие); -ств(о) (рождество); -ын(я) (святыня); -чий (кормчий); суф. действительных причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-: несущий, дающий, лежащий, светящий; 3) первые части сложных слов: благо-, бого-, добро-, жертво-, зло-, суе-: благополучие, богобоязненный, добропорядочный и др.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАНТЫ (ДЕРИВАТОРЫ) В СРЯ: 1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбинации); 2) сокращение (усечение) производящей основы – магнитофон – маг; 3) устойчивый порядок компонентов при сложении или сращении и единое главное ударение: легкоиспаримый; 4) изменение, сужение и переоформление морфологической парадигмы при переходе из одной части речи в другую: кругом (существительное – наречие – предлог).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАНТЫ АФФИКСАЛЬНЫЕ: словообразовательные аффиксы и их сочетания.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАНТЫ БЕЗАФФИКСНЫЕ: 1) сокращение (усечение) производящей основы (спец); 2) устойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся); 3) переоформление морфологической парадигмы (столовая).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Метод синхронного анализа производного слова, нацеленный на: 1) определение направления производности; 2) установление мотивирующего слова; 3) рассмотрение мотивированного слова в формальном и семантическом плане; 4) определение словообразовательной структуры деривата: выделение производящей базы и дериватора; 5) выявление деривационного значения слова.
Категория: Каталог словарных статей | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: словник, каталог словарных статей, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
Просмотров: 5327 | Загрузок: 191 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 5
2 aslanbek  
Анализ - общенаучный термин, нашедший применение во всех науках.

Он имеет общеметодологическое значение.

В лингвистике большой пласт терминов, имеющих общеметодологическое значение.

В лингвистике анализ приобрёл разные модификации. smile smile smile

Быть или не быть?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0