Т [< кириллич. Т («твердо»), др.-греч. Ττ тау]. 20-я буква русского алфавита. ТАБУ (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu. Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, «плохие» явления и понятия. Широко известны охотничьи табу на имена животных, являющихся предметом охоты. Во всех языках табуируются слова, связанные со смертью, особенно смертью вождя, правителя или вообще старшего и почитаемого человека. ТАВТОГРАММА [др.- греч.ταuτό то же самое + …грамма]. Стихотворение, все строки которого начинают с одной буквы. ТАВТОЛОГИЯ [др.- греч. ταυτό то же самое + …логия]. 1) Использование однокоренных слов при построении словосочетания или предложения, приводящее к информативной избыточности: «масло масляное», «покупатель купил», «теория текста изучает тексты» и др. 2) ошибочное толкование понятия, приводящее к порочному кругу: «Функциональная стилистика – это наука о функциональных стилях». Одна из частых и устойчивых речевых ошибок. Основана на неоправданном повторении однокоренных слов, снижающем выразительность речи: Заказчик заказал. ТАЙНЫЕ ЯЗЫКИ (УСЛОВНЫЕ ЯЗЫКИ). Конспиративные языки, которыми пользовались различные социальные замкнутые группы: бродячие торговцы, нищие, ремесленники – отходники и др. Тайные языки отличаются обычно набором слов (300-400 непроизводных слов) и специфической системой словообразования. ТАКСИС. Относительное время. Семантически эта категория близка категории собственно времени (или абсолютного времени), но, в отличие от последнего, лишена дейктического компонента. Граммемы таксиса выражают одновременность, предшествование, следование не по отношению к моменту речи, а по отношению к любой ситуации, эксплицитно или имплицитно заданной контекстом (такую ситуацию называют «точкой отсчета»). В языках мира существуют две основных модели выражения таксиса в глагольных системах: 1) нефинитная модель – используются причастия и деепричастия (рус. яз., уральские, алтайские, дравидийские, дагестанские и др. яз.); 2) комбинированная модель – в глагольных формах одновременно выражаются граммемы относительного и абсолютного времени; система глагольных форм расщепляется на формы прошедшего времени, выражающие предшествование в прошлом и одновременность в прошлом, формы будущего, выражающие предшествование в будущем и одновременность в будущем (романские, германские языки и др.). В традиционной терминологии некоторые из этих граммем называются плюсквамперфект, имперфект, второе будущее, перфект. ТАКСО́Н [<лат. taxare оценивать]. Группа самостоятельных объектов, имеющих общие свойства и признаки, на основании чего их относят к одной категории; напр. в морфологии выделяются целые ряды таксонов. ТАКСОНОМИЯ [др.-греч. τάξίς расположение, строй, порядок + νόμος закон]. Теория классификации и систематизации областей, имеющих иерархическое строение; в частности, эта теория используется в языкознании при выделении языковых семей и групп; соподчиненные группы называемых объектов образуют таксономические категории. ТАКТ. Два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое членение фразы лежит в основе акцентного стиха, ритм которого содержит переменное число безударных слогов в такте и строке: От запада и до востока, От зависти и до восторга. Е. Евтушенко. От – проклитик, примыкающий к последующему слову. Первая строка равна слову, поэтому словесное и фразовое (тактовое) ударение в данном случае совпадают. ТАКТИЛЬНЫЙ лат. tactilis. Осязательный; Т. ощущения – ощущения прикосновения; Т. образ – образ, ощущаемый слушателем или читателем. ТЕЗАУРУС [др.-греч. θησαυρος сокровище, запас]. 1) Словарь идеологического типа, в ко-тором вокруг общих понятий сгруппированы лексемы, находящиеся друг с другом в семантических отношениях; 2) словарь, включающий максимальное количество лексем с примерами употребления лексико-семантических вариантов; 3) словарь, включающий все слова того или иного языка. ТЕЗИС [др.-греч. θέσίς положение, утверждение]. 1) Утверждение, избранное для доказательства, защиты или опровержения; 2) основополагающее утверждение в каком-л. тексте; 3) один из основных компонентов текста в рассуждении – доказательстве, рассуждении- раз-мышлении, рассуждении-объяснении. ТЕЗИСЫ. 1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме. Они подразделяются: а) на первичные (авторские) и б) вторичные, созданные на основе чужого текста. Первичные, оригинальные тезисы предназначены для научно-делового общения, публикуются в виде сборника тезисов, распространяются между участниками форума до его начала. Тезисы рассчитаны также на долговременного адресата – специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Для тезисов характерна строго нормативная композиционно-смысловая структура, включающая: а) преамбулу, содержащую ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования; б) основное тезисное изложение – 3-7 тезисов, составляющих предметно-логическое единство; в) заключительный тезис, ориентированный на целостную подытоживающую экспликацию выводного знания. К тезисам применяются строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. 2) Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. Читая текст предложенной для работы статьи, ученик излагает основную мысль абзаца в форме предложения. Тезисы могут использоваться как опорный материал для пересказа текста.