УСПЕШНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ. Достижение с помощью речи результата, соответствующего целевой установке (интенции) говорящего или пишущего. УСТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ТОЖДЕСТВА. Один из основных приемов сравнительно-исторического метода, направленный на анализ фонетического тождества, а затем и тождества форм. Тождественными являются такие звуки, морфемы, слова, словосочетания, которые имеют общее происхождение. Но при генетическом тождестве может не быть материального и семантического совпадения. Но наблюдается, например, регулярное чередование г – ж, железо (рус), gelezis (лит) УСТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВАНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ. Один из приемов сопоставительного метода, ориентированный на определение предмета сопоставления, его характера, типов сопоставительного сходства и различия. УСТНАЯ РЕЧЬ1. Речь звучащая, произносимая, первичная форма существования языка, более ранняя по времени возникновения, нежели письменная речь. Для бесписьменных языков – это единственная форма их существования. У.р. свойственны следующие характеристики: 1) неподготовленность; 2) линейность; 3) необратимость; 4) связь с физическим временем осуществления речи, повышающие автоматизм и случайность в употреблении языковых средств, снижающие возможность сознательного их отбора, требующего времени на поиск, что неизбежно отразилось бы на непрерывности речевого акта и потому нежелательно. Информативность, действенность У.р. повышается за счет средств: а) интонации; б) жестов и в) мимики. В обиходном общении используется устно-разговорная речь, обладающая синтаксическими, морфологическими, лексическими, фонетическими особенностями. В синтаксисе для У.р. характерны: 1) построения с нереализованными валентностями; 2) повторы; 3) конструкции с имени-тельным темы. Устная форма речи, применяемая в обиходном общении, реализуется и в других сферах функционирования языка: 1) в публичной, общественно адресованной речи; 2) в науч-ной сфере: доклад, лекция; 3) общественно-политической сфере: выступления на митингах, собраниях, заседаниях, по радио, телевидению и т.п.; 4) в правовой сфере (судебные речи). Для У.р., используемой в разных сферах, характерны: 1) повторы; 2) уточнения; 3) ассоциативные вставки; 4) употребление предложений неусложненной структуры; 5) использование тропов и сравнений; 6) приемов адресации речи; 7) языковых средств субъективно-модального и эмоционально-оценочного характера; 8) разговорных элементов. Синтез книжно-письменных, нейтральных и разговорных единиц в У.р. регулируется ситуативно-тематическими условиями, а также предпочтениями автора. У.р. индивидуализирована больше, чем письменная, так как момент ее подготовленности заключается обычно в продуманности логико-композиционной стороны речи. Чтение готового текста не считается У.р. У.р. может быть: 1) монологической: рас-сказ о событиях, публичные выступления на митинге, собрании, конференции и т.п.; 2) диалогической: беседа, дискуссия, обсуждение. Совмещение функций сообщения, общения и воздействия в У.р. прогнозирует насыщенность монологической формы элементами диалога. УСТНАЯ РЕЧЬ2 в риторике: инструмент действенности высказываний, непременная основа подготовки ритора; У.р. развертывается во времени; она ограничена содержательно, зато убедительна эмоционально. УСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Один из видов сочинений обучающего или контрольного характера. Создается на основе личных наблюдений и впечатлений или на основе литературного материала. Вначале идет сбор материала, затем составляется план с опорой на схему: общее впечатление от увиденного или прочитанного, описание качеств человека, выводы. Затем с опорой на план учащийся дает устную характеристику известного ему человека или героя литературного произведения. УСТНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ. Заимствование через посредство устной формы речи. УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ. Использование звуко-слухового канала связи при непосредственном общении (диалог, полилог) или опосредованном (радио, телевидение). УСТНЫЙ ОТЗЫВ О РАССКАЗЕ. Одна из форм отзыва, ориентированная на формирование навыков устной речи. Отзыв предполагает оценку произведения учеником. Он (ученик) должен высказать свое мнение, сказать о том, что нравится в героях, а что вызывает гнев или отвращение и другие чувства. На начальном этапе обучения – в VI классе – учащиеся учатся составлять отзывы о небольших по объему произведениях. На продвинутом этапе обучения отзывы пишутся о повестях, романах и др. видах и жанрах искусства. УСТОЙЧИВОСТЬ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА. Ограничение изменчивости знака коллективом носителей языка вследствие его социальности. УСТОЙЧИВЫЕ ОБОРОТЫ С ОТГЛАГОЛЬНЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. 1) Набор конструкций, характерных дня научной речи. Словосочетания, как правило, строятся по модели глаг. + отглаг. сущ. При этом в качестве стержневого слова выступают глаголы производить, фиксировать и др. В качестве зависимого выступает отглагольное существительное в В.п. (зафиксировать прекращение, сделать приспособление, производить сжигание, обеспечить формирование). 2) Один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в набор языковых средств, смоделированный с опорой на обобщенность-отвлеченность. УСТРАНЕНИЕ ЯЗЫКА. Насильственное прекращение функционирования языка в той или иной сфере общения. УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Одно из языковых средств разговорной речи, которое выражает ее непринужденность, чувственно-конкретный характер, эмоциональность и т.п. Например: Да, знаю. УТИЛИТАРНЫЙ [лат. utilitas польза, выгода]. 1) Ориентированный на практическую пользу; 2) прикладной. УТРАТА ЯЗЫКА. Прекращение использования этносом своего этнического языка в силу его незнания. Например, в конце прошлого века утратили свой язык айны – этнос, проживающий в Японии. УЧЕБНИК КАК ЖАНР УЧЕБНО-НАУЧНОГО ПОДСТИЛЯ. Жанр, ориентированный на представление учебной информации по тому или иному предмету; в учебнике наблюдается рубрикация на разделы, на параграфы; после каждого параграфа и раздела даются вопросы для проверки усвоенного материала; в вузовской практике учебники представляют собой изложение теоретического материала; сборник упражнений или задач, соответствующих изученной теории, публикуется отдельно; в школьной практике зачастую используются комплексные учебники, вбирающие в себя теоретическую, практическую и справочную части. УЧЕБНИК. Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника: 1) «сжатая полнота» информации, компрессия изучаемого материала; 2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала; 3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет; последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета; ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Один из жанров научного стиля. УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ. Одна из разновидностей научного стиля, включаю- щая следующие жанры учебно-методических работ; учебник, словарь, методическое пособие, лекцию и др. УЩЕМЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ (ЯЗЫКОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ). Нарушение гражданских и/или экономических прав личности или этнической группы по причине незнания или плохого знания языка численно или социально доминирующего на данной территории этноса.