Здесь приводится небольшой отрывок из словарных материалов. АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА: 1) привести наиболее точную фонетическую транскрипцию; 2) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки: а) у гласных: ряд, подъем, лабиализованность / нелабиализованность; полного образования или редуцированный и степень редукции, продвинутость начальной или конечной фазы гласного вперед и вверх рядом с мягким согласным: б) у согласных: место и способ образования, шумность, сонорность, глухость / звонкость, твердость / мягкость, лабиализованность / нелабиализованность. АНАЛИЗ ИНТОНАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА производится в следующей последовательности: 1) границы между синтагмами и фразами обозначаются вертикальными линиями; 2) подчеркиваются центры интонационных конструкций; 3) над центрами написать цифру, связанную с ИК; 4) учитывая подъем или падение тона, поставить после слова; 5) увеличить громкость и длительность центра ИК. АНАЛИЗ СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ включает следующие процедуры: 1) определить, есть ли ударение в слове; если нет, то слово является проклитикой или энклитикой; если у слова одно или более ударений, то надо определить, где слабое и сильное ударение; 2) если у слова разные грамматические формы, то определить, к какому акцентному типу относится слово; 3) если слово производное, определить место ударения в производящем и производном слове. АНАЛИЗ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. Данный вид анализа Л.Л. Касаткин рекомендует проводить по следующей схеме: 1) привести фонетическую транскрипцию слова, обозначив слоговые согласные и неслоговые гласные; 2) построить волну сонорности слова; 3) под буквами трансрипции цифрами обозначить степень сонорности звука; 4) на транскрипции вертикальными линиями обозначить слогоразделы; 5) пронумеровать слоги и дать их характеристику по первому и последнему слоговому / неслоговому звуку. АНАЛИЗ УДАРЕНИЯ В ТЕКСТЕ включает следующие процедуры: 1) обозначить вертикальными линиями границы между фонетическими синтагмами и фразами; пунктирными линиями – факультативные границы; 2) расставить сильные и слабые словесные ударения, синтагменные и фразовые ударения; 3) присоединить клитики к основной части фонетического слова (лигой при оформлении орфографической записи, дефисом – при транскрибировании). АРХИФОНЕМА (смешанная фонема, макрофонема). 1. Общее в звучании двух или более коррелятивных фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция. 2. Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления. (О.С. Ахманова). 3. Языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. (Л.Л. Касаткин). Термин архифонема был предложен Пражской лингвистической школой. Например, фонемы (с) и (з) представлены множествами позиционно чередующихся звуков. При этом доминанты и вариации этих фонем различны, кроме того могут быть звуки, не похожие друг на друга: [с’] и [ж’], нуль звука. В сигнификативно слабых позициях нейтрализующиеся фонемы перестают различаться. Именно эта общая часть называется архифонемой. БУКВА. Основная графическая единица в такой системе письма, где в качестве конечных единиц выделяются фонема и звук. Буква является основной единицей в русском письме, ингушском, чеченском, английском, немецком и т.п. ВАРИАНТЫ, ИЛИ АЛЛОФОНЫ ФОНЕМ. Все звуки, реализующие фонему: доминанта, вариации фонем, варианты фонем. ВАРИАНТЫ ФОНЕМЫ В СИГНИФИКАТИВНО СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ. Варианты неразличающихся, нейтрализованных фонем. Звуковые омонимы. ВАРИАЦИИ ФОНЕМЫ. Представители фонемы, которые появляются в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях. В слове пять фонема <а> представлена вариацией [ä]. Вариации фонемы – это звуковые синонимы ее доминанты. ВЕЛЯРИЗАЦИЯ. 1. (отвердение). Дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему, мягкому небу, что вызывает твердость согласных. 2. Изменение основной артикуляции согласного в сторону небной занавески. ВЕРХНИЙ ЭТАЖ РЕЧЕВОГО АППАРАТА. Органы, находящиеся над гортанью. К гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в ротовую и носовую полости, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть нёба называется твердым небом, задняя, мускулистая – мягким небом. Вместе с маленьким язычком мягкое небо называется небной занавеской. Полость рта выполняет роль резонатора. ГЕМИНАЦИЯ. Удвоение. ГИПЕРОНИМ. Слово с родовым понятием. ГИПЕРФОНЕМА. Функциональная единица, представленная в конкретной морфеме одни звуком или рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем. Единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфем: собака - с ба́ка, лебедь – /л’эб д’/. ГИПОНИМ. Слово с видовым понятием. ГЛАСНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ. В отличие от ударных, имеют количественные отличия, заключающиеся в том, что они короче ударных и произносятся с меньшей силой. Качественные отличия заключаются в том, что безударные являются редуцированными гласными. Они артикулируются менее энергично, чем ударные. ГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ. Гласные полного образования. ГРАФИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ПИСЬМА в разных системах обозначает разные единицы языка: 1) логограмма – слово; 2) морфемограмма – морфему; 3) силлабограмма – слог; 4) буква – фонему и звук. Основная графическая единица русского письма – буква. ГРАФИЧЕСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ: 1) неграфические сокращения (сложносокращенные слова, аббревиатуры: филфак, МГУ, вуз; 2) графические сокращения (г. – год, н/Д – на Дону); используются для экономии места и времени на письме. Принципы сокращения слов: 1) нельзя опускать начало слова; 2) сокращаются минимум две буквы (но: исключение ю. – юг объясняется аналогией с. – север); 3) при сокращении не допускается наличие гласной в качестве последней буквы (фа. – фабрика); 4) опускается одна линейно последовательная часть букв (нельзя сокращать фбрка; из этого принципы есть исключение: млн. – миллион). Выделяются шесть типов графических сокращений: 1) точечные: г. – год, напр. – например; 2) дефисные: р-н – район; 3) косолинейные сокращения, употребляемые при сокращении словосочетаний или сложных слов: п/о – почтовое отделение; 4) курсивные сокращения выделяются курсивом: г – грамм, л – литр; 5) нулевые сокращения графически не выделены: с – секунда; 6) комбинированные сокращения как результат применения нескольких приемов: ж.-д. – железнодорожный. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА. Л.Л. Касаткин предлагает следующий порядок анализа слова: 1) привести графическую запись слова; 2) определить графические значения всех букв и пробелов; 3) указать фонемный объем буквы или «пробела»; 4) отметить случаи, когда буква (пробел) уточняет значение соседней буквы; 5) стрелками обозначить проявление позиционного принципа графики [Касаткин 2002: 159]. ГЛОТОГРАФ. Электронный прибор, фиксирующий движение голосовых связок, приставляемый к шее в области гортани. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА. Его продолжительность во времени. Измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах (мс). В русском языке ударные гласные длительнее безударных. ЗАКОН СРЕДНЕГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. Закон, действующий в знаковой системе языка, обусловленный, по мнению М.В. Панова, тем, что «каждая знаковая система требует определенного среднего уровня той информации, которую несут ее знаки в определенную эпоху. Так и в языке: если... единицы... имеют уровень информации, который слишком высок для нового времени, для новых поколений... – то работает механизм его снижения. Если единицы языка имеют уровень информации, недостаточно высокий для общества в новых условиях... – то работает механизм его повышения» (Панов М.В. 1998). Самоорганизация языковых единиц проявляется на разных языковых уровнях: 1) система гласных, по М.В. Панову, упрощается при осложнении системы согласных; 2) существительные, прилагательные, числительные стремятся к упрощению новых образований – появление аналитических прилагательных типа бордо, беж, хаки; 3) в течение последних трех веков наблюдается усложнение морфемного состава глагольных форм (М.В. Панов приводит бесприставочное причастие верстанный, которое заменяется приставочным причастием сверстанный, в котором, на его взгляд, глагольный компонент значения поддерживает приставка с-); 4) лексическая подсистема как наиболее открытая, саморазвивающаяся реагирует на все изменения в обществе, о чем говорят новые, запросные слова, их употребление, а также переход устаревших слов в пассивный словарь; 5) отражение в синтаксисе сведений о мире, в связи с чем получили развитие: а) парцелляция – представление одного предложения несколькими самостоятельными единицами; б) сегментация – отчленение какой-либо части предложения, оформленной как самостоятельное предложение; в) тенденция к аналитизму – синтаксической несогласованности конструкций. ЗВУК В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ. В языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ. Направления в языкознании и литературоведении, изучающие разные по тону и произношению звуки, связываемые с различными ощущениями, представлениями: а связывают с изображением огромного пространства, е, и, ю – с выражением нежности. Цветовую гамму обозначают: красный цвет – а, синий – и, желто-зеленый – э и др. ЗВУК РЕЧИ. Конкретный звук, который произносится конкретным лицом в определенном случае. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве. ЗВУК ЯЗЫКА. Множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении. Звук языка – это эталон звука, звуковой тип
|