Навразова Хава Бакуевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, декан гуманитарного факультета Чеченского государственного педагогического института. Начала работу в Староатагинской СШ № 1 старшей пионервожатой, затем – учительницей русского языка и литературы, чеченского языка и литературы, была переведена завучем, а с 1978 по 1989 годы работала директором названной школы. Была награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», получила звание «Учитель-методист». С 1989 г. ассистент, затем старший преподаватель, доцент, профессор кафедры русского языка и МП ЧГПИ. В 1997 г. избрана деканом гуманитарного факультета. Окончила ЧГУ (филологический факультет), Северо-Осетинский государственный университет (юридический факультет), аспирантуру при Институте национальных проблем образования РФ (г. Москва), защитила кандидатскую диссертацию «Лингводидактические основы преподавания имени прилагательного русского языка учащимся чеченской школы» в 1995 г. Докторскую диссертацию «Синтаксис чеченского простого предложения» защитила в 2005 г. в Институте языкознания Российской Академии наук. Ею опубликовано около 40 научных работ. Статьи печатались в Грозном, Майкопе, Пятигорске, Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Барнауле. Опубликованы пособия для студентов «Простое предложение», «Слова категории состояния», методические рекомендации по методике преподавания русского языка, программа по курсу «Лексикография и фразеология» и др. В настоящее время работает в группе по подготовке 2-го тома фундаментальной «Грамматики чеченского языка», разрабатываемой в Комплексном научно-исследовательском институте Российской Академии наук в г. Грозном. Опубликована монография «Чеченский язык: описательный и сравнительно-типологичес-кий анализ». Принимала участие в научно-практических конференциях в гг. Москве, Майкопе, Пятигорске, Махачкале по проблемам общего языкознания, когнитивной лингвистики, методикам преподавания русского и национальных языков. Как декан гуманитарного факультета ведет работу по реализации на факультетских кафедрах новых спецдисциплин, спецкурсов, методических пособий и рекомендаций, которые обеспечивают потребности общего и профессионального образования. Расширяется материально-техническая база факультета, успешно работают лингафонные, методические кабинеты. На факультете функционирует научный семинар, проводятся студенческие конференции. Гуманитарный факультет живет насыщенной, интересной жизнью, где студент – главное действующее лицо. На факультете стали традиционными конкурсы на лучшую группу, старосту, чтеца, поэта. Встречи с интересными людьми, диспуты, «круглые» столы, конференции по прочитанным новым книгам местных авторов – вот неполный перечень того, чем живет сегодня самый большой факультет института – гуманитарный. В 2005 г. Хаве Бакуевне присвоено звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики». Избрана академиком Академии педагогических наук Российской Федерации в 2005 году. Список научных и учебно-методических работ 1. Диалектика национального и интернационального в изучении языков // VI научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ЧГПИ по итогам НИР за 1988-1989 гг. Тезисы докладов. – Грозный, 1989. 2. Актуальные проблемы интернационального воспитания в условиях демократического государства // Сборник статей профессорско-преподавательского состава ЧГУ. – Грозный, 1990. 3. Курсовые работы по методике преподавания русского языка в национальной школе: Материалы для эксперимента по составлению пособия по МПРЯ. – Грозный: Изд-во ЧГПИ, 1990. 4. Неморфологизированные члены предложения в простом предложении чеченского языка. – Грозный: Изд-во ЧГПИ, 1990. 5. Новое мышление и проблемы развития личности // VI научно-теоретическая конференция проф.-преп. состава ЧГПИ по итогам НИР за 1990-1991 учебный год. – Грозный, 1991. 6. Сопоставительный анализ односоставных предложений в русском и чеченском языках // Сборник тезисов профессорско-преподавательского состава ЧГУ. – Грозный, 1991. 7. Понятие сочинительной связи в синтаксических конструкциях различной степени сложности в чеченском языке. – М.: Изд-во ИЦПРЯ, 1993. 8. Лингводидактические особенности изучения морфологии на уроках русского языка в 5 классе чеченской школы // Тезисы межвузовской конференции ЧГПИ. – Грозный, 1993. 9. Обучение имени прилагательному русского языка учащихся чеченской школа. – М.: Институт национальных проблем образования, 1995. 10. Принципы отбора лексического материала для изучения имени прилагательного в чеченской школе // Материалы научно-практической конференции Института развития личности Российской Академии образования. – М., 1995. (в соавт.: Баширова Х.Б.). 11. Система упражнений по усвоению имени прилагательного в национальной (чеченской) школе // Материалы научно-практической конференции Института развития личности Российской Академии образования. – М., 1995. (в соавт.: Баширова Х.Б.). 12. Слова категории состояния: Пособие для студентов филологических факультетов. – М., 1995. 13. Порядок размещения членов предложения в чеченском языке // Сборник статей межвузовской научной конференции. – Пятигорск, 1998. 14. Предложения с лексически невыраженным субъектом в чеченском языке // Всероссийская научно-практическая конференция. – Майкоп, 1998. 15. Коммуникативно-прагматические аспекты фразеологии // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти З.И. Керашевой. – Майкоп, 1998. 16. Семантическая сущность послеслогов (на материале чеченского языка) // Сборник статей «Актуальные проблемы общего языкознания. – Уфа, 1999. 17. К проблеме языковых и речевых функций // Международная научно-практическая конференция «Лингвистика и школа». – Барнаул, 2000. 18. Структурные особенности простого предложения в русском языке: Пособие для студентов филологических факультетов. – М., 2003. 19. Глагольные лексемы в роли сказуемого (на материале эргативной конструкции) // Материалы Межвузовской научно-практической конференции. – Пятигорск, 2000. 20. Лингвистическое обоснование места единицы языка в системе средств развития речи (на материале изучения словосочетания) // Юбилейный сборник статей и тезисов, посвященный 5-летию Ингушского государственного университета. – Назрань, 2000. 21. Синтаксические особенности нахских языков // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти З.И. Керашевой «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2001. 22. Сущность послеслогов в чеченском языке // Юбилейный сборник ЧГПИ, посвященный 20-летию института. – Грозный, 2001. 23. Методика преподавания русского языка: Методические рекомендации для студентов филологических факультетов. – Грозный, 2001. 24. Лексикология и фразеология: Программа по курсу «Лексикология и фразеология». – М., 2001. 25. Характерологические свойства простого предложения в чеченском языке // Межвузовская научно-практическая конференция. – Грозный, 2002. 26. Гуманизация образования – основной критерий воспитания личности // Межвузовская научно-практическая конференция. – Грозный: Изд-во ЧГПИ, 2002. 27. Генетивная конструкция простого предложения чеченского языка // Всероссийская научная конференция «Проблемы обучения русскому языку как неродному в условиях модернизации образования». – Майкоп, 2003. 28. Способы синтаксической связи строевых компонентов простого предложения чеченского языка // IX Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – Екатеринбург, 2003. 29. Простые предложения (в помощь студенту): Пособие для студентов филологических факультетов. – М., 2003. 30. К вопросу о множественности конструкций простого предложения в чеченском языке // Всероссийская научно-теоретическая конференция, посвященная 80-летию З.И. Керашевой «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2003. 31. Семантическая организация простого предложения в чеченском языке // Материалы региональной научно-практической конференции «Вузовская наука – народному хозяйству». – Грозный: Изд-во ЧГУ, 2004. 32. Модальность достоверности в чеченском предложении // Материалы региональной научно-практической конференции «Вузовская наука – народному хозяйству». – Грозный: Изд-во ЧГУ, 2004. 33. Основные признаки эргативной конструкции в чеченском языке и других кавказских языках // Научная мысль Кавказа (приложение). – 2004. № 12. 34. Чеченский язык: описательный и сравнительно-типологический анализ. – Назрань: Пилигрим, 2005. Жеребило Т.В.
|