Воскресенье, 17.11.2024, 07:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Очерки о жизни и деятельности » Персоналии

ПЕРСОНАЛИИ . Навразова Хава Бакуевна
[ Скачать с сервера (145.2 Kb) ] 12.03.2011, 16:49
Навразова Хава Бакуевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, декан гуманитарного факультета Чеченского государственного педагогического института.
Начала работу в Староатагинской СШ № 1 старшей пионервожатой, затем – учительницей русского языка и литературы, чеченского языка и литературы, была переведена завучем, а с 1978 по 1989 годы работала директором названной школы. Была награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», получила звание «Учитель-методист».
С 1989 г. ассистент, затем старший преподаватель, доцент, профессор кафедры русского языка и МП ЧГПИ. В 1997 г. избрана деканом гуманитарного факультета.
Окончила ЧГУ (филологический факультет), Северо-Осетинский государственный университет (юридический факультет), аспирантуру при Институте национальных проблем образования РФ (г. Москва), защитила кандидатскую диссертацию «Лингводидактические основы преподавания имени прилагательного русского языка учащимся чеченской школы» в 1995 г. Докторскую диссертацию «Синтаксис чеченского простого предложения» защитила в 2005 г. в Институте языкознания Российской Академии наук.
Ею опубликовано около 40 научных работ. Статьи печатались в Грозном, Майкопе, Пятигорске, Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Барнауле. Опубликованы пособия для студентов «Простое предложение», «Слова категории состояния», методические рекомендации по методике преподавания русского языка, программа по курсу «Лексикография и фразеология» и др.
В настоящее время работает в группе по подготовке 2-го тома фундаментальной «Грамматики чеченского языка», разрабатываемой в Комплексном научно-исследовательском институте Российской Академии наук в г. Грозном.
Опубликована монография «Чеченский язык: описательный и сравнительно-типологичес-кий анализ».
Принимала участие в научно-практических конференциях в гг. Москве, Майкопе, Пятигорске, Махачкале по проблемам общего языкознания, когнитивной лингвистики, методикам преподавания русского и национальных языков.
Как декан гуманитарного факультета ведет работу по реализации на факультетских кафедрах новых спецдисциплин, спецкурсов, методических пособий и рекомендаций, которые обеспечивают потребности общего и профессионального образования.
Расширяется материально-техническая база факультета, успешно работают лингафонные, методические кабинеты. На факультете функционирует научный семинар, проводятся студенческие конференции. Гуманитарный факультет живет насыщенной, интересной жизнью, где студент – главное действующее лицо.
На факультете стали традиционными конкурсы на лучшую группу, старосту, чтеца, поэта. Встречи с интересными людьми, диспуты, «круглые» столы, конференции по прочитанным новым книгам местных авторов – вот неполный перечень того, чем живет сегодня самый большой факультет института – гуманитарный.
В 2005 г. Хаве Бакуевне присвоено звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики». Избрана академиком Академии педагогических наук Российской Федерации в 2005 году.

Список научных и учебно-методических работ
1. Диалектика национального и интернационального в изучении языков // VI научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ЧГПИ по итогам НИР за 1988-1989 гг. Тезисы докладов. – Грозный, 1989.
2. Актуальные проблемы интернационального воспитания в условиях демократического государства // Сборник статей профессорско-преподавательского состава ЧГУ. – Грозный, 1990.
3. Курсовые работы по методике преподавания русского языка в национальной школе: Материалы для эксперимента по составлению пособия по МПРЯ. – Грозный: Изд-во ЧГПИ, 1990.
4. Неморфологизированные члены предложения в простом предложении чеченского языка. – Грозный: Изд-во ЧГПИ, 1990.
5. Новое мышление и проблемы развития личности // VI научно-теоретическая конференция проф.-преп. состава ЧГПИ по итогам НИР за 1990-1991 учебный год. – Грозный, 1991.
6. Сопоставительный анализ односоставных предложений в русском и чеченском языках // Сборник тезисов профессорско-преподавательского состава ЧГУ. – Грозный, 1991.
7. Понятие сочинительной связи в синтаксических конструкциях различной степени сложности в чеченском языке. – М.: Изд-во ИЦПРЯ, 1993.
8. Лингводидактические особенности изучения морфологии на уроках русского языка в 5 классе чеченской школы // Тезисы межвузовской конференции ЧГПИ. – Грозный, 1993.
9. Обучение имени прилагательному русского языка учащихся чеченской школа. – М.: Институт национальных проблем образования, 1995.
10. Принципы отбора лексического материала для изучения имени прилагательного в чеченской школе // Материалы научно-практической конференции Института развития личности Российской Академии образования. – М., 1995. (в соавт.: Баширова Х.Б.).
11. Система упражнений по усвоению имени прилагательного в национальной (чеченской) школе // Материалы научно-практической конференции Института развития личности Российской Академии образования. – М., 1995. (в соавт.: Баширова Х.Б.).
12. Слова категории состояния: Пособие для студентов филологических факультетов. – М., 1995.
13. Порядок размещения членов предложения в чеченском языке // Сборник статей межвузовской научной конференции. – Пятигорск, 1998.
14. Предложения с лексически невыраженным субъектом в чеченском языке // Всероссийская научно-практическая конференция. – Майкоп, 1998.
15. Коммуникативно-прагматические аспекты фразеологии // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти З.И. Керашевой. – Майкоп, 1998.
16. Семантическая сущность послеслогов (на материале чеченского языка) // Сборник статей «Актуальные проблемы общего языкознания. – Уфа, 1999.
17. К проблеме языковых и речевых функций // Международная научно-практическая конференция «Лингвистика и школа». – Барнаул, 2000.
18. Структурные особенности простого предложения в русском языке: Пособие для студентов филологических факультетов. – М., 2003.
19. Глагольные лексемы в роли сказуемого (на материале эргативной конструкции) // Материалы Межвузовской научно-практической конференции. – Пятигорск, 2000.
20. Лингвистическое обоснование места единицы языка в системе средств развития речи (на материале изучения словосочетания) // Юбилейный сборник статей и тезисов, посвященный 5-летию Ингушского государственного университета. – Назрань, 2000.
21. Синтаксические особенности нахских языков // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти З.И. Керашевой «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2001.
22. Сущность послеслогов в чеченском языке // Юбилейный сборник ЧГПИ, посвященный 20-летию института. – Грозный, 2001.
23. Методика преподавания русского языка: Методические рекомендации для студентов филологических факультетов. – Грозный, 2001.
24. Лексикология и фразеология: Программа по курсу «Лексикология и фразеология». – М., 2001.
25. Характерологические свойства простого предложения в чеченском языке // Межвузовская научно-практическая конференция. – Грозный, 2002.
26. Гуманизация образования – основной критерий воспитания личности // Межвузовская научно-практическая конференция. – Грозный: Изд-во ЧГПИ, 2002.
27. Генетивная конструкция простого предложения чеченского языка // Всероссийская научная конференция «Проблемы обучения русскому языку как неродному в условиях модернизации образования». – Майкоп, 2003.
28. Способы синтаксической связи строевых компонентов простого предложения чеченского языка // IX Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – Екатеринбург, 2003.
29. Простые предложения (в помощь студенту): Пособие для студентов филологических факультетов. – М., 2003.
30. К вопросу о множественности конструкций простого предложения в чеченском языке // Всероссийская научно-теоретическая конференция, посвященная 80-летию З.И. Керашевой «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2003.
31. Семантическая организация простого предложения в чеченском языке // Материалы региональной научно-практической конференции «Вузовская наука – народному хозяйству». – Грозный: Изд-во ЧГУ, 2004.
32. Модальность достоверности в чеченском предложении // Материалы региональной научно-практической конференции «Вузовская наука – народному хозяйству». – Грозный: Изд-во ЧГУ, 2004.
33. Основные признаки эргативной конструкции в чеченском языке и других кавказских языках // Научная мысль Кавказа (приложение). – 2004. № 12.
34. Чеченский язык: описательный и сравнительно-типологический анализ. – Назрань: Пилигрим, 2005.
Жеребило Т.В.

Категория: Персоналии | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: доктор филологических наук, профессор, Чеченский госпединститут
Просмотров: 2433 | Загрузок: 149 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 4
Хава Бакуевна работает, не покладая рук. tongue tongue tongue

2 Ольга  
Всестороняя одарённость свидетельствует о гармоничности натуры.

Само собой разумеется. Хава Бакуевна - весьма гармоничная личность.

Хава Бакуевна - всесторонне одарённый человек. tongue angel bye prof prof prof

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0