ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ – 13.00. 02. Информационное пространство современной теории и методики обучения языкам, включающее различные фрагменты обозначенной теории, характеризуется наличием ряда направлений. В рамках традиционной парадигмы представителями вузовской науки в 80-е годы были защищены диссертации по методике преподавания русского языка в национальной школе. На материале русского словообразования приемы стилистической работы обосновала Т.В. Жеребило, изложив результаты своих изысканий в кандидатской диссертации. Проблема обогащения русской речи учащихся 5-9 кл. чеченских и ингушских школ исследовалась Т.И.Сергановой. В этот же период кафедра русского языка Чечено-Ингушского государственного педагогического института выступает инициатором проведения эксперимента по проблемам обогащения словарного запаса учащихся сельских школ. Под руководством д.ф.н. проф. И.А.Ширшова многолетний поисковый и констатирующий эксперимент проводится в Ново-Атагинской СШ №1 и Веденской СШ. В сборе, обработке и описании экспериментальных данных участвовали члены кафедры русского языка: С.А.Алексанова, Р.А. Буралова, Т.В.Жеребило, А.В. Кузнецов, Н.П.Маменко, А.М.Мухиева, А.И.Тутынина, Б.А. Хазбулатов, А.Ш.Целиева и др. Теоретические построения, методические системы, технологии, практические разработки, рекомендации, авторские программы, ставшие результатом диссертационных исследований, а также итогом коллективной экспериментальной работы, использовались преподавателями русского языка, внедрялись в учебный процесс филологического факультета ЧИГПИ. Для проведения экспериментальной работы по функциональной стилистике, культуре речи, развитию связной речи широко привлекались студенты, занимавшиеся постановкой речеведческого эксперимента в сельских и городских школах республики. К концу 80-х годов ХХ века методика преподавания русского языка в Чечено-Ингушской АССР была уже представлена двумя основными направлениями: методикой преподавания русского языка в русских школах и методикой обучения русской речи в национальных школах. Оценивая развитие теории и методики обучения языкам в 80-е годы, можно, пожалуй, сказать, что в истории этого научного направления ХХ век закончился к началу 90-х годов, а новый ХХ1 век, хотя хронологически и начался 1 января 20001 года, фактически берет отсчет от 1991 года – с того момента, когда в Чечено-Ингушетии, а затем уже в Чеченской Республике начинается новый этап языкового строительства, стимулировавший диссертационные изыскания в области теории и методики обучения чеченскому языку. Кандидатскую диссертацию, посвященную основам обучения чеченской грамоте, защищает Э.Х. Солтаханов. Систему изучения прилагательного в средней школе обосновывает Х.Б. Навразова. После 2000 года технологию обучения чеченскому литературному языку учащихся начальных классов в диалектных условиях разрабатывает С.А.Алиева. Под грохот пушек в Чеченской Республике рождался новый, более жестокий и динамичный ХХ1 век, который не только провел демаркационную линию между периодами в общественной жизни, но и обозначил разрыв в науке, в частности, в теории и методике обучения языкам. Исследователи 90-х годов ХХ1 в. в своих построениях уже не опираются на исследования 80-х годов. Они ищут новые подходы, основываясь на «модных» в 90-е годы концепциях национального образования. Начиная с 1996 года, после диссертации по проблемам составления и использования словарей на основе функционально-стилистического инварианта (Т.В.Жеребило), исследования в области теории и методики обучения смыкаются с такими проблемами прикладной лингвистики, как: 1) Упорядочение, унификация и стандартизация лингвостилистической терминологии, понятийно-терминологического аппарата культуры речи, теории текста, речеведения, риторики; 2) отбор языкового материала в целях совершенствования методики преподавания языков. Образцы решения поднятых Т.В.Жеребило проблем нашли отражение в монографиях «Проблемы описания понятийно-терминологического аппарата и общеупотребительной лексики в учебных целях» (Грозный, 1993:263); «Функционально-стилистический инвариант в учебной лексикографии» (Назрань, 2005: 363), в учебных пособиях «Развитие речи учащихся национальной школы» (Грозный, 1991: 97), «Сборник упражнений по культуре речи» (Грозный, 1997: 52), «Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности» (Грозный, 1997: 47). Была выпущена серия учебных словарей: 1) Учебный словарь по стилистике русского языка и культуре речи: (Грозный, 1992:15); 2)Учебный словарь по культуре речи (Грозный: 1995; 50); 3) Учебный нормативно-стилистический словарь (для учащихся VII кл. профильных учебных заведений) (Грозный, 1997: 60); 4) Введение в языкознание: Словарь-справочник (Грозный: 1998: 82); 5) Методы исследования в языкознании: Словарь терминов (Грозный, !999: 52); 6) Словарь лингвистических терминов (Назрань, 2004: 155); 7) Словарь лингвистических терминов (Назрань, 2005: 376) и др. Направление, основанное на применении прикладной лингвистики в теории и методике обучения языкам функционально-стилистического инварианта, оформилась в научную школу к 2000 году. В этот же период в Чеченском государственном педагогическом институте была открыта аспирантура, что позволило придать целенаправленный характер исследованиям в области учебной лексикографии. Различные аспекты содержания и структуры учебных одноязычных и двуязычных словарей, в основе построения которых лежит функционально-стилистический инвариант, разрабатывают Т.Т.Абдулкадырова, З.А.Акмурзаева, А.Т.Адильгереева, Л.С.Мусаева, Т.Б.Дунаева, А.С-Х. Сисиева, А.А.Сулибанова, З.М.Тайсумова и др. Результаты их исследований публиковались в ежегодном научном сборнике ЧГПИ «Вопросы общей и чеченской филологии», а также на страницах журнала «Lingua - Universum» (2006, № 1-6; 2007, № 1-3). В перспективе предполагается создание серии базовых учебных словарей, нацеленных на использование как в средних школах, так и в учебном процессе вузов Чеченской Республики. Т.В.Жеребило
|