МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ ИМ. АБЫЛАЙ ХАНА МАТЕРИАЛЫ 1-ой Международной научно-практической конференции «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» Часть 2 Секции 4-6 г. Магас Назрань – 2010 УДК 81 ББК 81.2-5 Я41 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Ингушского государственного университета ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ: проф. Мартазанов А.М. (председатель), проф. Султыгова З.Х. (зам. председателя), доц. Кульбужев М.А. (зам. председателя), проф. Чакликова А.Т., проф. Дуйсекова К.К., проф. Жеребило Т.В., доц. Евлоева З.И., Дотмурзиева З.С., Плиева А.О. (секретарь). РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: проф. Мартазанов А.М. (отв. редактор), проф. Султыгова З.Х., доц. Кульбужев М.А., Дотмурзиева З.С. Языковая личность в современном мире: Материалы 1-ой Международной научно-практической конференции. Часть 2. Секции 4-6. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 248 с. ISBN 978-5-98993-150-7 В сборнике представлены материалы 1-ой Международной научно-практической конференции «Языковая личность в современном мире». Работы охватывают широкую тематику научных проблем по лингвистике, межкультурной коммуникации, литературоведению и методике преподавания лингвистических дисциплин и могут представлять интерес для студентов, аспирантов, соискателей, а также преподавателей, работающих в соответствующих направлениях. УДК 81 ББК 81.2-5 Авторы опубликованных докладов несут полную ответственность за достоверность представленных данных, подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных, имен собственных и прочих сведений, а также за корректность и этичность обосновываемых ими положений и выводов. ISBN 978-5-98993-150-7 © Ингушский государственный университет, 2010. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ Мартазанов А.М. (председатель) доктор филологических наук, профессор, ректор Ингушского государственного университета (РФ) Султыгова З.Х. (зам. председателя) доктор химических наук, профессор, проректор по научной работе Ингушского государственного университета (РФ) Кульбужев М.А. (зам. председателя) кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Ингушского государственного университета Чакликова А.Т. доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Казахского университета международных отношений и мировых языков им.Абылай хана (Республика Казахстан) Дуйсекова К.К. доктор филологических наук, профессор, проректор по учебно-методической работе Казахского университета международных отношений и миро-вых языков им.Абылай хана (Республика Казахстан) Жеребило Т.В. доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Ингушского государственного университета (РФ) Евлоева З.И. кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой французского языка Ингушского государ-ственного университета (РФ) Дотмурзиева З.С. кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, заместитель декана филологи-ческого факультета Ингушского государственного университета (РФ) Плиева А.О. (секретарь) ассистент кафедры английского языка Ингушского государственного университета (РФ) Марсель Пикхарт (эксперт) доцент кафедры прикладной лингвистики Университета Градец-Кралове; доктор наук по литературе; магистр теологии, педагогики, английского языка и философии; член Чешской ассоциации по изучению английского языка и Европейского общества ESSE (Чехия) ORGANIZING COMMITTEE Martazanov A.M. (Chair) Doctor of Science, Professor, Rector of the Ingush State University (RF) Sultygova Z.Kh. (Vice-chair) Doctor of Science, Professor, Vice-rector for Research (Ingush State University, RF) Kulbuzhev M.A. (Vice-chair) PhD in Philology, Assistant Professor, Dean of the Philological department (Ingush State University, RF) Chaklikova A.T. Doctor of Science, Professor, Vice-rector for Research (Kasakh University of International Relations and World Languages n.a. Abylay khan, Kazakhstan) Duisekova K.K. Doctor of Science, Professor, Vice-rector for Education and Methodics (Kasakh University of International Relations and World Languages n.a. Abylay khan, Kazakhstan) Zherebilo T.V. Doctor of Science in Pedagogy, PhD in Philology, Professor of the Russian language department (Ingush State University, RF) Yevloeva Z.I. PhD in Philology, Assistant Professor, Chair of French department (Ingush State University, RF) Dotmurzieva Z.S. PhD in Philology, Assistant Professor, Vice-dean of the Philological department for research and international relations (Ingush State University, RF) Pleva A.O. (Secretary) Assistant lecturer of the English language department (Ingush State University, RF) Marcel Pickhart (expert) PhD in English Literature, MTheol Degree in Theology, MA Degree in Education, English language and Philosophy; Assistant Professor (Department of Applied Linguistics, University of Hradec Kralove); Member of Czech Association for the Study of English and Member of European Society for the Study of English (ESSE) (Czech Republic) СОДЕРЖАНИЕ Секция 4. ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 10 Алиева П.М. Особенности терминологической деривации 10 Вохрышева Е.В. Типология и стилистические особенности русских и английских загадок 14 Гадаборшева Т.Н. Локальный дейксис в судебном диалоге 22 Даирова А.Р. Референциальные особенности пропозитивных имен 27 Дидигова И.Б. Классификация терминов и понятий лингвистики текста 35 Добриева З.И. Производное слово как объект описания в русистике 41 Жеребило Т.В. Лексикографирование приставочных глаголов в аспекте теории языковой личности 44 Евсеева Т.В. Некоторые вспомогательные элементы художественного переводного произведения: комментарий, примечание 50 Калашникова А.А. Никнейм как аспект реализации прагматического уровня языковой личности блоггера 56 Мальсагова М.И. Лингвистическая релевантность понятия «текст» 63 Пугоева З.М. Формально-структурный анализ монолексемных и полилексемных терминологических образований 68 Рамазанова П.К. Явление паронимии в современной лингвистике 74 Ужахова З.М. О взаимодействии языковых знаков при реализации категории модуса в речевом общении 79 Хадзиева Л.М. Проблема модальности в немецком языке и средства ее выражения 82 Хадзиева М.М. Ударение в сложных словах в немецком языке 88 Хамхоева П.А. Вопросительные конструкции, встречающиеся в идиолекте Дж. Яндиева 94 Секция 5. РУССКАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В АСПЕКТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 103 Безрукавая М.В. Аспекты языковой личности в парафразах сакрального текста 103 Братко Н.В. Тематическое разнообразие поэтического творчества ингушских поэтов второй половины ХХ века 108 Дронсейка Р.П. К вопросу об изучении языковой личности писателя (на примере анализа Б.Акунина – Г. Чхартишвили) 113 Кодзоева П.З. Система хронотопов в рассказе В.С. Маканина «Сюр в Пролетарском районе» 119 Керимова Р.А. Лексико-семантические особенности сравнений в поэзии К. Кулиева 125 Косянова О.М. «Риторика» и «красноречие» в восприятии А.П. Чехова 133 Кравцова Ю.В. Поэзия и проза как отражение языковой личности писателя-«билингва» 136 Мартазанова Х.М. «Синий камень» – немой свидетель трагедии народа 144 Матиева О. Р. Образ матери в прозе о ВОВ (по рассказу В. Быкова «Свояки» и повести А. Бокова «Старый дом») 149 Тугаева М.А. Трансцендентность в поэзии анны ахматовой 152 Тумгоева А.В. Нравственно-философский аспект прозы о депортации (по рассказам Саида Чахкиева «Выйти замуж за огонь» и «Крошки хлеба») 159 Хадзиева А.А. Сатира и юмор в творчестве Бадрудина Горчханова 165 Секция 6. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ 171 Адель Абд АльХалейм АльШейх. Погружение в изучаемую культуру на уроках английского языка как иностранного – мечта и реальность 171 Антанькова О.А. Страноведческий и лингвострановедческий аспекты обучения русскому языку как иностранному 187 Евлоева З.И., Бекова Т.Ю. Использование интернет-ресурсов в обучении французскому языку 190 Малашихина И.А. Междисциплинарный контекст теории педагогического общения в антологии педагогической мысли 200 Малько А.И. Использование изложений на занятиях по русскому языку для развития связной речи студентов-иностранцев 208 Манкевич Ж.Б. «Централизованная» графическая опора как средство оптимизации самостоятельной работы в вузе 211 Парижева М.А. Опыт разработки модели внедрения современных методик обучения иностранным языкам 216 Черепкова Н.В., Пархоменко Ю.В. Особенности письма у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях билингвизма 221 Плиева А.О. Этнолингводидактическое сопровождение обучения английскому языку на начальном этапе в условиях ингушско- русского двуязычия 228 Плотников Е.А. Использование данных корпусной лингвистики в процессе формирования англоязычной грамматической компетенции 231 Радевич Т.В, Сафронова Е.А. Лингвострановедческий аспект в преподавании русского языка как иностранного 236 Беатрис де Саллес. Современные методики обучения языкам у детей на раннем этапе 238 Шатравко Н.С. К проблеме формирования языковой личности руководителя в условиях билингвизма 244 CONTENTS Session 4. ISSUES OF GENERAL LINGUSTICS 10 Alieva P.M. Pecularities of terminological derivation 10 Vokhrysheva E.V. Typology and stylistic features of Russian and English riddles 14 Gadaborsheva T.N. Local deixis in a judicial dialogue 22 Dairova A.R. Referential features of propositional names 27 Didigova I.B. Classification of terms and notions of text linguistics 35 Dobrieva Z.I. A derivative as an object of research in russian studies 41 Zherebilo T.V. Lexicography of suffixal verbs in the light of theory of lingual identity 44 Yevseeva T.V. Some secondary elements of translated piece of art: commentary, annotation 50 Kalachnikova А.А. Nickname as an aspect of actualization of pragmatic level of a blogger’s lingual identity 56 Malsagova M.I. Linguistic relevancy of the notion “text” 63 Pugoeva Z.M. Formal and structural analysis of single-lexeme and poly-lexeme terminological forms 68 Ramazanova P.K. The phenomenon of paronymy in contemporary linguistics 74 Uzhakhova Z.M. On interaction of language signs in realization of modus category in speech communication 79 Khadzieva L.M. The modality issue in German and means of its expression 82 Khadzieva M.M. Stress in compound words in German 88 Khamkhoeva P.A. Interrogative forms in the idiolect of Dzh.Yandiev 94 Session 5. RUSSIAN, NATIONAL AND FOREIGN LITERATURE IN INTERACTION 103 Bezrukavaya M.B. Aspects of lingusl identity in circumlocution of a sacral text 103 Bratko N.V. Subject diversity of the Ingush poets work in the second half of XX century 108 Dronseyka R.P. Revisited studies of author’s lingual identity (analysis of works by B.Akunin and G.Chkhartishvili) 113 Kodzoeva P.Z. System of chronotopos in the story “Sur in the Proletarian district” by V.S. Makanin 119 Kerimova R.A. Lexical and semantic characteristic of simile in the poetry of K.Kuliev 125 Kosyanova O.M. “Rhetoric” and “oratory” in perception of A.P.Chekhov 133 Kravtsova Y.V. Poetry and prose as relection of linguistic identity of a bilingual writer 136 Martazanova Kh.M. “Blue stone” – dumb witness of the people’s tragedy 144 Matieva O.R. Image of the mother in the prose about the Great Partiotic War (short stories “Brothers-in-law” by B.Bykov and a novel “The old house” by A.Bokov) 149 Tugaeva M.A. Transcendence in the poetry of Anna Akhmatova 152 Tumgoeva A.V. Ethic and philosophical aspect of the prose about the deportation (short stories of Said Chakhkiev “To marry a flame” and “Breadcrumbs”) 159 Khadzieva A.A. Satire and humor in the work of Badrudin Gorchkhanov 165 Session 6. MODERN METHODS OF LANGUAGE TEACHING 171 Adel Abd AlHaliem AlSheikh. Target culture inclusion in EFL classes – the dream and the reality 171 Antankova O.A. Aspects of country-specific studies in teaching Russian as a foreign language 187 Yevloeva Z.I., Bekova T.Y. Usage of internet sources in teaching French 190 Malashikhina I.A. Interdisciplinary context of the theory of pedagogical communication in the anthology of pedagogical idea 200 Mal’ko A.I. Usage of recitations on the Russian lessons for developing of the connected speech by foreign students 208 Mankevich Zh.B. “Centralized” graphical support as a tool of optimization of individual work at a high school 211 Parizheva M.A. Experience of developing a model of modern methods implementation in foreign language teaching 216 Cherepkova N.V., Parkhomenko Y.V. Distinctive features of writing by children of the primary school age educated in the conditions of bilingualism 221 Plieva A.O. Ethnic and linguistic accompaniment of teaching English on the initial stage in the conditions of Ingush-Russian bilingualism 228 Plotnikov E.A. Applying the data of corpus linguistics in the process of formation of English grammar competence 231 Radevich T.V., Safronova E.A. Aspect of country-specific studies in teaching Russian as a foreign language 236 Beatrice de Salles. Contemporary language teaching methods for children in their early years 238 Shatravko N.S. About the issue of forming of a manager’s lingual identity in conditions of bilingualism 244
|