Посвящается памяти Г.А. Фомичевой От автора Предлагаемая вниманию читателя книга написана около пятнадцати лет назад. С тех пор появилось много работ, пре-вышающих эту, в свое время неопубликованную монографию, совершенством отделки, богатством языкового материала, подвергнутого исследованию с разных позиций, с помощью разных методов: традиционных, когнитивно-прагматических и пр. Однако старая работа влечет к себе. Трудно осмыслить, в чем ее притягательная сила, почему именно ее хочется читать и перечитывать. Может, потому, что в ней, как в зародыше, содержится рациональное зерно всех будущих идей, несбывшихся надежд, всех написанных и ненаписанных монографий, брошюр, сло-варей. Может быть, еще и потому, что своеобразие ее заклюю-чается в близости к большому языковому материалу, карто-тека которого составила более ста тысяч единиц, но так до конца и не была описана в этой книге. Возможно, еще и оттого, что идея синтеза значений, форм, функций в лексикографии казалась такой «прозрачной», увлекательной. Стремление к раскрытию системности слов, отражающих явления экстралингвистического мира, прони-зывает все изыскания того периода. Возможно и наверняка, и даже точно что-то устарело в этой работе. Но сегодня ¬– в условиях лексикографического бума начала XXI века – мы возвращаемся к неопубликованной работе, чтобы заново ос-мыслить ее теоретическое и практическое значение, а также актуализировать цифровой материал проводившегося в тече-ние нескольких лет эксперимента с целью обратить внимание молодых исследователей на остающиеся по-прежнему акту-альными проблемы использования в речи терминолексем и общеупотребительных слов – проблемы, по-прежнему волну-ющие специалистов в области общей и учебной лексико-графии. Публикуется книга в более поздней авторской редакции, хотя ее структура, основные концептуальные положения, спи-сок литературы и другие компоненты работы в основном сох-раняют свой первоначальный облик. Т.В. Жеребило. Второе издание подготовлено для аспирантов и соискателей, обучающихсчя по специальности 13.00.02-Теория и методика обучения и воспитания (русский язык).
|