Суббота, 21.04.2018, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум " Миссия учёного". » Содержание научных исследований. » Инвариант как научная проблема » Информационная модель текста. (Компоненты информационной модели текста.)
Информационная модель текста.
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 12:51 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
В информационную модель текста входят типовые компоненты: описание типовой ситуации общения, характеристика композиционных частей текста, перечень языковых средств. Приведём ряд примеров.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 12:55 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ ОБСТАНОВКИ: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи общения: а) информирование;
б) выражение мнения (оценка); 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) общее представление о помеще-нии, обстановке; 2) описание деталей, комментарии к ним; 3) выводы (оценка). III. Языковые средства: 1) перечисление постоянных признаков, передаваемое односоставными предложениями номинативного типа, в совокупности с однородными подлежащими; 2) эллиптические предложения, указывающие на наличие предметов и т.п.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 12:57 | Сообщение # 3
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ ПАМЯТНИКА состоит из следующих компонентов: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи общения: а) информирование; б) выражение мнения (оценка); 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) начало (собственно описание памятника); 2) исторический экскурс (рассказ о героях, которым посвящен памятник); 3) заключение (связь прошлого с настоящим). III. Языковые средства: 1) глаголы-сказуемые в форме настоящего времени или сказуемые, выраженные краткими причастиями или прилагательными, передающие одновременность и статичность действия; 2) эллиптические предложения; 3) опорные обстоятельственные слова со значением места; 4) лексика, тематически объединенная по темам «Родина», «Героизм» и т.п.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:00 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ включает в себя следующие конституэнты: I. Ситуация общения: 1) направленность на получателя информации; 2) задачи: а) информирование; б) выражение мнения; 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) общее впечатление от увиденного; 2) собственно описание природы; 3) обобщение. III. Языковые средства: 1) видо-временные формы глаголов-сказуемых, выражающие значение одновременности действия и его статичности; 2) опорные обстоятельственные слова, представляющие описание картины в пространственной и иногда временной перспективе; 3) опорные оценочные слова; 4) эмоционально-окрашенная лексика; 5) лексика, тематически объединенная вокруг тем «Лето», «Осень» и др.; 6) интонация перечисления, проявляющаяся на разных языковых уровнях.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:03 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКИ: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи общения: а) информирование; б) выражение мнения (оценка); 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) черты характера; 2) биографические данные; 3) наклонности; 4) интересы; 5) особенности портрета как один из компонентов характеристики. III. Языковые средства: 1) односоставные предложения номинативного типа; 2) однородные приложения; однородные определительные конструкции; 3) обстоятельственные слова, видо-временные формы глагола-сказуемого, именное сказуемое, используемые для перечисления постоянных и временных признаков объекта
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:05 | Сообщение # 6
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЧЕРКА как повествования расширенного типа включает в себя ряд компонентов: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи общения: а) информирование; б) выражение мнения (оценка); 3) функции об-щения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) экспозиция: а) краткая характеристика эпохи; б) основные исторические события;
в) имена знаменитых современников героя повествования (по возможности – отношения между ними); г) место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей его времени; 2) средняя часть повествования: пояснения, оценки, суждения; 3) заключение: один-два ярких эпизода из жизни героя повествования. III. Языковые средства: 1) ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий (глаголы сов. и несов. в.); 2) формы слов и словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места; 3) прямой и обратный порядок слов.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:06 | Сообщение # 7
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО ТИПА состоит из следующей совокупности компонентов: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи: а) информирование; б) выражение мнения (оценка);
3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) где и когда родился (умер) герой повествования, кто родители;
2) когда и где начинал учиться, какое получил образование; 3) когда и где начал работать, где работал, какие должности занимал; 4) главные события жизни; 5) главное дело жизни. III. Языковые средства: 1) ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий;
2) формы слов и словосочетаний, выражающие обстоятельственные значения времени; 3) по преимуществу прямой порядок слов.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:08 | Сообщение # 8
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ-РАССКАЗА прогнозирует наличие следующих компонентов: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи: а) информирование; б) выражение мнения; 3) функции: а) познавательная;
б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) предыстория: а) фон; история события; б) время; место; в) основные герои повествования; 2) сюжетное повествование, дополненное комментариями, пояснениями, оценками; разнообразные сведения в виде авторских пояснений; 3) заключение; 4) фоновый, сюжетный и авторский планы текста (на протяжении всего повествования). III. Языковые особенности: 1) глаголы, отражающие развитие действия в определенной временной последовательности; 2) разнообразные синтаксические конструкции; 3) многообразная лексика; 4) разные части речи
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:10 | Сообщение # 9
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОРТРЕТА: I. Ситуация общения: 1) ориентированность на получателя информации; 2) задачи общения: а) информирование; б) выражение мнения (оценка); 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная.
II. Структурно-композиционные части: 1) общая характеристика; 2) история создания портрета; 3) внешние данные изображенного на портрете человека: а) лицо; б) глаза; в) волосы;
г) одежда; 4) особенности душевного состояния, характера; 5) оценка портрета. III. Языковые средства: 1) лексика, тематически объединенная вокруг понятий: а) внешний облик; б) возраст; в) волосы; г) лицо; д) рост; е) телосложение; ж) походка; з) одежда и др.; 2) однородные члены предложения, описывающие внешний и внутренний мир героя, изображенного художником;
3) составные именные сказуемые; 4) оценочные слова.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:12 | Сообщение # 10
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ–ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: I. Ситуа-
ция общения: 1) обращенность к определенному адресату или группе слушателей; 2) основная задача – доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста; 3) функ-
ция общения – ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) экспозиция – 1-й абзац; 2) вопрос – 2-й абзац; 3) тезис – 3-й абзац; 4) аргументация тезиса – 4-й,
5-й абзацы и др.; III. Языковые средства: усложненные синтаксические конструкции; ввод-
ные слова, связывающие абзацы; вопрос «почему» после тезиса; предложение – клише «Нет,
не правы!»
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:13 | Сообщение # 11
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ-ОБЪЯСНЕНИЯ: I. Ситуация общения: 1) текст адресован конкретному слушателю или группе читателей; 2) основная задача общения - информирование, раскрытие содержания тезиса; 3) функция общения - познавательная. II. Структурно-композиционные части: 1) экспозиция; 2) вопрос; 3) ответ на вопрос (тезис); 4) доказательство тезиса; 5) выводы. III. Языковые средства: 1) устойчивые обороты (оказалось, что...; дело в том, что...; вот почему...; вот, например...; об этом свидетельствуют факты...; как выяснилось ...); 2) глаголы в форме 3-го лица, настоящего времени, обозначающие действия, не относящиеся к конкретному времени.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Воскресенье, 10.07.2011, 13:15 | Сообщение # 12
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЯ: I. Ситуация об-щения: 1) обращенность автора речи к читателю, слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов, до конца понять не только особенности предмета размышления, но и свои мысли, чувства (все это обуславливает частотность рассуждений-размышлений в художественных произведениях, в публицистической литературе);
2) основная задача общения - выразить мнение, разрешить сложную проблему; 3) функция
общения - ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу); 2.) система проблемных вопросов и ответы на
них; 3) выводы. III. Языковые средства: 1) одно из синтаксических средств - вопросно-ответная форма (вопросы на стадии оформления могут опускаться: они остаются как бы
«скрытыми внутри», их также можно оставлять в качестве скреп между абзацами);
2) усложненные конструкции.
 
ТатьянаВасильевнаДата: Четверг, 14.07.2011, 11:30 | Сообщение # 13
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Награды: 27
Репутация: 29
Статус: Offline
В информационной модели текст может характеризоватьсчя с разных позиций. Например:

РЕФЕРАТ КАК ЖАНР НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО ПОДСТИЛЯ включает выходные данные реферируемых работ, характеристику содержания; в реферативных журналах публикуется информация о новейших статьях, монографиях, диссертациях в области тех или иных наук. Информационная модель реферата как жанра научно-информативного подстиля может быть представлена следующим образом: I. Ситуация общения: 1) общение со множеством людей; 2) основные функции реферата: а) информативная; б) воздействующая; 3) задачи реферата: сообщить общие существенные признаки реферируемого источника, объяснить логику мысли автора, убедить в правоте своей позиции по отношению к реферируемому источнику. II. Стилевые черты: 1) обобщенность – отвлеченность; 2) подчеркнутая логичность, доказательность, точность. III. Языковые средства: 1) помогающие выразить обобщенно- отвлеченное значение: глаголы в форме 3-го лица наст. вр. со значением постоянного (вневременного) действия; конкретная лексика, выступающая для обозначения общих понятий; неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции; существительные среднего рода, образованные от глаголов; краткие прилагательные, обозначающие постоянные свойства предметов; устойчивые обороты с отглагольными существительными; 2) языковые средства, выражающие подчеркнутую логичность, доказа-тельность, точность: а) подчеркнутая логичность выражается при помощи: повторяющихся существительных часто в сочетании с указательными местоимениями; вводных слов, указывающих на отношения между частями текста; наречий, выполняющих связующую функцию; конструкций и оборотов связи; подчинительных союзов; сложных предложений; б) для выражения доказательности служат: ссылочные обороты; местоименные слова, выпол-няющие указательные функции; в) точность выражается при помощи: терминов; однозначных слов; цепи родительных падежей; простых и сложных предложений.
 
Форум " Миссия учёного". » Содержание научных исследований. » Инвариант как научная проблема » Информационная модель текста. (Компоненты информационной модели текста.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: