Инвариант в теории текста
|
|
ТатьянаВасильевна | Дата: Суббота, 18.06.2011, 11:19 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Инвариант текста, модифицируемый с помощью вариативных единиц - информационных моделей текста.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Суббота, 18.06.2011, 11:20 | Сообщение # 2 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Нами разработано 17 моделей текстов.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Понедельник, 04.07.2011, 20:00 | Сообщение # 3 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Информационные модели текстов обладают типовыми особенностями, подводчящими их все под инвариант текста.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Понедельник, 04.07.2011, 20:02 | Сообщение # 4 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Например, информационная модель рассказа включает типовые компоненты, характерные и для других рассказов.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Воскресенье, 10.07.2011, 12:45 | Сообщение # 5 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Какие компоненты входят в модель текста?
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Четверг, 14.07.2011, 12:58 | Сообщение # 6 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| В зависимости от того, какие компоненты взяты за основу, информационная модель текста может модифицироваться по-разному. Например: ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕЦЕНЗИИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ (ЖАНРОВ) РАССУЖДЕНИЯ: I. Ситуация общения: 1) направленность рецензии на получателя информации; 2) основные задачи общения: а) информирование, раскрытие содержания книги, ее проблематики; б) выражение мнения; 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) библиографическое описание; 2) общая характеристика книги: а) раскрытие ее проблематики; б) изложение авторской позиции; в) анализ выводов автора; г) объяснение поставленных автором задач; д) обоснование своевременности или несвоевременности выхода в свет данной книги; е) актуальность поднятых проблем; ж) практическая значимость сделанного автором; з) оригинальность концепции автора; и) достоверность или недостоверность исследуемого автором материала; 3) место, которое занимает данная книга в развитии науки. Перспективы развития выдвинутой автором научной концепции. III. Языковой материал: 1) Книга вышла...; Книга выпущена издательством...; книга появилась... 2) характеризуя книгу, нужно отметить следующее: а) Проблематика монографии не исчерпывается указанным выше вопросом...; Проблематика многогранна...; Проблематика статей указанного сборника разнообразна...; Проблема статьи заключается в следующем...; В книге поднята актуальная проблема...; б) Авторская позиция ясна...; Авторская позиция не совсем понятна...; Авторская позиция основывается...; Мне близка позиция автора, который доказывает...; Разделяя позицию автора, мы считаем...; в) Автор делает выводы о том, что...; Автором сделаны выводы...; Автор слишком поспешно делает выводы...; г) Задачи автора таковы...; Автор ставит следующие вопросы...; автором поставлены вопросы следующего характера...; д) Своевременность выхода в свет этой книги трудно переоценить...; е) Тема актуальна...; Проблемы, поднятые автором, актуальны...; ж) Практическая значимость работы несомненна...; Необходимо отметить бесспорную практическую значимость работы...; з) Концепция автора оригинальна...; и) Исследуемый автором материал достоверен...; Это заставляет усомниться в достоверности научных результатов... к) Думается, эта книга сыграет важную роль в развитии науки...; Выдвинутая концепция открывает принципиально новые пути развития науки... Поднятые автором проблемы новы, а тема перспективна... ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕЦЕНЗИИ КАК ЖАНРА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ: I. Ситуация общения: 1) общение со множеством читателей; 2) основные функции общения: а) информативная; б) воздействующая; 3) задачи рецензии: а) сообщить общие существенные признаки предмета речи; б) определить место рецензируемой книги в развитии науки. II. Стилевые черты рецензии: 1) обобщенность-отвлеченность; 2) подчеркнутая логичность, доказательность, точность. III. Языковые средства: 1) выражающие обобщенно-отвлеченное значение: глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия; краткие прилагательные, выражающие постоянные свойства предметов; 2) языковые средства, выражающие: а) подчеркнутую логичность: повторяющиеся существительные (часто в сочетании с указательными местоимениями); вводные слова, выражающие отношения между частями высказывания; наречия в связующей функции; конструкции и обороты связи; б) доказательность: ссылочные обороты; местоименные слова в указательной функции; в) точность: простые и сложные предложения; термины; однозначно понимаемые слова.
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Четверг, 14.07.2011, 13:03 | Сообщение # 7 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АННОТАЦИИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ (ЖАНРОВ) ОПИСАНИЯ может включать следующие компоненты: I. Ситуация общения: 1) направлен-ность аннотации на получателя информации; 2) основная задача - информирование читателя о новинках литературы: книгах, статьях и пр.; 3) функции общения: а) познавательная; б) ценностно-ориентировочная. II. Структурно-композиционные части: 1) выходные данные книги, статьи и т.п.; 2) краткое изложение книги, статьи и т.п.; 3) целевое назначение; 4) для какой категории читателей предназначена книга, статья. III. Языковой материал: 1). Книга выпущена издательством...; Книга вышла...; 2). Книга посвящена...; Сборник статей посвящен...; Статья посвящена...; Книга рассказывает...; Автор статьи рассказывает (сообщает...; делает выводы и т.п.); 3) Цель книги (статьи)...; 4) Книга адресована любителям (самому широкому кругу читателей, научным работникам в области...)
|
|
| |
ТатьянаВасильевна | Дата: Четверг, 14.07.2011, 13:13 | Сообщение # 8 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| Аннотация модифицируется по-разному, в зависимости от исходных позиций.
АННОТАЦИЯ КАК ЖАНР НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО ПОДСТИЛЯ. Для аннотации как жанра научно-информативного подстиля характерны следующие особенности: I. Ситуация общения: 1) общение с читателями как получателями информации о новинках в области художественной, научной, публицистической и пр. литературы; 2) основная функция общения - информативная; 3) основная задача – описать существенные признаки предмета речи. II. Стилевые черты: 1) точность; 2) обобщенность. III. Языковые средства: 1) выражающие точность речи: однозначные слова; термины; двусоставные предложения с независимым инфинитивом в роли сказуемого; 2) выражающие обобщенность речи: краткие прилагательные для выражения постоянного свойства предметов; глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия. АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ. Жанр: 1) кратко инфор-мирующий о содержании и структуре научного произведения; 2) эксплицирующий централь-ную проблему исследования; 3) репрезентирующий цели и задачи автора; 4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии. АННОТАЦИЯ СТАТЬИ. Один из видов школьного сочинения. Создается по следующей схеме: 1. Выходные данные статьи; 2. Краткое содержание статьи; 3. Ее целевое назначение; 4. Для какой категории читателей она предназначена.
|
|
| |