Воскресенье, 17.11.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научная полемика » Отзывы

Р.И.Зайпулаева . О стихах Т.В.Жеребило
[ Скачать с сервера (79.0 Kb) ] 25.02.2011, 19:42
Р.И.Зайпулаева

О стихах Т.В.Жеребило

« Я истину решила разыскать…»
Т.В.Жеребило

Каждый раз, когда беру в руки очередной сборник стихов
Т.В.Жеребило, я с неподдельным предвкушением начинаю читать ее новые стихи, глубоко затаив надежду на то, что этот раз она все-таки нашла ответ на непростой и в то же время очень простой вопрос:где же и в чем истина нашего бытия? На этот вопрос до сих пор так и не смогли дать исчерпывающий ответить ни философы, ни писатели, ни политики, ни языковеды, и вопрос этот не в меньшей степени волнует нас, начиная от ученого до простого грешника. Где же она, эта истина? В любви, печали, радости, на языке, на котором человек выражает свои чаяния, боль, любовь, ненависть, в душе, где нашла укрытие от нашей бессердечной «ржавчины», или за плотным т.е. железным занавесом нашего лицемерия? А может, она шагает рядом с нами, а мы порою даже и не замечаем ее, или делаем вид, что не можем ее отграничить от лжи, несправедливости? А может, мы порою в спешке забываем о ней и до тех пор, пока не оказываемся перед непроницаемой стеной несправедливости, и только тогда, сжигая за собой все мосты, начинаем натиск на пути истины:

Ты истину торопишься найти,
В вопросах вечных разобраться.
Но истина всегда на полпути
Ты разве сможешь с ней тягаться…
( Т.В.Жеребило)
Сжигая за собой мосты, может быть мы не заметили ее и она была где-то там, позади, за тем берегом, с которым соединял нас сожженный мост:

Я истину решила разыскать…
Она ушла улыбкой одаря,
Но как же мне теперь узнать,
Замызганную грязью октября

Ее размелевали под Пьеро,
Под Буратино в маске Арлекино,
Под ложь, укравшую волшебное перо,
Счастливое перо у птицы синей…
(Т.В.Жеребило)

1


2

Автор этих строк-известный языковед Т.В.Жеребило, чья научная жизнь вот уже много лет направлена научные поиски, на новые научные высоты,не раз задумывается над теми ценностями нашей жизни, в которой состояние гармонии фокусируется на таких глубоких и прекрасных началах, как истина, любовь, справедливость, добро ,взаимопонимание, сочувствие, и, наконец, иронии, которой нам порою так не хватает, и к которой мы иногда подходим однобоко, с обидой, а чаще всего - со злобой. И ее строки- строки человека, чьи мысли которого, казалось бы, занимают диссертации, монографии,- еще раз доказывают, что Т.В.Жеребило с такой неподдельной чувственностью очень часто опускается на наш грешний мир, воспринимая и переживая с нами все радости и печали нашего реального и нереального мира:

Ты так прозрачна и легка,
И так приветливо ты манишь
И мчишься за тобой,стремглав,
И только шишки набиваешь.

Я за тобой издалека
Гналась, отчитывая строки,
Увы, тебя не дождалась
Остались только эти строки

(Т.В.Жеребило)

С присущим ей тем же неподдельным чувством иронии, она, продолжая поиски истины, обращается к нашей сильной половине, и с тем проницательным ироническим подходом намекает на воспетое непостоянство женской натуры, на «брожение» наших женских мыслей:

Вы грешники, а может быть, святые
Которым достаются тумаки.
Вы рыцари, а может быть, блатные
Которым благородство не руки

И все ж, когда за правду выступая,
Вы ставите на место подлецов
Без колебаний, я, конечно, понимаю
У истины не женское лицо.

(Т.В.Жеребило)
3

В нашем быстротечном, запутанном, порою в жестоком мире найдется незначительное число людей, которым однажды посчастливилось зафиксировать хотя бы маленький отрезок времени, в котором улеглось чувство полной гармонии, за которым наиболее остро бывают ощутимы состояние печали, боли, на перипетии которых вновь обретается новая надежда на новые душевные переживания. Именно такую «кардиограмму» человеческих переживаний передает Т.В.Жеребило с особым трепетом:

Моя печаль, пришедшая нежданно,
Кольнуло в сердце острою иглой
Моя любовь, до жгучей боли странная,
Торопится войти в закрытый дом.

Она спешит объять весь мир огромный
Взлетая прямо в небо от земли,
Ну, если хочешь, назови ее любовью,
А если проще-болью назови

(Т.В.Жеребило)

Ее цикл стихов «Непридуманные истории любви» невольно возвращают нас к тем ценностям, которыми по-своему была содержательна и прекрасна давно ушедших в мир иной известных людей. И на этот раз строки Т.В. Жеребило, как и многих других поэтов и писателей, доказывают, что есть в мире такие состояния души человека, когда только на миг можно ощутить истинное чувство любви, радости, чувство печали и боли, двух крайностях в которых со всей полнотой и истинным лицом выплывают наши истинные эмоции, и ни один великий актер не сможет сыграть и пережить их так, как переживали их сами герои, которым удалось уловить и ощутить этот миг:

Печальная история любви
Элоизы и Пьера Абеляра
Волнует до безумия в крови,
И кажется нам как-то странным.

Что слаще ароматов мира
Считал он наслаждение любви,

4
Что –Марсель счастью их принцессы, королевы
Безумно позавидовать могли,

Что мощью человеческих страстей
Ум потрясает верные супруги,
И кажется, не может быть сильней
Любви неистовой друг к другу.

Проносится во сне каноник предо мной,
И ты, Элоиза Фульбер,
Мне снишься беспредельно молодой
На кладбище аббатства Сен.

(Т.В. Жеребило)

или:
Воспев любовь, и честь, и добродетель,
О дружбе, благородстве рассказав,
Поэт, как истинный свидетель,
Портрет Тамары написал.

Он пел о том, как вольным взором
Она глядит вокруг себя,
Как непорочным разговором
Слух услаждает, речь ведя…

( Т.В. Жеребило)

И в этих строчках, в которых улеглось столько эмоций, вызванные истинным чувством любви, на миг воссоздается картина поисков другой ветви-истины любви-в данном случае Гойя и герцогини Альбы, Тамары и Руставели, Т.В.Жеребило опять возвращает нас по кругам лабиринта к земным понятиям, к понятиям «таланта», «рождение» и «смерть», между двумя крайностями двух последних блуждает человеческая судьба в бесконечном лабиринте, спотыкаясь о земные трудности, падая и поднимаясь, но «почему-то,- говорит она - талант необъясним, как рождение и смерть», и тем самым дает пространство для размышлений нам - своим читателям. Любой математик, физик сможет озадачить нас трудной задачей и также сможет решить ее, когда мы не в состоянии ее решить, или филолог-языковед направит нас в правильное русло, исправив наши ошибки и грамматического, и орфографического, и стилистического характера, но как объяснить такие понятия как «рождение» и «смерть»:

5
Сон разума или эмоций всплеск-
Чем вызван, твой талант, порочный гений:
Болезнь ли, нищета, богатства блеск
Иль муза творческих сомнений?

Хочу понять, что там произошло,
Как с жаждой жить, уставший от скитаний,
Покинув женщин, Альбе ты шептал:
« Люблю тебя я, Каэтанья»…
или:

По лабиринтам сумрачным своим
Ты шел один, пытаясь все успеть…
Ну, почему талант необъясним,
Как ад и рай, рождение и смерть?

( Т.В.Жеребило)

Каждый раз, когда я читаю эти строки, я тоже пытаюсь понять эту истину, думаю над этими понятиями и ищу ответа на вопрос: почему же не поддаются объяснению такие понятия как «рождение» и «смерть» или понятие «талант»? Если их еще можно объяснить, описывая их признаки и состояния, по которым можно отличить талант от бездарья, рождение от смерти, это не значит, что мы дали исчерпывающее объяснение, ответ на наш вопрос. И нам приходится признаться вслед за Т.В.Жеребило, что понятия эти также необъяснимы, как необъяснима красота, свежесть весны, журчание воды, стойкость и прохладность тополей, зелень травы, необъяснимую пестроту и грусть осени-все то, чем дышит и живет природа Земли, меняя облик и настроение человека, вызывая в человеке все новые и новые эмоции в лабиринте бесконечности:

Видишь, одуванчики раскрылись,
Брызнули золотом своих цветов…
Как же долго-долго они снились…
Очень странный был тот давний сон

В нем смешались радость и печали,
Позабытые обиды и мечты,
И все, что в жизни мне мешало
Обрело вдруг четкие черты…

***

6
Вновь весна беспечная пришла-
Ничего она не принесла,
Только ветер путался в траве,
Позабыв о сладком вешнем сне.

Только, задыхаясь от любви,
Ты шепнул: « Прости и все пойми…»
А весна бушует неспроста:
Ей ночами снится красота
И озер прозрачные купели
Там, где побывать мы не успели,

А весна бушует неспроста:
Ей ночами снится красота
И озер прозрачные купели
Там, где побывать мы не успели

Где струится чистая вода,
Где уходят боли навсегда,
Где в воде прозрачна и легка
Цапля белая колышется слегка,

Где волнуется камыш зеленый
И без устали бегут речные волны,
Где любовь бесстрашна и легка,
И мечта восходит к облакам.

( Т. В.Жеребило)

В этом необъяснимом лабиринте бесконечности как объяснить переход состояния жары в состояние холода, зелень травы, листьев- в пестроту красных и желтых оттенков, прелесть весны- в прохладную грусть осени? Признаюсь, я в не состоянии объяснить эти полярные состояния в природе, но читая строчки Т.В.Жеребило, приходишь к мысли, что все в этом запутанном, сложном лабиринте неизменно и всегда есть состояния, упорядоченные самой природой, в которых негласно проявляется забота о человеке, движущимся по этому лабиринту, и безмолвная забота о человеке нашла свое убежище в межсезонных состояниях природы, т.е. от жары к прохладе, от прохлады к морозу. Согласитесь, ведь все же организовано самой природой, и забота о человеке заложена в ней, чтобы человек постепенно, шаг за шагом двигался по лабиринту. У Жеребило Т.В.
человек в этом лабиринте, достигнув определенного этапа, всегда оглядывается назад, с каким- то особым чувством ностальгии
7
по пройденному пути, на протяжении которого были и радостные, и грустные моменты, и при наступлении холодов, человек глубоко в душе таит грусть по весне, дожив до осени - по весне:

Инеем засыпало деревья,
Сказочно роскошны холода,
Только ждет, как прежде, потепленья
Подо льдом журчащая вода.

Снится ей ночами птичьи стаи,
Прилетевшие попить воды
И вода не мертвая-живая
Заполняет реки и пруды.

Белый лебедь на воду садится,
Журавли курлычут в небесах,
Может, и тебе зимою снится
Наступившая в лугах весна…

( Т.В. Жеребило)

Читая стихи Т.В.Жеребило, не раз убеждаюсь в том, что она с особым чувством любви и искренним сочувствием относится ко всему, что зовется природой - деревьям, птицам,траве,ручейку и.т.п. Кажется, что Т.В.Жеребило всем сердцем сочувствует состоянию низвергнутого тополя, печальной иве и птиц, которые нашли свою стацию благодаря этим тополям, травам:

Кроны тополей спилили,
Когда ночью все вокруг спало,
Там, где мы гулять с тобой любили,
Снегом тротуары занесло.

Ива одинокая застыла,
Скорбною качая головой,
Что же это: не было иль было,
Разве зацветут они весной?

Но сегодня тайна ей открылась:
Так бывает только у людей
Пустота нежданно появилась
Там, где было много тополей.
( Т.В. Жеребило)

8
Если задуматься над вопросом: кто же сильнее, природа или человек? Конечно, мы скажем , что природа, но между человеком и природой ведется постоянное противоборство, и человек порою поступает очень жестоко по отношению к природе и природе только и остается- смириться со своей участью, так и тополям пришлось смириться со свой участью:

Их пилили, забывая о земле,
Их сносили, забывая о прохладе,
Постельга заплачет по весне
Ей на ветки опуститься тоже надо…

( Т.В.Жеребило)

Там, где соколы парили в поднебесье,
Отдыхая на вершинах тополей,
Разрушая в мире равновесье,
Падали на землю тысячи ветвей.

Человек мигрирует по свету,
Птица приурочена всегда
К месту, где привычно летом
Миллионы лет журчит вода.

Стацией зовется место это,
Где из века в век живет она,
Сколько б не пришлось лететь по свету
родина у всех одна

Тополя пилили забывая,
Что без них расплавится земля,
Умерев, упала птица голубая
Рухнули на землю молча тополя
( Т.В.Жеребило)

Казалось бы, спилили тополей, их уже нет, спилили какое-то ненужное дерево. А сколько бед в этих « падающих тысячи ветвях»: вместе с тополями канула в прошлое прохлада, необходимая для земли и человека, стация- дом птиц и голубая птичка, решившая умереть вместе с тополями. Читая эти строки, невольно возвращаешься к тем печальным событиям последних лет, и перед глазами встает мрачная и ужасная картина города Грозный, которому тоже, как и этим тополям, пришлось смириться с печальной участью, затронувшая каждого его жителя, всей Чечни, в целом всей России:

Город, которого нет,
Кто тебя уничтожил?
То ли безумный боец,
То ли случайный прохожий.

В город которого нет
Снова увидит дорога,
То ли расселся свет,
То ль конфликтуешь ты с Богом?

Город, которого нет,
Разве восстанет, как феникс…
Мрачный узор эполет,
Рядом железный Феликс.
9
или:
А в лабиринте зла
Вновь тупики, тупики…
Может, страна там была?
Только в нее не пройти
***
Моя расстрелянная родина,
Моя избитая любовь,
Из ран твоих, не иссякая,
Струится по асфальту кровь.

Она прольется на дороги,
Не в силах пропитать ту пыль
Что появилось здесь из праха
Погибших жизней молодых.

Дороги убегают в небо,
А может, в бездну все ушли,
Никто не знает: путь неведом
Покинувших дома свои.
( Т.В.Жеребило)
Человек и природа – это единое целое: не может быть человеческой жизни без воздуха, без свежести травы, мороза, без дождя и снега, без солнечного света, без плодородия земли. У Т.В. Жеребило гибель человека и «умирание» травы, тополей приравнивается к смерти живого организма, которому и в том и в другом виде дается также тяжело, как любому из нас, живущему на Земле: и травинка, и цветок не теряют последнюю надежду на случай, на выживание:
Забыв, как умирают травы
От зноя и от суеты.
В свое раскошье величавом
Росли беспечные цветы.

Они надеялись на случай,
Что, летом может повезет
И некто ,может быть, могучий
Над ними дождь живой прольет.

Но только шли дожди лавиной,
Безжалостно смывая твердь,
И им в неведенье невинном
Лишь оставалось умереть.

***
10

Как истинный языковед, ученый, Т.В.Жеребило в своей « Хронологии Герменевтики» ведет нас по пути логоса, начиная от Платона, заканчивая Шлейхмахером, по пути, на протяжении которого долго оттачивалась идея толкования текста. Этот долгий процесс «оттачивания» идеи толкования и понимания текста охватывает разные этапы становления герменевтики, как особой ветви науки лингвистики, ибо,как говорит в своей хронологии Т.В.Жеребило:
…Искусство говорить-глашатая искусство,
Искусство прорицания-второе ,
А третье-то,что нам волнует чувства,-
Поэзии творенье святое…




Каждое слово в этой хронологии несет в себе важную информацию вообще о науке « лингвистика», ибо каждый знак в лингвистике несет значение, а учение толкования значения слова ведет к пониманию и автора, и читателя:

…Когда от знака вдруг к значенью
Мы совершаем переход,
То это, значит, к пониманью
Нас Августин собой ведет.

В контексте знаки оживают,
К конгениальности ведут
И все, что автор текста знает,
Читателю понятно тут.

Как автор текста вдохновенный,
Таким же должен быть читатель,
Потенциалом соразмерным
Владеть он должен, как создатель…
( Т.В.Жеребило)

О многогранности таланта Т.В.Жеребило, как языковеда, как поэта,как ученого можно говорить бесконечно, и мы с нетерпением будем ждать от нее новых стихотворений, научных трудов, словарей. Завершая свой отзыв на многограннее творчество Т.В.Жеребило, хочется сказать хотя бы несколько слов об этом удивительно хорошем, добром и отзывчивом человеке.

11


Прежде всего, Т.В.Жеребило- очень интересная в общении человек: каждый день от нее можно узнать очень много интересного не только по части лингвистики, но и много интересного и полезного обо всем, что происходит сегодня в стране и в мире, у нее всегда свое мнение или отношение к тому или к другому актуальному на сегодня аспекту, она всегда принципиальна в своих суждениях и оценках. Т.В.Жеребило – добрый и надежный член и друг нашей кафедры, нашего университета и любого человека с добрыми намерениями! СПАСИБО Вам, Татьяна Васильевна!

Категория: Отзывы | Добавил: ТатьянаВасильевна | Теги: поэтический клуб, отзыв, стихи, Зайпулаева Римма
Просмотров: 660 | Загрузок: 117 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 5
Зачем я пишу стихи и зачем Римма пишет отзывы?

Римма - эмоционально одарённый исследователь

Собственно, кто такие литературные критики? smile smile smile

Я часто просматриваю этот отзыв. В нём есть что-то непосредственное. tongue tongue tongue

Если бы Римма не была преподавателем, она была бы литературным критиком. tongue angel book bye hands heart heart heart

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0