Искажение архетипа символа как фактор разрушения этнокультуры
Альбеков Нурвади Насруддинович
к.филол.н., зав. отд. языка и
литературы ИГУ АНЧР
«Символ представляет собой закон или регулярность, действие которой распространяется на неопределенное будущее»,[1] отмечает один из основателей семиотики Ч. Пирс. Любой знак становится символом только после мажоритарного принятия обществом предмета, явления или понятия в качестве символа. Сам факт, что символ имеет жизнеспособность только «на неопределенное будущее», говорит об изменчивости и периодичности духовно-материальных ценностей в определенном обществе. Однако важность символа заключается в том, что он становится одним из наглядных признаков интерпретации картины мира социумом на определенном этапе развития общества, объединяющим в себе инвариантные свойства основных ценностных концептов данного общества, таким образом, приобретая значимое для данного социума свойство. П. Флоренский, указывая на важность символа, пишет: «Символ – такого рода существо, энергия которого растворена с энергией другого, высшего существа, поэтому можно утверждать, – хотя это могло бы показаться парадоксальным,– что символ есть такая реальность, которая больше себя самой» [2 ].