Жеребило Т.В. РЕЦЕНЗИЯ на коллективную монографию «Модернизация содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя в свете компетентностного подхода» под общей редакцией Т.Н. Ломтевой и Е.А. Головко Актуальность рассмотрения проблем модернизации современного лингвистического образования с точки зрения компетентностного подхода и использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке лингвистов-преподавателей в настоящее время не вызывает сомнений в связи со все возрастающими требованиями к подготовке специалистов в различных областях профессиональной деятельности. Расширение экономических и научно-технических связей с зарубежными странами, участие отечественных специалистов в международных торгово-промышленных ярмарках, научных конгрессах и симпозиумах, налаживание двусторонних контактов с иностранными фирмами, создание совместных предприятий – это всё требует сегодня проявления высокого уровня информационной и коммуникативной компетентности. Эта тематика особенно актуальна в контексте поставленной задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Стратегия модернизации рассматривает готовность и способность людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества как ожидаемый результат образования, востребованный профессиональным сообществом. Гуманистическая парадигма, ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта собственной созидательной профессиональной деятельности, в том числе коммуникативной. Но только этим актуальность работы не ограничивается. Она, кроме того, обусловлена, с одной стороны, потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных к диалогу культур. С другой стороны – недостаточной сформированностью инфокоммуникационной компетенции у выпускников учебных заведений. Разрешение имеющего место противоречия действительно представляет актуальную научную проблему. При этом авторы исходят из того, что существующий разрыв с необходимостью ставит проблему поиска новых методов и приемов внедрения инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Исследование одного из возможных путей решения поставленной проблемы с точки зрения компетентностного подхода и составляет содержание рецензируемой работы. Работа представляет определенный практический интерес: аналитический материал в силу значительной степени инвариантности его предметного содержания может быть адаптирован для филологии, лингводидактики, переводческой практики. Однако при всех достоинствах рецензируемое исследование не свободно от определенных неточностей, невыправленных опечаток и нуждается в редактировании. Однако отмеченные недостатки не меняют в целом положительной оценки исследовательской работы, указанные замечания могут быть легко исправлены, а коллективная монография, представляющая новый подход к изучению и анализу межкультурной коммуникации, при их исправлении, может быть рекомендована к опубликованию. Доктор педагогических наук, профессор. Ингушского государственного университета Т.В. Жеребило
|